СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Развитие образного мышления в фортепианном классе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Развитие образного мышления в фортепианном классе"»

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования детей

«Нижнегорская детская школа искусств»











Открытый урок

«Развитие образного мышления в фортепианном классе»















Подготовила:

преподаватель по классу фортепиано

Плужникова И. Н.





п.г.т. Нижнегорский

2022 г.

Тема урока: Развитие образного мышления у учащихся младших классов

Цель урока: Формирование музыкально-образных представлений ученика.

Показать на практике методы работы с начинающими пианистами, способствующие развитию музыкального мышления ребёнка.

Задачи урока:

  • Обучающие: развитие зрительного восприятия нотного текста

Приобретение навыков анализа произведений.

  • Развивающие: -развитие памяти

-развитие музыкальной логики

-развитие эмоциональной сферы

-развитие художественного вкуса и музыкального кругозора



  • Воспитывающие: -воспитание собранности, внимания

-творческой инициативы

-навыков самостоятельной работы



  • Методы: -сравнение, обогащение

-наглядный-рисунки, иллюстрация, просмотр-видео записи на планшете

- слуховой-слушание музыкальных произведений на планшете.



  • Оборудование:-фортепиано: два инструмента

-нотная литература

-иллюстрации, рисунки

-видео записи

-планшет



План урока:

  1. Организационный момент: сообщение темы, целей, задачи урока.

  2. Вступительное слово преподавателя.

  3. Практическая часть: проигрывание произведений, работа над характером, образом; просмотр-прослушивание видео записей аналогичных произведений.

  4. Заключение.



Ход урока:

Урок проводится с ученицей 2 го класса Дагияновой Тамилой.



Вступительное слово.

Занимаясь на уроках музыкой, мы имеем целый комплекс средств воздействия на ученика. Это – и конкретный исполнительский показ, и искусство жестикуляции – своеобразное дирижирование, но более всего – слово - именно оно помогает «понять, почувствовать, вникнуть и углубиться» в произведение и воспроизвести перед слушателем идею его. Естественно, что диапазон разговоров о музыке может (и должен) быть очень велик: от исправлений неправильно заученных нот и всяких неточностей, от указаний на отдельные детали нотного текста, до бесед на, казалось бы, лишь косвенно связанные с музыкой темы. Обучение музыканта должно быть неразрывно связано с его общим воспитанием. Кроме того, «правильное понимание идеи произведения, - как справедливо замечает А.А.Николаев, - рождается у исполнителя в результате большой и углубленной мыслительной работы, требующей не только музыкальных знаний, но и эрудиции в области истории искусства и культуры, знаний конкретных общественно-исторических условий, в которых протекала жизнь и деятельность данного композитора».

       Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игры на фортепиано и усвоением нотной грамоты. Если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичное «исполнение» было выразительным, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру (содержанию) данной мелодии; для этого особенно рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях для детей. Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию – грустно, бодрую – бодро, торжественную – торжественно и т.д. и довел бы свое художественно-музыкальное намерение до полной ясности. Дети с большим воодушевлением играют народные мелодии, чем инструктивную детскую литературу, где преследуются чисто технические и «умственные» задачи (паузы, стаккато, легато и т.д.). Эти задачи, разрешение которых развивает и ум, и пальцы, оставляют совершенно нетронутыми его душу и воображение.

Пока ребенок играет упражнение или этюд, пьесу, лишенную художественного содержания, он может по желанию играть медленнее или скорее, громче или тише, делать или не делать нюансов, т.е. в его исполнении неизбежна некоторая доля неопределенности и произвола, это будет игра «вообще», лишенная ясной целеустремленности («играю, что выходит»).


       Для того чтобы работа над овладением инструментом, тренировка двигательного аппарата приносила действительную пользу, необходимо ставить ученику ясные и определенные цели и неукоснительно добиваться их достижения, например: сыграть этюд с такой, а не меньшей или большей силой; если цель этюда – развитие ровности звучания, то не допускать одного случайного акцента, ни одного запаздывания или ускорения; если они случаются – тут же исправлять.

       Если ребенок играет настоящее художественное произведение, то, во-первых, его эмоциональное состояние будет повышенное по сравнению с тем, какое бывает при разучивании полезных упражнений и сухих этюдов. Во-вторых, ему с гораздо большей легкостью можно будет внушить – каким звуком, в каком темпе, с какими нюансами, с какими замедлениями и ускорениями, и, следовательно, какими приемами надо исполнять данное произведение, чтобы оно прозвучало ясно, осмысленно и выразительно, согласно содержанию произведения. И тогда эта работа ребенка над музыкально-художественным образом будет богатой, целеустремленной, точной и разнообразной в отношении приемов, которая и называется работа над образным мышлением.

       Педагог не должен увлекаться исполнениями произведений, так как это противоречит выдвинутой выше задаче – развитию в учащемся творческого начала, творческой инициативы. Вместо раскрытия индивидуальности учащегося это может привести к обратным результатам, ее приглушению. Кроме этого, «почти невозможно найти слово, которое проникло бы в самую сущность музыки», приходится довольствоваться тем, чтобы «ощупывая» словами музыку, с разных сторон создать эмоциональный настрой. При сопоставлении музыки и слова важно не внешнее сходство, а общий эмоциональный тон.

       Конечно, словесные определения лишь обозначают некие «точки» непрерывной музыкальной линии. Если бы музыку можно было вполне объяснить, выразить словами, то, конечно, не было б самой музыки. Образы, метафоры, сравнения полезны, нужны, необходимы в разговорах педагога о музыке.

       Совершенно понятно, что образных ассоциаций, которые могут родиться и рождаются при соприкосновении с музыкой бесчисленное множество. Часто мы прибегаем к определениям, связанным со зрительными восприятиями. Мы говорим о мелодии, что она «играется светло», или то или иное место должно «звучать ярко». Слова светлый, яркий кажутся нам такими же естественными, как слова громкий, звучный, но выражающими больше, звучащими тоньше. Часто мы произносим слова «сочный», «мягкий», «нежный», «круглый», «плоский», «глубокий», «мелкий», «тяжелый», «легкий» и т.п. Большинство из этих слов – это, можно сказать, самые ходовые выражения, которые прочно внедряются в сознание учащихся с первых лет обучения (это очень хорошо, т.к. говорит об углублении понимания учащимся звуковой выразительности). Но стоит только слегка изменить, уточнить, дополнить обычные определения, чтобы они зазвучали более свежо и остро и ввиду этого обратили бы на себя большее внимание учащегося.

       Часто мы говорим: «эту ноту нужно играть очень остро» или «аккорд необходимо подчеркнуть». Но можно и так: «об эту ноту ты должен словно запнуться» или «это как бы аккорд с восклицательным знаком». И это будет эффективнее. Конечно, нужно стремиться к образности в разговоре педагога с учеником. Это могут быть и сравнения. Например: в объяснении «текучести» можно обратиться к сравнению стоячего пруда с речкой. Желательно, чтобы именно конкретными образами были насыщены высказывания педагога. Это может быть и область быта, область простых, обыкновенных, встречающихся на каждом шагу вещей и явлений  – эта  сфера доступней самому широкому контингенту учащихся. («Гуляя, не нужно смотреть себе под ноги», «Позвонить в дверь квартиры – каким движением?»).

       Тесна связь искусства с образами природы (заход солнца – «горы, чистый воздух, снежные вершины: все искрится, сверкает, блестит, и лишь очень постепенно наступают сумерки). Неповторимость иллюстрируется сравнением с природой, где никогда нет совершенно одинаковых деревьев, ветвей, листьев, цветов…Уместно говорить и о противоположных качествах мертвой техники (серийное производство, штамповка).

       Возникают при работе над музыкальным произведением ассоциации с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, театром, кино. Часто при  резкой смене тональностей или гармоний приходится призывать, например, к «смене декораций» или, поясняя характер контрастности звучания, говорить о чередовании крупного и дальнего планов на экране кино («отойди от картины» - добиваясь охвата целого). Ассоциации, связанные с архитектурой, часто применяются при объяснении «построения» произведения, «конструкции» его формы.  Пример А. Гольденвейзера: «Представим себе какую-нибудь колоннаду. Как бы ни были совершенны ее колонны, если мы все их сдвинем вместе и уничтожим промежутки, всякое художественное впечатление пропадает. Самые эти промежутки находятся в теснейшей зависимости от высоты, толщины, веса колонны и т.д.»

       Развивается образное мышление у учащихся на материале литературы. Особенно важно использование образов того писателя или поэта, с которым так или иначе связано было творчество данного композитора. (Шуман –Гейне, Гофман; Шопен – Мицкевич и т.д.)

       Многогранна область вокального искусства в развитии образного мышления. «Вокальность», «пение» на фортепиано особенно типичны для русской пианистической культуры. Совсем иначе зазвучит интервал той же сексты или септимы, если удастся внушить ученику, что его берет певец – для него он значительнее, напряженнее, для него он – целое событие.

       Постоянное» нахождение» тембров различных инструментов помогает развивать слух, мышление учащихся. При работе также важно касаться стиля композитора (знакомить с эпохой, воззрениями композитора).



Ученица исполняет пьесу Ж. Колодуб «Сказочка» показывает иллюстрацию к этому произведению рассказывает-какой образ она представляет: «Русская красавица на пороге терема, в кокошнике, сарафане».

У преподавателя-другие ассоциации. Ученицы показывается рисунок: восточной танцовщицы, и музыкальные приёмы-передающдие образ: малые секунды, движение по хроматизмам, восточные колориты, неспешные движения, повторяющиеся нисходящие фразы, оттенок mp.

Французская народная песня «Большой олень». Ученица исполняет пьеску в ровном маршеобразном темпе.

Преподаватель обращает внимание на название произведения: народная песня. Беседуют с ученицей о том, что произведение должно носить вокальный характер. Здесь прослушивается скрытое 2-х голосие. Нижний голос носит сопровождающее значение. Но в начале пьески мелодия переходит из нижнего, в верхний голос.

Просмотр-иллюстрации.

Беседа о природе, содержании произведения.

Средства выразительности: темп, различные штрихи, динамические контрасты.

В работе есть несколько танцев.

Преподаватель рассказывает о жанре танца.

Танец - это искусство движений в определенном ритме. Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство— балет. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыке.

Даже не играя можно определить характер произведения при помощи выразительных средств, таких как ритм ,динамика ,штрих, тембральная окраска произведения. В данном произведении настроение веселое ,задорное(подобрали образ танцующих весенних птичек).

А. Коломиец. Танец.

А. Коломиец-украинский и советский композитор. Автор хоровых, вокальных, инструментальных произведений, обработок украинских народных песен для молодёжи, педагогического репертуара для музыкальных школ, училищ.

Ученица исполняет пьеску, просматриваем подобранную иллюстрацию, беседуем об образе: парный танец, в национальных костюмах, весёлый, подвижны (передаётся штрихами, четким ритмом. Яркими динамическими оттенками).

Аналогичный характер в пьеске Д. Кабалевского «Маленькая полька».

Ученица исполняет пьеску.

Преподаватель рассказывает о композиторе: Д. Кабалевский (1904-1987)-советский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель. Много произведений в репертуаре ДМШ.

Просматриваем видеозапись нескольких танцевальных коллективов:

  1. Полька «Улица».

  2. «Богемская национальная полька».

  3. И. Штраус «Полька-пиццикато» из балета «Арлекино».

  4. М. Глинка «Детская полька».

Беседуем о жанре «Полька»-старинный чешский танец и жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки 2/4. Появился в середине 19 века в Богемии, и с тех пор стал народным танцем. Характер-весёлый, задорный, исполняется-вприпрыжку, парами.





Ж.Колодуб. «Вальс F-dur».

Жанна Колодуб (1930) украинский композитор, педагог, народная артистка.

Ученица исполняет пьеску.

Рассказывает по иллюстрации о характере, темпе.

Вальс-название бального и народного танца в рамере ¾.

Просматриваем, слушаем-видеозапись:

  1. Ф. Шопен. Весенний вальс.

  2. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».

  3. Я. Никитин. Вальс дождя.



Д.Мак-Чен. «Буги».

Социальный танец, появившийся в Европе во второй половине 1940 х. Возник на юге США в 1910 г. Буги-вуги-одновременно и танец и особая импровизационная форма в джазе, которая совмещает в себе черты блюза и регтайма.

Ученица исполняет пьесу.

Обсуждаем музыкальные приёмы для передачи танцевального, джазового характера произведения.

Смотрим-видеозапись исполнения танца «Буги-вуги».



И. Накада. «Танец дикарей»-пьесу иллюстрирует рисунок в нотах музыкальная школа.

Ученица-исполняет пьеску в характере.

Заключение.

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения - достижение понимания замысла композитора.

Занятие с учеником – это творческий процесс. Все, чему мы хотим  научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново, открывать, включая ребенка в активную работу -  это и есть основная задача. Необходимо стараться развить талант ребенка, сохраняя в нем свежесть и непосредственность чувств через эмоционально - образное мышление на уроках фортепиано.

Домашнее задание: повторять дома эти выученные пьесы. Играть их в характере, выразительно.



















































Анализ урока

По специальности: «Фортепиано и читка с листа».

Преподаватель-Плужникова И. Н. фортепианное отделение МКУ ДОД «Нижнегорская детская школа искусств».

30 июня 2022 г. 14.00-14.45.

Ученица 2-го класса Дагиянова Тамила.

Тема урока: «Развитие образного мышления в фортепианном классе».

План урока:

  1. Организационный момент: сообщение темы урока, целей, задачи.

  2. Вступительное слово.

  3. Практическая часть: проигрывание произведений, работа над характером, образом, просмотр-прослушивание видеозаписей аналогичных произведений.

  4. Заключение.

  5. Домашнее задание.



Ход урока

Краткое содержание работы:

Урок начался-вступительным словом: преподаватель определила форму урока-«Урок-показ разножанровых пьес».



Цель урока: Формирование музыкально-образных представлений ученика.

Задачи урока:

-развитие зрительного восприятия нотного текста

-приобретение навыков анализа произведений

-развитие музыкальной логики

-развитие эмоциональной сферы

-развитие художественного вкуса и музыкального кругозора

-воспитание собранности, внимания, творческой инициативы

На уроке прозвучали пьесы

  1. Ж. Колодуб «Сказочка»

  2. Франц. нар. песня «Большой олень»

  3. А. Коломиец «Танец»

  4. Д. Кабалевский «Маленькая полька»

  5. Ж. Колодуб «Вальс»

  6. Д. Мак-Чен «Буги»

  7. И. Накада «Танец дикарей»

К каждой пьеске были представлены рисунки, иллюстрации-подобранные ученицей и преподавателем. В каждой пьесе определяли характер, образ, средства музыкальной выразительности (темп, оттенки, штрихи) при помощи которых этот образ передаётся на планшете были просмотрены видео-записи:

  1. Полька «Улица».

  2. «Богемская национальная полька».

  3. И. Штраус «Полька-пиццикато» из балета «Арлекино».

  4. М. Глинка «Детская полька».

  5. Ф. Шопен «Весенний вальс».

  6. Я. Никитин «Вальс дождя».

  7. Е. Дога Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».

  8. Танец «Буги-вуги».

Ученица-отзывчива, правильно и осознанно выполняет поставленные задачи. Исполняет пьесы уверенно, выразительно. На уроке активна.

Заключительное слово. Преподавателя: главная цель при изучении произведения-достижение понимания замысла композитора. Занятие с учеником это творческий процесс. Необходимо развивать талант ребёнка через эмоционально-образное мышление на уроках фортепиано.

Урок проведён в соответствии с планом методической работы фортепианного отдела.

Форма и структура урока-выдержана.

Урок соответствует поставленным целям и задачам.

На уроке доброжелательная, творческая атмосфера.

Преподаватели отдела поделились своими впечатлениями, отметили наличие у ученицы творческих задатков, умения: слушать себя, исполнять произведение выразительно. Оценили-грамотный, профессиональный подход к теме, использование современных образовательных технологий.











Директор МКУ ДОД «НДШИ»_____________Л. С. Ляшук






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!