СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме: «Существительные общего рода»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для учителей русского языка и литературы,работающих в 6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 6 классе по теме: «Существительные общего рода»»

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме:

«Существительные общего рода»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний (изучение нового материала).

Цели: дать понятие существительное общего рода; учить различать имена существительные общего рода и употреблять в речи; развивать познавательный интерес

Задачи:

  1. Обучающая – распознавать имена существительные общего, согласовывать существительные общего рода с прилагательными, глаголами прошедшего времени порядковыми числительными и местоимениями; закрепить знания об имени существительном.

Развивающая – способствовать формированию и развитию речи, мышления, внимания, воображения, памяти, наблюдательности; пробудить творческую активность учащихся.

Воспитательная – воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей; развивать интерес к русскому языку.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.

Планируемые результаты:

Предметные: знать о существительных общего рода, о возможном нарушении норм литературного языка при употреблении данных существительных, уметь согласовывать глаголы прошедшего времени и имена прилагательные с существительными общего рода.

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Ход урока:

Орг.начало

-Здравствуйте, я рада видеть вас, ребята, и вас, гости, на уроке русского языка.(слайд   )

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Сядьте ровно, ножки вместе,

Руки положи на стол.

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

- Записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы урока, которую мы определим позже.

Словарная работа

1)- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, попробуйте отгадать его по описанию-загадке:(слайд  )  Усатый общественный транспорт (троллейбус).

- Читаем  слово орфографическим чтением, записываем в тетрадь,  определяем  его грамматические признаки (м.р., ед.ч., 2 скл., нариц.,неодуш, И.п.)

- Представьте, что мы едем на троллейбусе (вешаю на доску), я буду контролером, а вы пассажирами. За правильный ответ на уроке вы получаете билет на проезд, кто ни разу его не купит, тот заяц и будет оштрафован спецзаданием на дом.

2) Ну что, поехали!  Работаем дальше со словарными словами.

- На слайде   вы видите словарные слова. Прочитаем их.

- Выпишите те слова, в которых допущены ошибки. Списать без ошибок.

Слова на слайде: ДОГОВОРЁННОСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ДАБЫЧА, СОСТЯЗАНИЕ, ПОДРОЖАТЬ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.

- Проверяем, сравниваем со слайдом (самопроверка) Слайд   (Раздаю жетоны тем, у кого выписаны правильно оба слова.)

Активизация опорных знаний.

- Едем дальше. Наше путешествие продолжается по городу Существительное. Мы проезжаем знакомые улицы. (слайд   )Что нового мы уже узнали об этой части речи? (что такое разносклоняемые существительные, правописание падежных окончаний разносклоняемых сущ-х, что такое несклоняемые сущ-е, научились определять род несклон-х сущ-х)

- Проверим, как вы умеете на практике применять свои знания.

1)Работаем с карточками: вставить пропущенные буквы, определить  падеж, склонение.

- Меняемся тетрадями.

 Задание: вставь пропущенные буквы,

 определи падеж и

 склонение у существительных.

1.шли от деревн…

2. стоял на алле…

3. выступал на лекци…

4. букет из сирен…

5 вышел из метр…

6. о внимани… на урок…

7. время от врем…н…

Взаимопроверка (даю ключи слайд     ). Оцениваем по трёхбалльной системе. На полях карточки напишите, сколько бы вы поставили баллов. За каждый балл - билет.

2) Лексический диктант. Цель: повторить особую группу существительных, а как она называется вы скажете после диктанта.

- Я диктую значение слова, а вы записываете это слово в тетрадь.

Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов (депо). Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло).  Спортивная игра в мяч на воде (поло). Низкорослая шотландская лошадь (пони). Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей (филе). Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (тире).

- Как называются существительные, которые вы выписали? (несклоняемые). Определите род всех существительных. 

- Проверяем сами -  Слайд     : депо, табло, поло, пони, филе, тире, забияка. Оцениваем снова по 3-хбальной системе. Пишем на полях.

-  Вот вам ещё одно слово. Как называют человека, который любит затевать драки, ссоры (забияка). – вешаю на доску.

 -Какого рода это слово?

- Почему? А можно сказать о Мише, что он забияка? А об Оле? Какого рода это слово? Мужского или женского?

- Так какова же цель нашего урока?

  Учебная задача. Мы должны решить с вами, что это за существительные, к какой группе слов они относятся; какая форма рода им свойственна.(открываю на доске)

Изучение новой темы. Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем на неизвестную нам улицу города Существительного. Чтобы узнать, как называется эта улица надо выполнить задание.

Прочитайте, определите род выделенных слов (слайд    ).

«Умница»,- сказала мама Вере

 «Что же ты за непоседа!»- воскликнула бабушка, глядя на внучку.

«Ну и копуша же ты, Варя»,- не выдержал отец.

- Назовите род выделенных слов.

- Что помогло вам его определить? (Ключевые слова, контекст.)

  - Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? Попробуйте заменить в этих предложениях женские имена собственными мужскими.

- С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность? (Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде.)

- Как определить их род? ( по контексту)

- Как вы считаете: можно ли их род назвать общим?

Вывод. Итак, мы определили тему нашего урока  «Существительные общего рода».  Записываем её в пустую строчку. Давайте теперь мы конкретно скажем, чему должны научиться на уроке. Цели?(слайд     ) А улица, на которую мы приехали, называется Существительные общего рода.

 Работа по учебнику. Прочитайте правило на стр. 96 п.41 (вверху страницы) и убедитесь, что в результате наблюдения и рассуждения мы с вами правильно определили признаки существительных общего рода.

 (слайд              – определение)

- Один учащийся читает вслух.

- А сейчас мы будем учиться находить существительные общего рода и определять их род.

Закрепление

Задание: выпишите существительные общего рода (на слайде             предложения из басен И.А. Крылова), определите род, где это можно. Работаем коллективно. За правильный ответ даю билеты.

    Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.

    «Ах ты обжора! Ах, злодей!»- тут Ваську повар укоряет.

    «Как расшумелся здесь! Какой невежа!»- про дождик говорит на ниве камень лежа.

    Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.

  - Скажите: вам трудно было определить род существительных общего рода? (Нет.)

- Почему? (Помог контекст.)   

Работа с электронным словарём, простыми словарями.

- нам встретились два слова почти одинаковых. Нужно узнать, в чём разница.  Работает с толковым словарём Ожегова. Даю билеты.

Выпишите кратко значение (невежа – невоспитанный, невежда – необразованный).

Вывод. Как мы видели, существительные общего рода встречаются в баснях И.А. Крылова. С какой целью они употребляются? (Дать характеристику герою точно, лаконично, метко.) 

А какую оценку дают именно эти существительные отрицательную или положительную? (отрицательную)

- Назовите примеры положительных (трудяга, умница, егоза)-даю билеты

 А в разговорной речи употребляются такие существительные? (Да.)

Приведите пример из УНТ. (слайд      – дразнилки)                      

- В старину  и сейчас про людей придумывали дразнилки

                       ( жанр фольклора)

                      а) Плакса, вакса, гуталин

                           На носу горячий блин

                           Плакать не годится

                           Можно простудиться

                      б) Жадина - говядина

                           Три копейки дадено

                            За четвертую копейку

                            Расшибется об скамейку.

- Вспомните, а какие дразнилки знаете вы?

Вывод: сфера употребления  существительных общего рода – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека), а  в быту, в разговорной речи - это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику.

Исследование в группах (слайд                  ): на карточках даётся речевой материал и вопросы, работают самостоятельно, в конце заполняют карточку-подсказку.

Предложения для анализа

Вопросы

Дежурный врач Иванов выписал рецепт.

Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

Строгий тренер Свиридов выжал из нас все силы.

Строгий тренер Свиридова выжала из нас все силы.

Кого называют выделенные существительные?

Какого они рода?

Лиц какого пола они обозначают?

В каком роде употреблено с ним прилагательное?

В каком роде употреблён глагол прошедшего времени?

Выделенные существительные - это существительные общего рода?

Карточка-подсказка:

Существительные мужского рода, называющие лиц по _____________, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц _________________пола, так и лиц _____________пола.

Глагол – сказуемое в __________времени  при таком подлежащем-существительном ставится в ____________роде, если речь идёт о мужчине, и в ____________роде, если речь идёт о женщине.

Определение – прилагательное с таким существительным употребляется всегда в _____________роде.

Например: Весёл.. бригадир Сафронова поехал..  в поле с песнями.

- Зачитывают карточки-подсказки. Если вам всё понятно, то вы должны правильно вставить буквы в предложении. Проверьте (слайд           )- даю билеты.

Подведение итогов.

- Мы выехали за город.  Время подводить итоги нашего урока.

- Подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей? Посчитайте количество проездных билетов. Есть ли у нас сегодня зайцы? Запишите в тетради на полях общее количество билетов. Потом посмотрим повнимательней и выставим оценки.

Д\З – упр230, 231, учить правила п.41. А можно написать сочинение о том, как проходило путешествие по городу Существительного общего рода.

- До свидания. Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!