Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
(3 класс Образовательная система «ПНШ»)
Тип урока: урок рефлексии
Цели предметные: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи на формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
повышение уровня мотивации учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
формировать у обучающихся способность к рефлексии;
отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Познавательные УУД:
создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
развивать наблюдательность и умения рассуждать;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинаю я урок.
II. Эмоциональный настрой.
- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?
- А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Глазками прочитайте число,
Двадцать первое января.
Классная работа. Словарь.
Запишите в своих тетрадях, помните об орфограммах.
К нам прилетели загадки. На снежинках дети читают загадки и записывают отгадки.
Запишите отгадки в три столбика: 1.2.3 скл.
Слайд №4. Проверь себя
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Погода болото лошадь
Дорога декабрь морковь
осина январь кровать
февраль
Какая это часть речи?
IV. Разминка.
-А сейчас давайте вспомним опорные знания по данной теме. Я предлагаю для этого провести разминку.
Вопросы:
Что называется именем существительным?
Как изменяется имя существительное?
Что значит просклонять имя существительное?
Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Как проверить безударное окончание имён существительных?
III. Постановка задач урока.
-Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.
Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений».
-Это первый урок по данной теме? (нет)
- Каковы будут задачи урока? (выслушиваю детей)
- Давайте сравним их с задачами, которые поставила я.
Задачи:
1. Показать, умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Проверить навыки правописания падежных окончаний имён существительных.
Итак, задачи поставлены.
V. Повторение алгоритма.
- А теперь повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных.
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
По опорным словам.
1 склонение – весна, земля
2 склонение – сон, колесо
3 склонение – рожь
2. По таблице окончаний.
| 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п. | -ы, -и | -а, -я | -и |
Д.п. | -е | -у, -ю | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
Итак, вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к работе.
VI. Работа по теме урока.
1.Работаем в парах. Пользуясь инструкцией, вставь пропущенные окончания в имена существительные. Объясни соседу свой выбор.
Сравните с образцом на доске(2 учащихся, проговаривая инструкцию объясняют выбор окончания):
Думать о сын…
Подойти к лошад…
2.Самостоятльная работа.
Написать окончания имен существительных.Обосновать свой выбор.
Вариант 1.
1.На моторной лодк.. туристы быстро добрались до березовой рощ.. .
2.В спальн.. на кроват.. сидела бабушка.
Вариант 2.
1.На крыш.. избушк.. плотным слоем лежал снег.
2.На большой скорост.. мчится по степ.. грузовая машина.
Самопроверка по слайду на доске.
3. Слуховой диктант с сигнальными карточками.
Искать в рощ.. , жить в деревн.. , расти в пол.. , расцвел на дерев.. , убежал от девочк.. , играть на свирел.. , не нашел трост.. , спрятался в малин.. , устроился в город.. , остался в пустын.. , договориться о свидании..
4.Работа в группах.
Определите, в какой строке во всех словах окончание –И?
1) У бабушк.., о дом.., в стран.., на кошк..
2) На зелен.. , в пачк.., у девушк.., в кошельк..
3) На зорьк.., в берлог.., у рощ.., из ткани..
4) О сирен.., у девочк.., без песн.., к двер..
Определи, в какой строке во всех словах окончание –Е?
1)Из пустын.., на завод.., в песк.., до дяд..
2)О вечер.., на природ.., по погод.., в фильм..
3)На тропк.., о чест.., в темнот.., у черемух..
4)О жизн.., в ноч.., о дружб.., о помощ..
VII. Итог урока.
-Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?
- Достиг ли наш урок желаемых результатов? (выслушиваю ответы детей )
VIII. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. И сейчас каждый из вас должен заполнить карточку, в которой сможет оценить свою работу.
Я работал(а) с _____________________________ настроением.
Я __ доволен собой.
Я испытываю затруднения, когда ______________________________________________ .
Я работал (нужное подчеркнуть) активно и не допускал ошибок,
не очень активно и допускал небольшие ошибки,
редко и много ошибок.
(Несколько человек зачитывают )
-Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок? (Этим детям можно поставить «5»)
Тот, кто не очень активно и были ошибки – это «4»,
редко и много ошибок - «3».
IX. Домашнее задание. А дома вы ещё раз потренируетесь в определении склонения, падежей и падежных окончаний имён существительных в рабочей печатной тетради.