Открытый урок русского языка, проведенный в 8«В» классе учителем русского языка и литературы Маммаевой Кистаман Гаджимурадовной
Тема: « Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: урок - практикум.
Цель:
Воспитывающая цель:
1.Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.
2.Сформировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы. Воспитывать умение слушать отвечающих.
Развивающая цель:
1.Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
2.Обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ.
Обучающая цель:
1.Познакомить учащихся с понятием обособления, условиями обособления определений.
2.Сформировать у учащихся умений видеть обособленные определения в предложении, правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях, интонационно правильно произносить их.
Оборудование урока: интерактивная доска, карточки с текстом и заданиями, портреты А.С.Пушкина и И.С.Тургенева, репродукция картины А Герасимова «После дождя».
Ход урока
Организационный момент.
(2-3 мин.)
Слово учителя.
(Актуализация проблемы)
На сегодняшнем уроке в центре нашего внимания будут обособленные определения, выраженные причастиями и причастными оборотами. Этот урок особенный: вы сегодня не просто ученики – вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, а также узнать, какие способы обособления определений существуют.
Вступительная беседа по теме.
Вам знакомо слово « обособление»?
Какие ассоциации у вас возникают со словом «обособление»?
Что вы уже знаете по этой теме?
( Понятие об обособлении вводилось мною при изучении тем: «Причастный оборот»,
« Деепричастный оборот» в 7 классе). Вот видите, в вашей памяти это хранится, значит это вам нужно).
Подберите однокоренные слова к слову « обособление»: особа, особенный, обособиться, обособленный.
Сформулируйте значение слова «обособление» (обособление – это выделение)
Что можно обособлять в предложении?
Запишите пример: Сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел.
Найдите обособленный член предложения.
Какую роль он играет в предложении?
Как происходит обособление в устной и письменной речи?
Сделайте вывод: какие члены предложения называются обособленными?
(Обособленные члены предложения – это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу (придают добавочное значение) и интонационно. На письме выделяются запятыми, при устной речи – паузами.)
Уточнение образовательного объекта.
Сегодня мы будем с вами говорить об обособленных определениях.
Задайте себе вопрос: что я хочу знать по этой теме?
Зачем мне это надо знать?
(Когда обособляются определения?
Зачем обособляются определения?
Что нужно знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложении.)
Итак, цели мы себе поставили, теперь будем стремиться к их достижению.
Конкретизация задания.
Прочитайте примеры: (примеры «записаны» на интерактивной доске)
Назовите, из каких произведений эти примеры?
Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая.
Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами.
Я опустил циновку, закутался в шубу, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.
Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.
Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости.
Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой.
Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.
Передо мной белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху.
У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.
Мы вошли в ворота и очутились на небольшом дворике, до половины заросшем дикими яблонями и крапивой.
Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению в Россию.
Что общего в этих примерах?
Найдем определения. Чем они выражены?
Чем выражены определяемые слова?
Нарисуем схемы. ( Выводятся на доску)
Физкультминутка: Давайте на минуту отвлечемся перед тем, как приступить к выполнению более сложного задания. Сухомлинский когда-то сказал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Давайте для того, чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев, теперь потянитесь, соберитесь, слушайте задание:
На основе предложенных выше примеров, попробуйте сформулировать правила, когда обособляются определения.
Решение образовательной ситуации.
Учащиеся самостоятельно формулируют правила обособления определений.
Демонстрация образовательного продукта.
Учащиеся предлагают свои варианты.
На доске записывается основное в виде формул:
Работа с культурно-историческими аналогами.
Ребята, давайте сравним наше правило с тем, которое предлагается в учебнике.
(стр. 135, 142)
Делается вывод, что в учебнике рассказывается о том, что, помимо определений, так же обособляются и приложения, также уточняется то, что в этом правиле есть исключение (речь о примечании). Учитель поясняет, что главная задача на сегодня – усвоить основные правила обособления согласованных определений.
Давайте подведем итог: когда, при каких обстоятельствах обособляются определения?
Давайте подведем итог: когда, при каких обстоятельствах обособляются определения?
Закрепление новой темы.
( Объяснительный диктант)
Дубы, покрытые молодой листвой, потрясли меня
Усталый, я лег отдохнуть под большим кедром.
Эти звуки, тихие, грустные, потрясли меня.
Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.
Плыли над хутором белые, тронутые изморозной белизною облака.
И я, исполненный мучительного счастья, любящий, чую взор в тревожном полусне.
Поля, и лес, еще не одетый листвой, и весенний разлив, заполнивший низину, - все было залито ярким солнечным светом.
В начале урока мы говорили об исследовании. Вы не забыли? Материалом для исследования будет служить фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Знакомство с этим произведением вам предстоит на уроках литературы в IX классе.
-Раздаются карточки с вопросами.
-Текст выводится на интерактивную доску.
- Репродукция картины выводится на интерактивную доску.
Текст читается вслух заранее подготовленным учеником.
Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой , остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу… В стороне , у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины.
- Какую картину вы представили, читая текст?
-Сравните ваши впечатления с изображением сада на репродукции картины художника А. Герасимова « После дождя»
Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками.
- А как это удалось сделать Гоголю? Какую роль в этом сыграли причастия?
Работа с текстом и вопросами на карточках, розданных заранее.
В течение 5-7 минут учащиеся работают в группах. Затем представитель от каждой группы выступает с результатами исследования.
Карточка № 1.
Вопросы для первой группы.
К какому типу речи относится данный фрагмент?
Что описывает автор?
В каком стиле написан текст?
Отвечая на вопросы, приводите примеры из текста.
( «Данный фрагмент является описанием природы. Типовым значением для него служит предмет и его признаки. Стиль текста – художественный. В тексте много причастий, благодаря которым мы ощущаем дыхание сада, его стремление к солнцу. Здесь много олицетворений: хмель, глушивший внизу кусты бузины; бежавшая узкая дорожка)
Карточка № 2.
Вопросы для второй группы.
Представлены ли в тексте обособленные определения , выраженные причастными оборотами?
Какой ритм они создают?
Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. к какому выводу вы пришли?
* Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.
( « В этом тексте много причастных оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол березы, лишенный верхушки; хмель, глушивший внизу кусты бузины, и др.
Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии.
Мы расположим строки, как в стихотворении:
Старый, обширный,
Тянувшийся позади дома сад,
Выходивший за село
И потом пропадавший в поле,
Заросший и заглохлый,
Казалось, один освежал
Эту обширную деревню
И один был вполне живописен
В своем картинном опустении.
Причастные обороты придают прозаическому тексту ритмичность, мелодичное звучание».
Итог.
« Фрагмент из поэмы Гоголя – поэтическое описание старого, заброшенного сада. Художественные средства языка делают пейзаж видимым, зримым. В этом огромная, изобразительно-выразительная роль причастий и обособленных определений, выраженных причастными оборотами».
Какие члены предложения называются обособленными?
Повторите, пожалуйста, когда обособляется согласованные определения?
Мы с вами выяснили, когда обособляются определения, а зачем они нужны, какую роль играют в предложении?
Рефлексия.
Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?
Что было самое трудное?
Нарисуйте рот человечку в соответствии с вашим впечатлением от урока.
Домашнее задание на выбор. Учитель комментирует.
Изобразить зимний лес как деятельное, одухотворенное существо, включив в описание обособленные определения, выраженные причастными оборотами. В качестве образца использовать фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя « Мертвые души»
Упр. 293.
Урок состоял из следующих этапов:
Организационный момент.
Создание образовательной напряженности (вступительная беседа по теме)
Уточнение образовательного объекта.
Конкретизация задания.
Решение образовательной ситуации.
Демонстрация образовательного продукта
Работа с культурно-историческими аналогами (в данном случае это примеры из художественных произведений)
Закрепление.
Рефлексия.
Постановка домашнего задания.
Итоги.