СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка по теме "Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода" (3 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка по теме "Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода" (3 класс).»

Дата 20.01.2018

Класс 3 «В»

Предмет русский язык


Технологическая карта урока № 68


Целевой блок

Тема

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода.

Цель


Научить определять род имён существительных.

Формировать УУД:

Личностные:

- умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции,

- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные:

- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план),

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других,

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

- умение оформлять свои мысли в устной форме,

- умение работать в паре.

Познавательные:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,

- умение представлять информацию в виде схемы,

- умение выявлять сущность, особенности объектов,

- умение на основе анализа объектов делать выводы,

- умение обобщать и классифицировать по признакам,

- умение ориентироваться на развороте учебника,

- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь определять грамматические признаки имён существительных,

- уметь определять начальную форму имени существительного,

- уметь использовать имёна существительные в речи.

Метапредметные:

Личностные:

- уметь выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции,

- уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные:

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,

- уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план),

- уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- уметь слушать и понимать других,

- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

- уметь оформлять свои мысли в устной форме,

- уметь работать в паре.

Познавательные:

- уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,

- уметь представлять информацию в виде схемы,

- уметь выявлять сущность, особенности объектов,

- уметь на основе анализа объектов делать выводы,

- уметь обобщать и классифицировать по признакам,

- уметь ориентироваться на развороте учебника,

- уметь находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:

– совершенствовать умение определять род имени существительного,

- формировать умение сопоставлять русский язык с другими языками,

– совершенствовать умения устной и письменной речи: подбирать синонимы к словам, употреблять синонимы в речи.

Способствовать развитию:

- умения анализировать окончания существительных разных родов, определять основные признаки имён существительных – одушевлённость/неодушевлённость и род, мотивировать их выбор.

Воспитывать:

- культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе.

Тип урока

Урок повторения предметных знаний.

Учебно-методический комплекс

- учебник «Русский язык» для 3-го класса Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 2 ч.,

- лист для самооценки,

- тетрадь,

- электронные физкультминутки,

- диск «Русский язык» 3 кл.,

- алгоритм самооценки.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Часть речи, имя существительное, мужской род, женский род, средний род, окончание.

Организация пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа.

Межпредметные связи

Литературное чтение.


Организация урока:



Этапы урока

Ход урока

УУД


Ι. Актуализация знаний.











– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Словарная работа.

– Знаете ли вы, ребята, что есть языки, в которых не три рода, как в русском языке, а намного больше? Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, мать), класс животных, класс вещей, класс круглых предметов и др. Возьмём такие существительные:

колесо, кофе, какао, блюдце, молоко, баранка, шофёр, мужчина, женщина.

– Распределите эти существительные по родам-классам, как в языках народов Африки:

названия названия класс,

жидкостей круглых предметов обозначающий людей

– Укажите род этих существительных в русском языке, обозначьте орфограмму.

– Род каких слов надо запомнить? (Кофе, какао.)

– Какое слово вы выбрали в задании № 4, тема 7 в рабочей тетради?

– Как вы его нашли? (Род слова шампунь надо запомнить.)

– Какие признаки есть у слова кенгуру? (Вспомните задание № 3 в рабочей тетради.)


Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

























































II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.





Рассмотрите схему, сформулируйте тему урока.


План.

Учитель вместе с детьми составляет план.


– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)


III. Развитие умений.


1. Работа в учебнике.

1. Упр. 243 – наблюдение над окончаниями имён существительных мужского, женского и среднего рода.

Ученики читают слова, называют окончания, устанавливают сходство и различие в окончаниях.

2. Упр. 244 – ученики наглядно обобщают информацию об окончаниях в схемах.

Коллективная работа под руководством учителя. Ученики вписывают окончания.О
бразец записи окончаний:



– Как отличить окончания в м.р. и ж.р.? (Окончания , в м.р. бывают только у одушевлённых существительных, называющих мужчин (лиц мужского пола), в остальных случаях – окончание -а, указывает на ж.р.)

Методическая рекомендация: лучше в ж.р. сначала записать слова с окончаниями -а, -я, затем с нулевым окончанием.

2. Систематизация знаний об имени существительном.

1. Беседа.

– Что такое имя существительное?

– Какие признаки есть у этой части речи? Почему они называются постоянными?

2. Упр. 245. Частичный разбор имени существительного как части речи. Образец записи дан в упражнении.

Методическая рекомендация: перед определением признаков у имён существительных сообщить детям, что если признаки постоянные, то они есть у всех форм этого слова и будут одинаковыми.

Легче всего определять признаки, когда существительное отвечает на вопрос кто? или что? (П. это начальная форма существительного). Поэтому изменяем существительное так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? что?

3. Упр. 246 – развитие лексических и речевых умений, наблюдение над синонимами и составление с ними предложений.

Выполняется в следующей последовательности:

1) устное составление предложений;

2) списывание с указанием рода существительных;

3) вывод: существительные-синонимы – это необязательно слова одного и того же рода;

4) обозначение в словах знакомых орфограмм.

4. Упр. 247 – самостоятельный подбор существительных-синонимов (можно с опорой на словарь).

– Я принесла Словарь синонимов. Как вы думаете, для чего он нужен?

– Как им пользоваться?


Учитель показывает на примере одной статьи.

Затем подбирают синонимы к словам (один из учеников-консультантов дополняет словами из словаря), записывают их и определяют род:

Буря (ж.р.), ураган (м.р.), тайфун (м.р.).

Воин (м.р.), солдат (м.р.), боец (м.р.), витязь (м.р.).

Всадник (м.р.), наездник (м.р.).

Ливень (м.р.), дождь (м.р.).

Ученики устно составляют предложения с отдельными словами (например, солдат, воин, витязь), чтобы выяснить оттенки значений.

Частичный разбор двух существительных (по образцу) с комментированием на доске и в тетрадях.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


IV. Итог урока.



– Задайте вопросы по теме урока (можно по рядам: один ряд другому и т.д.).

– Какие признаки есть у имён существительных?

– Как определить род?

– Какие окончания бывают в мужском, женском, среднем роде?

– Что такое синонимы?


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?



V. Домашнее задание.


1. Упр. 4 (устно), 5, с. 30.

2. Подготовиться к словарному диктанту (с. 29).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!