1. Работа в учебнике. 1. Упр. 243 – наблюдение над окончаниями имён существительных мужского, женского и среднего рода. Ученики читают слова, называют окончания, устанавливают сходство и различие в окончаниях. 2. Упр. 244 – ученики наглядно обобщают информацию об окончаниях в схемах. Коллективная работа под руководством учителя. Ученики вписывают окончания.О бразец записи окончаний: – Как отличить окончания в м.р. и ж.р.? (Окончания -а, -я в м.р. бывают только у одушевлённых существительных, называющих мужчин (лиц мужского пола), в остальных случаях – окончание -а, -я указывает на ж.р.) Методическая рекомендация: лучше в ж.р. сначала записать слова с окончаниями -а, -я, затем с нулевым окончанием. 2. Систематизация знаний об имени существительном. 1. Беседа. – Что такое имя существительное? – Какие признаки есть у этой части речи? Почему они называются постоянными? 2. Упр. 245. Частичный разбор имени существительного как части речи. Образец записи дан в упражнении. Методическая рекомендация: перед определением признаков у имён существительных сообщить детям, что если признаки постоянные, то они есть у всех форм этого слова и будут одинаковыми. Легче всего определять признаки, когда существительное отвечает на вопрос кто? или что? (П. это начальная форма существительного). Поэтому изменяем существительное так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? что? 3. Упр. 246 – развитие лексических и речевых умений, наблюдение над синонимами и составление с ними предложений. Выполняется в следующей последовательности: 1) устное составление предложений; 2) списывание с указанием рода существительных; 3) вывод: существительные-синонимы – это необязательно слова одного и того же рода; 4) обозначение в словах знакомых орфограмм. 4. Упр. 247 – самостоятельный подбор существительных-синонимов (можно с опорой на словарь). – Я принесла Словарь синонимов. Как вы думаете, для чего он нужен? – Как им пользоваться? Учитель показывает на примере одной статьи. Затем подбирают синонимы к словам (один из учеников-консультантов дополняет словами из словаря), записывают их и определяют род: Буря (ж.р.), ураган (м.р.), тайфун (м.р.). Воин (м.р.), солдат (м.р.), боец (м.р.), витязь (м.р.). Всадник (м.р.), наездник (м.р.). Ливень (м.р.), дождь (м.р.). Ученики устно составляют предложения с отдельными словами (например, солдат, воин, витязь), чтобы выяснить оттенки значений. Частичный разбор двух существительных (по образцу) с комментированием на доске и в тетрадях. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. |