Открытый урок по теме
«Повторение. Решение логарифмических уравнений и неравенств»
в 11 классе
МБОУ «Новокинерский лицей»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Учитель:
Тухфатуллина Лейля Рауфона,
высшая квалификационная категория.
Тема: «Повторение. Решение логарифмических уравнений и неравенств»
Цель:1) Обобщить знания учащихся по теме «Решение логарифмических уравнений и неравенств»,
2) систематизировать способы решения логарифмических уравнений и неравенств;
3) развивать логическое мышление, навыки групповой работы, навыки само и взаимоконтроля и применение математических знаний при решении задач с целью подготовки к ЕГЭ.
4) способствовать воспитанию интереса к науке, истории математики.
Задачи: Образовательные:
Показать применение основных формул и методов при решении логарифмических уравнений и неравенств;
Предоставить каждому ученику проверить свои знания и умения и повысить их уровень;
Воспитание положительного отношения к учебе, настойчивости в достижении целей, интереса к математике.
Личностные:
Развитие логического и критического мышления;
Метапредметные:
Создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.
Тип урока: комбинированный.
Формы урока: фронтальная, групповая, дифференцированная, индивидуальная.
Методы и приемы: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Оборудование: проектор, карточки для самостоятельной и групповой работы, ноутбук с компьютерном обеспечением : Advanced Grapher 2.2, Copyright © 1998-2009 Alentum Software, Inc.,сеть INTERNET,Сайт «Решу ЕГЭ математика», цветные кружочки для рефлексии.
План урока.
1.Организационный момент. Объявление темы, цели урока. Запись темы в тетради. Озвучивание девиза урока. Разделение на групп, объявление экспертов групп, консультантов и членов групп.
2.Введение.
А) своя игра по номинациям:
- «История логарифмов». Выбор вопросов и ответы по историческому материалу, связи между логарифмической спирали и природой.
- «Проще простого»,- устные упражнения по теме «Решение логарифмических уравнений, решаемые с применением определения логарифма» из открытого банка ЕГЭ часть В,(В7).
-«Вычисления»- устные упражнения по теме «Вычисления логарифмических выражений».
- «О функция, как ты важна…»- устные упражнения по теме «Логарифмическая функция».
б) Воспроизведение опорных знаний. Фронтальный опрос по методам решения логарифмических уравнений и неравенств . Устная практическая работа по нахождению методов решения уравнений и неравенств по готовым решениям( работа по презентации).
3.Работа над новой темой.
А) В гостях у части В- работа по открытому банку ЕГЭ- решение логарифмических уравнений на доске (индивидуальная работа со слабыми учениками- членами группы). Проверку осуществляет учитель.
Одновременно работа на местах. Каждая группа получает общее задание-решение логарифмических уравнений различными методами в виде теста. Ученик, выполнив задание закрашивает номер правильного ответа в общем ответе-в таблице. По готовому ответу эксперт проверяет ответы группы, докладывает преподавателю.
Б) Выступление подготовленного ученика. Представление функционально- графического метода решений уравнений и неравенств по программе Advanced Grapher.
В) Задание по группам. В решениях логарифмических неравенств, в основании которых числа- заполнить пропуски, чтоб получилось верное решение.
Г) Одновременно «Математический поединок» экспертов групп на доске- решение логарифмических неравенств, содержащих в основании переменную из части С3.
Д) Работа в группах « Экспертом задач» Проверка, перевод в тестовые баллы готовых решений учащихся.
5.Подведение итогов. а) Домашнее задание. б) Рефлексия.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Вы- хорошая команда. Приступаем к работе. Открывая тетради, запишем сегодняшнее число, пишем тему «Повторение. Решение логарифмических уравнений и неравенств». Цель нашего урока - применяя различные методы и приемы, повторение решений логарифмических уравнений и неравенств , подготовка к ЕГЭ. Девиз нашего урока - «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий» . Мы добровольно разделились на группы, поприветствуем экспертов групп, консультантов, членов групп. И так, приступаем…
2.Введение . Прежде чем приступить к серьезным задачам, поиграем в «Свою игру». Каждая команда по очереди выбирает из таблицы задания, которые оцениваются баллами. Если команда не знает ответ, то отвечает другая команда .Если не правильный ответ- очки вычитаются. Игра продолжится до 5 минут. Побеждает та команда, у которой больше очков.
Счетчиком каждой команды является эксперт группы.
История логарифмов-20.Кто ввел понятие логарифма?
Ответ- Шотландский математик Джон Неппер (1550-1617).
История логарифмов-40.Что означает термин логарифм? Ответ- число отношений.
История логарифмов- 60.Определение логарифма.
История логарифмов-80.Примеры логарифмической зависимости в природе.
Ответ: По логарифмической спирали растут раковины моллюсков, улиток. Рога горных коз закручены по логарифмической спирали. Пауки закручивают свои нити по логарифмической спирали. По логарифмическим спиралям закручена наша Галактика.
История логарифмов-100. Какой вид искусства применяет в своей практике логарифмическую спираль ?
Ответ: В изобразительном искусстве. Например, картина Вермера «Кружевница» построена по логарифмической спирали.
Вычисления-20.Вычислить Logπ1.Ответ:0.
Вычисления-40.Вычислить 32log34 + log1,2tg45°.Ответ- 16.
Вычисления 60.Вычислить. Ответ-2.
Вычисления-80.Вычислить ответ-1.
Вычислить-100.Вычислить ответ 1
О функция, как ты важна-20. К какой функции обратна логарифмическая функция ? ответ: К показательной, причем графики функций у=logax и у=а^х симметричны относительно прямой у=х.
О функция, как ты важна-40. Через какую точку проходят все логарифмические функции? Ответ: Проходят через точку (1;0)
О функция, как ты важна-60. При каких значениях а функция у=logax возрастает и убывает? Ответ:при а1 возрастает, при 0
О функция, как ты важна-80 найти область определения функции y= log5(x2-5x+6) ответ .
О функция, как ты важна-100 .Какой из графиков является графиком функции ответ а)
Проще простого-20 . Решить уравнение: log4(x+7)=2 Ответ:9.
Проще простого-40.Решить уравнение: log4(x+3)=log4(4x-15) ответ:6
Проще простого-60 Решить уравнение:log4(x+8)=log4 (5x-4) ответ: 3
Проще простого-80. Решить уравнение:log5(5-X)=2log53 ответ: -4
Проще простого-100. Решить уравнение:logx-549=2 Если уравнение имеет более одного корня,то в ответе укажите меньший из них.ответ:12(корень уравнения -2 не удовл условию х-50)
Для подведения итогов слово предоставляется экспертам групп.
Б) Фронтальный опрос по презентации
1)Вспомним ,какие уравнения называются логарифмическими.
2)Методы решения логарифмических уравнений:
3)Определение логарифмических неравенств.
4)Решение логарифмических неравенств.
В) Практическая работа по определению методов решения логарифмических уравнений и неравенств (работа по презентации)
Одновременно «слабые» к доске по В7- работа по карточкам
log0.5(х-3)1.
lg(х-2)+lg(х+2)lg96.
logx 3+2log3x3-6log9x3
logx (3x-1/x2+1)0.
3.Работа над новой темой. А теперь я приглашу членов групп на доску. Работаем над открытым банком задания в7,с1.
В7.№77381.Решить уравнение:
Log5 (7-x)=log5(3-х)+1.
В7.№26659.Решить уравнение:
Log5(5-x)=2log53
С1. №500467. а) Решить уравнение: Log2(cosx+sin2x+8)=3
б)найдите все корни уравнения, принадлежащие отрезку (3п/2;3п]
с1.№ 502053.Решить уравнение:
а)1+log2(9x2+5)=log20.5(8x4+14)0,5
б) найдите все корни уравнения, принадлежащие отрезку (-1;8\9].
Одновременно работаем на местах. Каждой группе я раздаю общее задание-решение логарифмических уравнений различными методами в виде карточек-теста. Каждая член команды, выполнив задание , закрашивает номер правильного ответа в общем ответе-в таблице.
Решить уравнение и неравенства :
1.
2.
3.
4. Log82x+log 8x-2
Задание/№ ответа | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | | оооо | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
По готовому ответу эксперт проверяет ответы группы, докладывает преподавателю.
Б) Ребята , мы не вспомнили о графическом решении логарифмических уравнений и неравенств. Фахрутдинов покажет это решения по программе Advanced Grapher. ( Выступление подготовленного ученика)
В)Физкультминутка .
4.Закрепление.
Конечно, самым сложным для нас считается решение логарифмических неравенств, содержащих переменную в основании логарифма .Вспомним метод рационализации или метод композиции ,или метод замены множителей. А теперь я приглашу на доску экспертов групп «Математический поединок». Решаем неравенстваС3 из открытого банка ЕГЭ.
Так как доски не хватит, пусть 2 эксперта решают на местах
№484583.Решить неравенство:
Log x3+2log3x3-6log9x3≤0
logIx+2I(4+7x-2x2) ≤2
]Ребята , поработаем в группах. Я вам раздаю задания- решения логарифмических неравенств с пропусками. Ваша задача - заполнить пропуски, не переписать решение. Проверяем по ответам, докладываем 2 эксперту. Эксперт докладывает учителю.
Решить неравенство: Log 5 (х-1)+log 5 (х+3)1 Решение: ОДЗ: Х….. Log 5 (х-1)(Х-3)= Log 5 5, a…..1, Х2-2Х-35; Х2-2Х-80; Х………. С учетом ОДЗ получим х €……. Ответ:…….. | 2. Решить неравенство: Log2 5 х+log 0.2 х Решение: ОДЗ: Х…… Перейдем во втором слагаемом к основанию 5: Log2 5 х-……… Пусть Log2 5 х=t, тогда t2-…..-2……0, …..t……; 1)Log 5 х….;х…..;2) Log 5 х C Учетом ОДЗ: Ответ:….. . |
3.Решить неравенство: Log6 ( х2-3х+2)≥1. ОДЗ: Х….. . Log6 ( х2-3х+2) ≥ Log66; ( х2-3х+2)….6 (так как ….), х2-3х-4…0, х € … и ….. . Ответ: ………….. | |
Д) Предлагаю вам роль экспертов проверки ЕГЭ. Перед вами- готовые решения с3 из предыдущих реальных ЕГЭ. Проверьте и оцените, на сколько баллов соответствует данная работа по критериям.
Конечно,0 баллов. Ответ верен? Нет, значит – это не 3 балла. Решение
содержит обоснованный переход от исходного неравенства к простейшему логарифмическому неравенству? Нет, в преобразованиях есть ошибка, из-за которой не получилось 2+2, а получилось 2–2. Значит, это не 2 балла. Произведен ли верный переход к логарифмам с одинаковым основанием? Да, но при этом не« …найдены все значения переменной, при которых неравенство имеет смысл».
Кроме того, полученное простейшее логарифмическое неравенство не является«…следствием исходного неравенства». Значит, это и не 1 балл.
Оценка эксперта: 0 баллов.
5.Подведение итогов.
А)Выставление оценок экспертами групп, учителем.
Б) Рефлексия. Если вы довольны собой - зеленый кружочек;
Если вы не довольны чем то- красный;
Если вы в целом довольны, но знаете что надо подтянуться - синий кружочек.
В) Домашнее задание – вариант 9 из апрельских вариантов по сайту «Решу ЕГЭ» с3,№18.24.