СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка на тему: "Слово и его лексическое значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка на тему; "Слово и его лексическое значение" разработан  в соответствии с учебно-методическим комплектом "Школа России". Урок включает в себя различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая; различные виды заданий. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка на тему: "Слово и его лексическое значение"»

Конспект урока русского языка в 4 «В» классе

Тема: «Слово и его лексическое значение»

Целеполагание: 1)совершенствовать  умения понимать роль слова в формировании  и выражении мыслей и чувств;

             2) формировать представление о способах определения  лексического значения  слова;

             3) развивать  умения  работать с толковым словарём, определять слово по его лексическому значению;

              4) воспитывать  чуткое  отношение к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество,

осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные:  научиться     определять лексическое значение слов несколькими способами,                    работать  с толковым словарем.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, толковые словари, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организация на совместную деятельность.

- Добрый день, уважаемые гости!

Ребята! Чтобы наша работа проходила продуктивно, необходимо узнать ваше настроение. Давайте его покажем жестами: у кого отличное настроение, покажите «класс!», у кого хорошее – сложите руки на груди, у кого грустное – закройте лицо руками. Итак, к концу урока мы постараемся сделать так, что наш класс показал «класс!». Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Начинаем!

  1. Актуализация знаний.

Сегодня мы  приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определитьвам самим…

Ученик рассказывает стихотворение. (стих-ие на слайде)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...


- Понравилось вам стихотворение?

- О чём идет речь в этом стихотворении?

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов.

От чего будет зависеть выбор буквы? (от значения слова)                  

Посветить-посвятить 

Примерять -примирять

Полоскать - поласкать

III. Самоопределение к деятельности.

Русский учёный В.И. Даль сказал:

«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Почему слово обладает этим даром?

  • О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)

  • Какова главная цель урока?

  • Какие задачи поставим перед собой?

IV. Формирование новых понятий и способов действий.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К.Г.Паустовского 

«Для всего, что существует в природе... в русском       языке есть великое множество 
хороших слов и названий”

А какой же раздел русского языка изучает слово?

Ученик рассказывает у доски.        

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.

Сколько слов в русском языке?  (Много)

- А конкретнее?

(Нельзя сказать)

- Почему же?

(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)


Ребята,  что можно определить по речи человека?

Ученик рассказывает у доски 

Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами». 

Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека  ( читать, расширять свой словарный запас)

2)Наша задача – расширять свой словарный запас.

– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с  богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Откройте учебник на с.41. Прочитайте название раздела, что узнаем, чему научимся.

С какими группами слов будем работать?

Что такое омонимы, синонимы, антонимы, однозначные слова, многозначные слова, фразеологизмы.

— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?

Прочитайте информацию рубрики «Вспомните!» на с.42.

Упр.57.

Прочитайте высказывания о русском языке.

Как вы понимаете высказывание М.Горького?

Как понимаете высказывание К.Паустовского?

Спишите второе высказывание.

Упр.58.

Рассмотрите рисунки.

Назовите предметы.

Запишите 5 слов названий предметов. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока.

Упр.59. Работа в парах.

Если мы не знаем лексического значения слова, то что нужно сделать?

Ученик выступает с готовым сообщением.

Упр.60. (устно)

Что обозначают выделенные слова?

Прочитайте значения выделенных слов в толковом словаре.

Прочитайте в орфоэпическом словаре правильное произношение слова каталог.

Запишите выделенные слова в словари.

Работа в группах с тестом.

  1. Лексика изучает:

    1. словосочетания и предложения

    2. звуки речи

    3. словарный состав языка

    4. части речи

  2. В толковых словарях разъясняется:

    1. значение фразеологизмов

    2. лексическое значение слов

    3. правописание слов

    4. образование слов

  3. Слово, имеющее одно значение, называется:

    1. сложным

    2. однозначным

    3. многозначным

    4. простым

  4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

    1. гребень, варить, сахар

    2. ключ, звезда, шляпка

    3. сыр, речь, глагол

    4. ромашка, хвост, каша

  5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

    1. часть руки

    2. украшение из пучка нитей

    3. пучок щетинок для нанесения краски

    4. форма расположения плодов у растений

  6. Запишите названия предметов.

    1. Речная костистая рыба с колючими плавниками.

    2. Щётка для мытья посуды.

VII. Итог урока

  • Что называют слова в языке?

  • Что такое лексическое значение слова?

  • Где можно узнать лексическое значение слова?

  • Для чего необходимо расширять словарный запас?

VIII. Рефлексия.

Вернемся к формуле удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. Давайте вместе оценим нашу работу. Покажите мне теперь ваше настроение!

Спасибо за работу!

IX. домашнее задание.

Упр.61, с.44, читать












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!