Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015»
Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока : «Имя числительное как часть речи».
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.
Форма учебного занятия: урок комбинированного типа.
Цель учебного занятия: формирование у учащихся представления об имени числительном как о части речи, его грамматических признаках, синтаксической роли.
Задачи:
- личностные:
развивать уважительное отношение к родному краю, своему отечеству;
развивать умение полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике;
воспитывать у учащихся любовь к русскому языку и бережное отношение к нему.
- метапредметные:
развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией;
развивать у учащихся логику, умения систематизировать, делать общие выводы;
развивать интерес к истории родного края;
- предметные:
формировать умение находить числительные в тексте и отличать их от других слов со значением числа;
формировать умение правильно употреблять числительные в речи;
развивать умение правильно склонять имена числительные.
Планируемые результаты:
личностные:
формирование познавательного интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;
развитие творческих способностей, организованности, ответственности за сделанную работу;
формирование коммуникативных навыков.
метапредметные:
принятие и сохранение учебной задачи; умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, последовательность действий; осуществлять взаимоконтроль (регулятивные УУД);
формулировать познавательную цель; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения; перерабатывать информацию и предъявлять её (познавательные УУД);
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи (коммуникативные УУД).
предметные:
формирование представления об имени числительном как части речи;
умение отличать числительное от других частей речи;
умение видеть числительные в тексте и понимать их роль.
Оборудование:
мультимедийный комплекс (персональный компьютер, проектор);
компьютерная презентация;
карточки для самоанализа;
карточки для создания интеллект - карт;
тексты для анализа.
Ход учебного занятия:
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
Слайд 2.
Учитель: Добрый день, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок с интересной информации.
Слайд 3.
Учитель: В 2015 году на территории музея-заповедника «Куликово поле» завершится строительство нового музейного комплекса. Он появится в к 635-летию празднования Куликовской битвы. Какая часть речи помогла нам получить информацию о предстоящем юбилее Куликовской битвы?
Учитель: А сейчас попробуем определить, какой части речи будет посвящён сегодняшний урок?
(Примерные ответы детей: имени числительному).
Учитель: Давайте запишем тему урока в тетрадь и, исходя из темы, попробуем сформулировать цель урока.
(Примерные ответы детей: познакомиться с именем числительным).
Учитель: Мы с вами определились с темой урока, сформулировали основную цель, давайте попробуем поставить перед собой задачи, которые помогут нам достичь цели. (ответы детей записываются на доске).
(Примерные ответы детей:
- узнать, какая часть речи называется числительным;
- научиться отличать числительные от других частей речи;
- знать о морфологических признаках числительного;
- познакомиться с его синтаксической ролью;
- узнать, где употребляются числительные).
2. Система оценивания на уроке.
Слайд 4.
Учитель: Тема известна, цель сформулирована, а теперь за дело. Сегодня на уроке вы сами будете следить за тем, как вы усваиваете материал, понятен ли он вам. На партах у вас лежат листы оценивания, на них вы видите этапы работы на уроке. Каждый этап своей работы вы должны будете оценить. У вас три колонки, если на данном этапе урока вы усвоили материал хорошо, то вы ставите галочку в первой колонке, если усвоили так, что можете применять свои знания, то галочку вы поставите во второй колонке, если же вы готовы объяснить товарищу, то в третьей колонке.
3. Работа по составлению интеллект - карты.
Слайд 5.
Учитель: Приступим к знакомству с именем числительным. Сравним ряд слов. Что общего в них, а чем они отличаются?
( Примерные ответы детей: общее: корень, есть числовое значение. Различия: относятся к разным частям речи.)
Учитель: докажите, что эти слова относятся к разным частям речи. Для этого будем пользоваться подсказкой.
Слайд 6.
Учитель: А сейчас давайте посмотрим, как ы справитесь с первой задачей урока.
Слайд 7.
Среди данных слов найдите числительные, напишите их номера.
Слайд 8.
Учитель: Поставьте, пожалуйста, себе отметку в оценочный лист.
Учитель: А сейчас обратимся к учебнику. Работаем в парах. У вас 2 минуты. Задача познакомиться с информацией, заключённой в рамочке, выделить ключевые слова. Как вы считаете, какие слова могут стать ключевыми для создания интеллект – карты?
( Примерные ответы детей: самостоятельная часть речи, количество предметов, число, порядок при счёте, вопросы: сколько? который по счёту?, порядковые, количественные).
Слайд 9.
Учитель: Ребята, а есть такие части речи, которые тоже отвечают на вопрос «какой?»
(Примерные ответы детей: прилагательные, местоимения).
Слайд 10.
Учитель: Распределите в 2 столбика слова. В первый запишите количественные числительные, во второй – порядковые.
Слайд 11.
Учитель: Проверьте свои записи, поставьте отметку в оценочный лист пункт 3.
Учитель: Ребята, а почему мы в оценочном листе пропустили пункт 2?
(Примерные ответы детей: интеллект-карта не завершена).
Учитель: Чего не хватает в начальной карте?
(Примерные ответы детей: морфологические признаки, изменяется по падежам).
Учитель: Давайте попробуем убедиться в этом экспериментальным путём и заодно проведём физкульминутку. Все встали:
Руки на пояс – И.П. Десять яблок.
Руки вперёд – Р.П. Десяти яблок
Руки в стороны – Д.П. Десяти яблокам
Руки вперёд – В.П. Десять яблок
Присели – Т.П. Десятью яблоками
Встали, руки на пояс – П.П. О десяти яблоках.
Молодцы!
А теперь дополним нашу интеллект - карту.
Слайд 12.
Учитель: А сейчас вы поставите себе отметку в 4 пункт оценочного листа. Определим синтаксическую функцию числительных в данных предложениях.
Слайд 13.
Учитель: Дополним нашу интеллект-карту и поставим отметку во 2 пункт оценочного листа.
Слайд 14.
Учитель: Итак, если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду, знания о них обязательно пригодятся вам в жизни. Назовите такой учебный предмет, где вам абсолютно не нужны числительные?
(Примерные ответы детей: пожалуй, нет такого учебного предмета, где не нужны числительные).
Учитель: А сейчас мы поработаем в 4 группах. Каждая группа получает текст, задания к тексту:
Слайд 15.
Защита выполненной работы.
Учитель: Какой стиль речи не был представлен в текстах?
(Примерные ответы детей: разговорный стиль речи).
4. Обсуждение домашнего задания.
Учитель: Домашним заданием, как раз, и будет составление диалога в разговорном стиле речи с использованием числительных (по желанию).
Для всех остальных упражнение 345.
5. Рефлексия.
Учитель: перед вами листочки, продолжите, пожалуйста предложения
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Приложения
Приложение 1.
Лист оценивания
Этап работы | Нужно повторить | Могу применить | Могу научить |
1. Отличие числительных от других частей речи | | | |
2. Работа с учебником, составление интеллект-карты | | | |
3. Умение отличать количественные И порядковые числительные | | | |
4. Умение изменять числительные по падежам | | | |
5. Умение определять синтаксическую функцию имени числительного | | | |
6. Работа в группе | | | |
Рефлексия |
1. На уроке я работал | активно/пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен/не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким/длинным |
4. За урок я | не устал/ устал |
5. Моё настроение | стало лучше/стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен/ не понятен интересен/ скучен |
7. Домашнее задание мне кажется | лёгким/ трудным интересным/ неинтересным |
Приложение 2.
Основа интеллект - карты
Приложение3.
Текст 1.
Задание:
1. Определить, к какому стилю речи относится данный текст.
2. Определить тему текста.
3. Сколько числительных употреблено в данном тексте?
4. Какова их роль?
5. Если числительные убрать из текста, то он потеряет что-то важное или, наоборот, станет более понятным?
Расписка.
Мною, Ивановым Виктором, учеником 6А класса, получено 27 (двадцать семь) книг из библиотеки школы № 6 для выставки в классе новинок детской литературы.
27 ноября 2014 года В. Иванов
Текст 2.
Задание:
1. Определить, к какому стилю речи относится данный текст.
2. Определить тему текста.
3. Сколько числительных употреблено в данном тексте?
4. Какова их роль?
5. Если числительные убрать из текста, то он потеряет что-то важное или, наоборот, станет более понятным?
Байкал - самое глубокое озеро мира. Его глубина 1741 метр. По количеству воды Байкал в 921 раз превышает Азовское море. Считалось, что в Байкал впадает 336 рек. Более точный подсчёт показал, что в Байкал впадает 544 речки разной длины. На восточном побережье находится 324 речки, а на западном – 220.
Текст 3.
Задание:
1. Определить, к какому стилю речи относится данный текст.
2. Определить тему текста.
3. Сколько числительных употреблено в данном тексте?
4. Какова их роль?
5. Если числительные убрать из текста, то он потеряет что-то важное или, наоборот, станет более понятным?
Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось отправляться из дому за пятьдесят километров в райцентр.
Нас у матери было трое, я самый младший. В последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить. Помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.
(По В. Распутину «Уроки французского»)
Текст 4.
Задание:
1. Определить, к какому стилю речи относится данный текст.
2. Определить тему текста.
3. Сколько числительных употреблено в данном тексте?
4. Какова их роль?
5. Если числительные убрать из текста, то он потеряет что-то важное или, наоборот, станет более понятным?
Школьники будут получать премии за успехи в олимпиадах.
Больше всего премий в 2013 году выплатят победителям и призерам Всероссийской и международной олимпиад по школьным предметам. Премии получат 310 победителей и 1130 призеров.
Могут рассчитывать на премии победители и призеры Всероссийский олимпиады студентов — 95 и 190 человек соответственно. На олимпиаду «Ломоносов», в проведении которой принимает участие и «РГ», выделено 125 премий.
Всего в списке проекта приказа Минобрнауки 128 всероссийских и международных состязаний и 83 региональных.
10
Лушина Наталия Викторовна