СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка по ФГОС. Используются разные формы и методы работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка»

  • Предмет: Русский язык

  • Класс: 5

  • Тема: Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства.

Место урока в системе уроков по данной теме: первый.

Цели деятельности учителя.

  • Создать условия для формирования умения находить обстоятельства в предложении, выделять их графически, определять способы выражения.

  • Организовать работу по восстановлению текста и составлению своего устного высказывания.

Предметные результаты.

  • дают определение обстоятельств, определяют их виды обстоятельств, графически их обозначают;

  • отличают обстоятельства от других членов предложения;

  • совершенствуют текст.

Метапредметные результаты:

  • Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, совершенствуют речь.

  • Регулятивные: совместно с учителем анализируют существующие и планируют будущие образовательные результаты( определяют тему и цели урока);

  • Познавательные: находят необходимую информацию в тексте, преобразуют лингвистический текст в таблицу, составляют устное монологическое высказывание по предложенной теме, делают выводы на основе анализа текста, подтверждают вывод собственной аргументацией.

  • Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); договариваются друг с другом; принимают позицию собеседника, отстаивают свою точку зрения.

Этапы урока.

  • Мотивация.

  • Проблематизация.

  • Определение темы и постановка целей.

  • Открытие нового.

  • Первичное закрепление.

  • Физкультминутка.

  • Творческая работа.

  • Итог урока, рефлексия.

  • Домашнее задание.







  1. Мотивация.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Геннадьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка, а урок у нас необычный, на нашем уроке присутствуют гости и, чтобы поднять настроение себе и всем присутствующим гостям, давайте подарим улыбки друг другу и нашим гостям.

-Итак, начать урок я хотела бы с восточной притчи, а называется она «Всё в твоих руках».

Восточная притча

Всё в твоих руках (3 мин.)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

В ваших руках открывать книги, учебники и идти вперед по дороге знаний. Покажите свои раскрытые ладошки. Все готовы добывать новые знания!

2. 1. Стадия «ВЫЗОВА» (7 мин)

- пробуждение интереса к изучаемой теме;

- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

- побуждение уч-ся к активной деятельности

- ИТАК, открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату ( Восемнадцатое октября

Классная работа)

 Ребята, продолжите фразу «Прежде чем изучить новое, надо … (повторить изученное, старое)»

- С какого способа надо начать повторение? /теоретического/

// Как, не повторив теории, выполнять практические задания?//

1. - Начнём с теоретического. Ребята, на прошлых уроках вы изучали главные и второстепенные члены предложения. Сейчас каждая команда, посовещавшись несколько минут, сформулируют вопросы на повторение изученного материала по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

//Ученики задают подготовленные вопросы друг другу, называя группу, кому хотят задать вопрос (1-ый ряд 2-му, 2-ой ряд– 3-му, а 3-й ряд может задать вопросы ребятам 1 и 2 ряда.)



- Что такое грамматическая основа предложения?

- Что называется подлежащим?

- Что такое сказуемое?

- Какие второстепенные члены мы изучили?

-Что такое дополнение?

-Что такое определение?

2.2. Проблемная ситуация. (слайд №3) (5 мин)

Итак, ребята, мы повторили теоретический материал, изученный ранее, а сейчас, для того, чтобы сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, попробуем решить проблему. У вас на столах лежат карточки со словами, попробуйте распределить эти слова на 2 группы. Дайте названия этим группам.

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

- Ребята, распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. Прилагательное

Глагол

Существительное

Наречие

Местоимение

Подлежащее

Сказуемое

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием. (Слайд№4)

На какие группы можно разделить слова каждого столбика? ( 1 гр. – склоняемые и несклоняемые части речи, 2 гр. – главные и второстепенные чл. Пр.)

- Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

- Сформулируйте и запишите тему нашего урока. (Слайд № 5)

Диалог

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в предложении?

Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)



3. Этап целеполагания. «Корзина идей» (3 мин)

Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

- Учитель подводит итог. (Слайд № 6 ) Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (Слайд №7)

- Попробуем вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству.

- Что, по-вашему оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражается? Дети делятся своими предположениями.

4.  Этап осмысления. (8 мин)


    1. Итак, ребята посмотрите на текст. Перед вами отрывки из текстов. (Слайд№ 8)


Зимой  тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил белоснежный ковёр, причудливо украсил все кустики и деревца.

Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.


2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.


Изменилась (когда?) зимой, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, украсил (как?) причудливо.

Приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянке, выглядывают (откуда?) из-под кустиков, выглядывают (как?) осторожно.

Запись на доске и в тетрадях

3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается (Слайд №9).


Когда?

зимой

время

Как?

удивительно

способ действия

Где?

здесь

место

Как?

заботливо

способ действия

Как?

причудливо

способ действия

Как?

радушно

способ действия

Где?

на полянке

место

Откуда?

из-под кустиков

место

Как?

осторожно

способ действия




  1. Найду в предложении слова, которые обозначают действие.

  2. Поставлю от них вопросы где? когда? как? каким образом?

  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

  4. Если есть, значит это обстоятельство.

5. Подчеркну обстоятельство пунктир с точкой._ . _ . _ . _

– Что обозначают обстоятельства?

– На какие вопросы они отвечают?

– Чем выражаются обстоятельства?


5. Чтение правила в учебнике. (4 мин)

Работа с учебником.

- Ребята, откройте учебники на стр.108  и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).


Вопросы обстоятельства легко запомнить по ритмичной фразе:

Где, когда, куда, откуда,

почему, зачем и как?

На эти же вопросы отвечают наречия, поэтому не случайно обстоятельства выражаются наречиями и существительными с предлогами.

О чем говорят эти вопросы обстоятельства?

  • где? куда? откуда?

  • когда?

  • почему?

  • как?

  • зачем?

  • место действия

  • время действия

  • причина действия

  • образ действия

  • цель действия

Обсуждение правила, выводов учащихся.


Чтобы с новыми силами приступить к следующему этапу урока, предлагаю провести физкультминутку.


6. Физкультминутка. (Слайд № ( 4 мин)

Мы немножко отдохнем. (Раздаточный материал) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, впередВправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками, Дружно топаем ногами, Тихо сядем мы за стол И продолжим разговор. (наречие, существительное)

* Выпишите обстоятельства, использованные в стихотворении для физкультминутки, определите, какой частью речи они выражены.

7. Творческое задание. (5 мин)

7.1 Стихотворение М.Ю. Лермонтова.

Перед вами лежат листы с текстом. Спишите текст, вставив пропущенные слова-обстоятельства. Представитель каждой группы прочитает получившийся в ходе совместной работы текст.



Прочитайте, что у вас получилось. (спросить учеников)

Михаил Лермонтов. Осень

Листья (где?)________ пожелтели, И кружатся и летят; Лишь (где?)_________ поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать (когда?)______ От полуденных трудов.

Зверь, отважный, (почему?)__________ Скрыться где-нибудь спешит. (Когда?)_________ месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

Послушайте, как у Лермонтова звучат эти строки.

Михаил Лермонтов Осень (СЛАЙД № 11 )

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

7.2 Молодцы, ребята!

Вы умеете творчески работать.

А сейчас попробуйте составить несколько предложений на тему «Осенний лес»

Творческое задание – написать мини-сочинение на тему «Осенний лес».

В предложениях вы должны использовать обстоятельства с разными значениями, они должны отвечать на разные вопросы.



8. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)

Подведём итог. (Слайд №16)

? Чему был посвящён урок?

? На все ли пункты плана мы нашли ответ на нашем уроке?

? Какие затруднения вы испытали?



* Оцените свою работу на уроке

Завершаем работу.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке мы повторили…

Каких поставленных в начале урока учебных целей достигли?

Какие личные цели достигнуты?

Уходя с урока, оцените своё эмоциональное состояние: выберите соответствующий вашему настроению цвет. Если у вас всё получалось-выберите красный кружочек, если были недочёты, но вы старались-зелёный, если получилось плохо и вы недовольны своей работой - синий, если же не можете оценить- жёлтый.

9. Домашнее задание (дифференцированный подход): (Слайд №14 ) (2 мин)

  1. Всем – параграф №27,упр 141 .

Задания на выбор учащихся

  1. Упр. 142

  2. Подобрать 5 примеров из литературных произведений, обозначить обстоятельства, надписать их вопросы.

Спасибо за хорошую работу на уроке!  (Слайд №15)



Резервное задание

«Подскажи словечко». Закончить предложение, подобрав подходящие по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречием.

  1. Посиди да погоди: сказка будет .

  2. Чёрно-бурый медвежонок про себя ворчит .

  3. Испугался вдруг щенок и пустился .

































.Резервный материал.

Вставьте нужные орфограммы, подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Напишите над каждым обстоятельством, что оно выражает (место, время, способ действия).

1.Вчера целый день ш..л х..лодный дождь.  2.В комнате было тихо.  3.Синоптики об..щали, что завтра будет дождь. 4.На улиц.. стояла хорошая погода.  5.Мой день рождения прош..л громко и весело. 6.  Каждую ноч.. звёз..ное небо ярко вспыхивает разноцветными ог..ньками.



) Творческое задание – написать мини-сочинение на тему «Осенний лес».

В предложениях вы должны использовать обстоятельства с разными значениями, они должны отвечать на разные вопросы.



Синтез . Творческая работа. Закрепление и подведение итогов. 
Работа по стратегии «авторский стул» 
Упражнение «Сказка» 
Вставьте слова, отвечающие на вопросы определения и обстоятельства. 
На необыкновенной ______________ жили _______________ человечки, у них были ____________ глаза, ____________ волосы, ____________ уши. Зато очень _______________ характер. Домики у человечков были ___________________ с _________________ крышами. Возле каждого ___________сидела _____________ собачка. Собачки на этой _____________________ планете были вместо кур, потому что домики охраняли ____________ дракончики и ___________ страусы. Они сидели на __________ верёвочках и рычали____________. На ____________ деревьях пели ___________ песни ________________ мухи. В __________ лесах водились __________ слонята, ________________ цыплята, ______ ёжики и ___________ ящерицы. А на __________ черепахах ____________ человечки ездили____________ в гости. 





9. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам.

Задание: Спишите предложения. Разберите их по членам предложения. Укажите, на какой вопрос отвечает обстоятельство, к какому слову относится.

1. Деревья постепенно облета_т. 2. Листья летят отовсюду и пада_т на воду. 3. Караси забираю_ся в ил. 4. Из-за туч выгл _нуло солнышко. 5. Облака плывут на восток. 6. Веч_ром над р_кою прошла гроза. 7. Т_нконогие осинки застенчиво толпя_ся у опушки.

10. Взаимопроверка.



Задание №6

«Подскажи словечко». Закончить предложение, подобрав подходящие по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречием.

  1. Посиди да погоди: сказка будет .

  2. Чёрно-бурый медвежонок про себя ворчит .

  3. Испугался вдруг щенок и пустился .





























































































Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками. Дружно топаем ногами. Тихо сядем мы за стол и продолжим разговор.





Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками. Дружно топаем ногами. Тихо сядем мы за стол и продолжим разговор.





Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками. Дружно топаем ногами. Тихо сядем мы за стол и продолжим разговор.





Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками. Дружно топаем ногами. Тихо сядем мы за стол и продолжим разговор.





Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, вправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками. Дружно топаем ногами. Тихо сядем мы за стол и продолжим разговор.







Михаил Лермонтов. Осень

Листья (где?)________ пожелтели, И кружатся и летят; Лишь (где?)_________ поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать (когда?)______ От полуденных трудов.

Зверь, отважный, (почему?)__________ Скрыться где-нибудь спешит. (Когда?)_________ месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.



Михаил Лермонтов. Осень

Листья (где?)________ пожелтели, И кружатся и летят; Лишь (где?)_________ поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать (когда?)______ От полуденных трудов.

Зверь, отважный, (почему?)__________ Скрыться где-нибудь спешит. (Когда?)_________ месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.





Михаил Лермонтов. Осень

Листья (где?)________ пожелтели, И кружатся и летят; Лишь (где?)_________ поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать (когда?)______ От полуденных трудов.

Зверь, отважный, (почему?)__________ Скрыться где-нибудь спешит. (Когда?)_________ месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.





Михаил Лермонтов. Осень

Листья (где?)________ пожелтели, И кружатся и летят; Лишь (где?)_________ поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать (когда?)______ От полуденных трудов.

Зверь, отважный, (почему?)__________ Скрыться где-нибудь спешит. (Когда?)_________ месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.







Задание №1.

- Ребята, распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. Прилагательное

Глагол

Существительное

Наречие

Местоимение

Подлежащее

Сказуемое

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Задание №1.

- Ребята, распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. Прилагательное

Глагол

Существительное

Наречие

Местоимение

Подлежащее

Сказуемое

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Задание №1.

- Ребята, распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. Прилагательное

Глагол

Существительное

Наречие

Местоимение

Подлежащее

Сказуемое

Определение

Дополнение

Обстоятельство









Задание №2

Зимой  тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил белоснежный ковёр, причудливо украсил все кустики и деревца.

Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.


2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.




Задание №2

Зимой  тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил белоснежный ковёр, причудливо украсил все кустики и деревца.

Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.


2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.






Задание №2

Зимой  тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил белоснежный ковёр, причудливо украсил все кустики и деревца.

Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.


2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.
















Творческая работа. Закрепление и подведение итогов. 
Работа по стратегии «авторский стул» 
Упражнение «Сказка» 
Вставьте слова, отвечающие на вопросы определения и обстоятельства. 
На необыкновенной ______________ жили _______________ человечки, у них были ____________ глаза, ____________ волосы, ____________ уши. Зато очень _______________ характер. Домики у человечков были ___________________ с _________________ крышами. Возле каждого ___________сидела _____________ собачка. Собачки на этой _____________________ планете были вместо кур, потому что домики охраняли ____________ дракончики и ___________ страусы. Они сидели на __________ верёвочках и рычали____________. На ____________ деревьях пели ___________ песни ________________ мухи. В __________ лесах водились __________ слонята, ________________ цыплята, ______ ёжики и ___________ ящерицы. А на __________ черепахах ____________ человечки ездили____________ в гости. 

Творческая работа. Закрепление и подведение итогов. 
Работа по стратегии «авторский стул» 
Упражнение «Сказка» 
Вставьте слова, отвечающие на вопросы определения и обстоятельства. 
На необыкновенной ______________ жили _______________ человечки, у них были ____________ глаза, ____________ волосы, ____________ уши. Зато очень _______________ характер. Домики у человечков были ___________________ с _________________ крышами. Возле каждого ___________сидела _____________ собачка. Собачки на этой _____________________ планете были вместо кур, потому что домики охраняли ____________ дракончики и ___________ страусы. Они сидели на __________ верёвочках и рычали____________. На ____________ деревьях пели ___________ песни ________________ мухи. В __________ лесах водились __________ слонята, ________________ цыплята, ______ ёжики и ___________ ящерицы. А на __________ черепахах ____________ человечки ездили____________ в гости. 



Творческая работа. Закрепление и подведение итогов. 
Работа по стратегии «авторский стул» 
Упражнение «Сказка» 
Вставьте слова, отвечающие на вопросы определения и обстоятельства. 
На необыкновенной ______________ жили _______________ человечки, у них были ____________ глаза, ____________ волосы, ____________ уши. Зато очень _______________ характер. Домики у человечков были ___________________ с _________________ крышами. Возле каждого ___________сидела _____________ собачка. Собачки на этой _____________________ планете были вместо кур, потому что домики охраняли ____________ дракончики и ___________ страусы. Они сидели на __________ верёвочках и рычали____________. На ____________ деревьях пели ___________ песни ________________ мухи. В __________ лесах водились __________ слонята, ________________ цыплята, ______ ёжики и ___________ ящерицы. А на __________ черепахах ____________ человечки ездили____________ в гости. 

Творческая работа. Закрепление и подведение итогов. 
Работа по стратегии «авторский стул» 
Упражнение «Сказка» 
Вставьте слова, отвечающие на вопросы определения и обстоятельства. 
На необыкновенной ______________ жили _______________ человечки, у них были ____________ глаза, ____________ волосы, ____________ уши. Зато очень _______________ характер. Домики у человечков были ___________________ с _________________ крышами. Возле каждого ___________сидела _____________ собачка. Собачки на этой _____________________ планете были вместо кур, потому что домики охраняли ____________ дракончики и ___________ страусы. Они сидели на __________ верёвочках и рычали____________. На ____________ деревьях пели ___________ песни ________________ мухи. В __________ лесах водились __________ слонята, ________________ цыплята, ______ ёжики и ___________ ящерицы. А на __________ черепахах ____________ человечки ездили____________ в гости. 















































Восточная притча

Всё в твоих руках

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

В ваших руках открывать книги, учебники и идти вперед по дороге знаний. Покажите свои раскрытые ладошки. Все готовы добывать новые знания!



Физминутка.

Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, впередВправо, влево поворот. Дружно хлопаем руками, Дружно топаем ногами, Тихо сядем мы за стол И продолжим разговор.



Михаил Лермонтов Осень (СЛАЙД № 11 )

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!