СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Организм как единое целое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок открытия новых знаний о клетке с использованием технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«открытый урок -клетка-19.04.13»


Тема: Организм как единое целое.

Цель:

  1. Сформировать целостное представление об организме на основе наблюдений и исследования клетки.

  2. Развитие мыслительных процессов через осознание и осмысление учебного материала

Задачи:


Обучающие:

  • способствовать запоминанию основных терминов по теме;

  • способствовать формированию представлений о клетке как структурной единице, целостности живого организма;


Развивающие:

  • развивать технику чтения, образную память;

  • способствовать обучению школьников умению выделять главную мысль в содержании текста.


Воспитывающие:

  • вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;

  • воспитывать культуру общения, презентации результатов деятельности на уроке


Развивающие задачи:

Регулятивные УУД.

  • Принимать , ставить учебно-познавательною задачу.

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .

Познавательные УУД.

  • Осуществлять поиск информации из научно-познавательного текста, из материалов учебника, личного опыта, используя макеты и схемы при работе над темой.

Коммуникативные УУД.

  • Строить речевое высказывание в устной форме.

  • Вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися.

  • Осуществлять совместную деятельность в паре, в группе.

  • Проявлять доброжелательное отношение к партнерам.


Тип урока:

Открытие новых знаний (исследование)


Методы и приемы обучения, используемые на уроке:

Словесные, наглядные, практические, частично- поисковые, проблемно- исследовательские.


Понятийный аппарат: кровеносные сосуды, сердце, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, ткань, орган, система органов, организм


Оборудование: учебник, тетрадь, таблица «Клетка растительная», «Клетка животного», макет сердца, макет организма человека, микропрепараты клеток, горшки с комнатными растениями, пробирки с побегами традесканции, колба, микроскопы, карточки для работы в группах, индивидуальные карточки для оценивания работы, картинки клеток (пазлы) фото старого и молодого человека, яблоко сухое и свежее.


Ход урока:

Этап, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

формы

Стадия вызова.

1.Деление на группы

1.Раздает карточки-пазлы. (Клетка крови, нервная клетка, клетка для птицы, клетка тетрадная, растительная клетка)

Выбирают одну карточку.

игра

Предлагает собрать картинку из пазлов.

Объединяются в группы.

групповая

2. Актуализация. Формулирование темы, цели урока.

2.Выяснение общего в рисунках:

- Что изображено?

-О каких клетках мы говорили на уроках?

-О каких клетках мы будем мы сегодня говорить? слайд1

Ответы на вопросы и формулирование темы урока.

фронтальная

3.-Мы на уроках упоминали о клетках человека, растений, животных.

-А что вы знаете о клетках?

Сегодня мы углубимся в понятие клетки и расширим свои представления. слады 2-6

Рассуждения учащихся, в ходе которых определяется проблема: для чего нужны клетки, у всех они одинаковы ли, какую работу выполняют в живых органзмах


Стадия осмысления.

3.Работа в центрах.


Таблица сравнений

Информация о порядке выступлений в конце урока, инструктаж по ТБ. Раздает карточки с заданиями каждой группе.(Приложение1).слайд 7

Работа по карточке.

групповая

Наблюдает за активной работой в центрах, консультирует(по запросам)слайд 8

Чтение заданий, распределение дел, выполнение заданий, сотрудничество с членами группы, наблюдение и исследование, поиск ответов , подготовка и оформление выводов, презентации, оценка работы в группе.

4.Презентация продуктов.

Обобщает выступления учащихся слайды 9-18

Презентация выводов членами группы с использованием приборов ,компьютера и т.д.


5.Стадия рефлексии.

-Что мы хотели выяснить?

- Жизнь на нашей планете необычайно разнообразна. Суша, океан, почва и даже воздух населены многочисленными организмами. Но как ни велико это многообразие жизни, в основе ее лежит клетка. Вне клетки жизнь на нашей планете не обнаружена. Единственное исключение - вирусы.

Клетка –это кирпичик, из одинаковых клеток строятся ткани, а из них- органы. Из органов, выполняющих одинаковую функции образуются системы органов. Системы органов образуют целостный организм. Организм человека- это единое целое. слайд 19-20



синквейн

-Составьте синквейн, взяв за основу понятие, над которым вы работали в группе.слайд 21



6.Оценивание работы на уроке.

Оцените свою работу на уроке, определив место символа на доске. Слайд 22

Крепят соответствующие кружки на доску «Место на оценку»

индивидуальная

6.Прогнозирование.

-Скажите, ребята, мы ответили на все вопросы по теме урока?

-Нет, не на все. Да, мы доказали, что организм- это единое целое. Но мы не рассмотрели ,какие функции выполняют разные клетки, для чего они служат в организме.


7.Дом.задание.

Творческое: составить кроссворд или ребус по теме урока





Просмотр содержимого документа
«инструктивные карточки к уроку»

Инструктивная карточка

Центр «Человек и его здоровье»


Цель работы: выяснить роль клеток крови в животном организме.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат — кровь человека, текст.


Порядок работы:


1. Установите микропрепарат — кровь человека.

2. Найдите эритроциты (красные кровяные клетки). Как расположены клетки?

3. Прочитайте текст и заполните таблицу.

4. Сделайте вывод.


Эритроциты человека. Это мелкие клетки, лишенные в зрелом состоянии ядра и имеющие форму двояковогнутых дисков. В 1 мм3 крови (объем капли составляет примерно 50 мм3) содержится около 5 млн. эритроцитов. Эритроциты составляют почти половину объема крови, что объясняет ее очень высокую способность связывать кислород. Эритроциты содержат большое количество гемоглобина — переносящего кислород белкового пигмента, который и придает крови красный цвет. В клетках эритроцитов отсутствуют ядра. Продолжительность жизни эритроцитов у взрослого человека сравнительно невелика — примерно три месяца, после чего они разрушаются в селезенке или в печени.

Лейкоциты. Лейкоциты крупнее эритроцитов и содержатся в крови в гораздо меньшем количестве (примерно 7000 в 1 мм3 крови). Они играют важную роль в защите организма от болезней. Каждый лейкоцит имеет ядро. Несмотря на наличие ядра, продолжительность их жизни в кровотоке обычно не превышает нескольких дней.

Тромбоциты (кровяные пластинки). Тромбоциты у млекопитающих представляют собой фрагменты клеток, имеющие неправильную форму, окруженные мембраной и обычно лишенные ядра. Они образуются из особых клеток костного мозга. Каждый тромбоцит примерно в четыре раза меньше эритроцита. Тромбоциты необходимы для запуска процесса свертывания крови. В 1 мм3 крови содержится примерно 250 000 тромбоцитов. Продолжительность жизни тромбоцитов у человека составляет 5—9 сут; затем они разрушаются в печени и селезенке.

Клетки крови

Клетки крови

Содержание в 1мм3

Строение

Продолжительность

жизни

Значение в организме

















Вывод: все живые организмы состоят из_______. Одинаковые клетки образуют ткани. Из тканей состоят ________( например: сердце, сосуды). Органы, выполняющие одну и ту же функцию составляют _______ органов(например , кровеносная система- сердце и сосуды). Кровеносная система входит в состав организма животных.




Инструктивная карточка

Центр «Взвешивание»


Цель работы: выяснить роль воды в клетках животного организма.


Оборудование: электронные весы, лупа, сухое и свежее яблоко, текст.


Порядок работы:


1. Привести в рабочее состояние электронные весы.

2. Взвесить сухое и свежее яблоко на весах. Результаты взвешивания занести в таблицу.

3. Прочитайте текст и заполните таблицу.

4. Сделайте выводы.



Как известно, на 75% все мы состоим из воды, а остальные 25% тех кирпичиков, из которых построен наш организм, - это химические элементы. В клетках головного мозга ее 85 %, а в клетках развивающегося зародыша – 90 %. Если человек теряет 20 % воды, то наступает смерть. Правда, не во всех клетках человека содержание воды столь велико. Например, в клетках эмали зубов ее только 10 – 15 %. Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений, но ее очень мало в клетках сухих семян или спорах растений и микроорганизмов, поэтому они могут храниться очень долго.

Когда вода имеется в достаточном количестве - все необходимые вещества свободно поступают к нужным органам и клеткам. Но если воды не хватает - сосуды сужаются, поступление веществ затрудняется. Отсюда недомогание, болезненное состояние, общая слабость и причина всех заболеваний.

Клетки умирают от жажды. Люди ,становясь старше, подвергаются опасности иссушения тканей. Те, кто оказывается в такой ситуации, предрасположены к плохому самочувствию и различным заболеваниям. Процессы старения в их организме протекают быстрее.

Иссущёнными, вялыми,старыми и слишком маленькими-такими видны под микроскопом клетки организма человека. Их можно сравнить с яблоком, когда-то круглым и сочным, а теперь съёжившимся и усохшим ровно наполовину своей первоначальной величины.

Сравнительная таблица

Объекты для сравнения

Внешние различия

Вес

Вывод











Общий вывод по работе: Упругость придаёт клеткам ______. В организме животных все процессы протекают в __________ среде. Нехватка _____ в организме приводит к_______.





Инструктивная карточка

Центр «Природные ресурсы»


Цель работы: установить взаимосвязь между живой и неживой природой.


Оборудование: коллекции полезных ископаемых, растений, схема.


Порядок работы:


1. Рассмотрите выданные наборы коллекционных материалов и ответьте на следующие вопросы:

  • Что общего и чем различаются предметы живой и неживой природы (по строению)?

  • Какие условия необходимы для существования живой и неживой природы?.

  • Могут ли живые организмы существовать без неживой природы? (Работа со схемой)

2. Дополните схему и сделайте выводы.







































Инструктивная карточка

Центр «Вода»


Цель работы: выяснить роль воды в растительном организме.


Оборудование: 2 комнатных растения (с поливом и без полива), ветки традесканции в простой и подкрашенной воде в пробирках, лупа.


Порядок работы:


1. Рассмотрите выданные образцы растений в горшках. По результатам наблюдений сделайте вывод.

2. Рассмотрите выданные образцы растений в пробирках. По результатам наблюдений сделайте рисунок.

3. Сделайте общий вывод по работе.



Испарение очень важно для растения. С передвигающейся водой разносятся по растению поглощенные корнем минеральные вещества. Испарение снижает температуру растения и тем самым предохраняет его от перегрева.

Пока в почве есть влага, растение растет и развивается нормально. Но вот перестали выпадать дожди, наступает засуха, и растение испытывает недостаток воды и растворимых в ней минеральных веществ; в нем перестает образовываться новое вещество, рост и развитие прекращаются. Кроме того, растение начинает повреждаться от перегрева: на листьях и стебле появляются пятна ожогов. Особенно сильно повреждается растение от ожогов при суховее — сухом горячем ветре. Растение увядает и, если погода не изменится к лучшему, гибнет.



Слова для справок: Объём, упругость, хороший растворитель, выполняет транспортную функцию.




















Инструктивная карточка

Центр «Микромир»


Цель: доказать, что живые организмы состоят из клеток.

Оборудование: микроскопы, готовые препараты


Порядок работы:


1. Рассмотрите выданные препараты под микроскопом ( объектив х20, окуляр х10).

2. Изучите строение клетки по рисункам.

3. Предположите, как можно построить схему строения организма животных, используя следующие понятия: клетка, орган, ткань, система органов, организм.


Отчет по работе:

1.Заполните таблицу:


Микропрепараты

Строение(рисунок)

Сходства

Различия

Кожица чешуи лука




Кровь лягушки





Вывод: все живые организмы состоят из_______. Клетки различаются по ______, и выполняемым_______. Группы клеток одинакового строения образуют ткани.






Просмотр содержимого документа
«карточка самооценки деятельности учащегося на уроке»

Карточка самооценки на уроке

Фамилия Имя учащегося___________________________ ______ класса

критерии

Знаю /умею

затрудняюсь

Не знаю /не умею

Ответы на вопросы учителя




Планировать деятельность




Предлагать идеи




Сотрудничать в группе




Представлять результаты работы






Карточка самооценки на уроке

Фамилия Имя учащегося___________________________ ______ класса

критерии

Знаю /умею

затрудняюсь

Не знаю /не умею

Ответы на вопросы учителя




Планировать деятельность




Предлагать идеи




Сотрудничать в группе




Представлять результаты работы






Карточка самооценки на уроке

Фамилия Имя учащегося___________________________ ______ класса

критерии

Знаю /умею

затрудняюсь

Не знаю /не умею

Ответы на вопросы учителя




Планировать деятельность




Предлагать идеи




Сотрудничать в группе




Представлять результаты работы






Просмотр содержимого документа
«схема»

















почва







объекты природы



































На «5»

(активно)

На «4»

( не всегда активно, 1-2 ошибочных ответа)

На «3»

( допускал ошибки в ответах)




Просмотр содержимого презентации
«организм как единое целое»

МБОУ «Прогимназия «Сообщество» Тема:  Организм как единое целое учитель начальных классов Ковальчук Н.Г.

МБОУ «Прогимназия «Сообщество»

Тема: Организм как единое целое

учитель начальных классов

Ковальчук Н.Г.

главные части живой клетки цитоплазма ЯДРО оболочка

главные части живой клетки

цитоплазма

ЯДРО

оболочка

клетки - «кирпичики» организма

клетки - «кирпичики» организма

Животная клетка

Животная клетка

Растительная клетка

Растительная

клетка

Роберт Гук

Роберт Гук

Практическая работа в центрах Центр «Воды» Центр «Природные ресурсы» Центр «Взвешивания» Центр «Микромир» Центр «Человек и его здоровье»  

Практическая работа в центрах

  • Центр «Воды»
  • Центр «Природные ресурсы»
  • Центр «Взвешивания»
  • Центр «Микромир»
  • Центр «Человек и его здоровье»

 

Научись правильно работать с микроскопом

Научись правильно работать с микроскопом

  • Поставьте микроскоп (штативом к себе) посередине парты ( 5-10 см от края стола).
  • Зрительную трубу опустите вниз на расстоянии 1-2 мм от предметного столика.
  • Направьте свет на предметный столик при помощи зеркальца, глядя в окуляр. Добейтесь яркого света.
  • Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.
  • В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.
  • Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.
Центр «Воды»   Цель работы: выяснить роль воды в растительном организме. Порядок работы:   1. Рассмотрите выданные образцы растений в горшках. По результатам наблюдений сделайте вывод. 2. Рассмотрите выданные образцы растений в пробирках. По результатам наблюдений сделайте рисунок. 3. Сделайте общий вывод по работе.  

Центр «Воды»

Цель работы: выяснить роль воды в растительном организме.

Порядок работы:

 

1. Рассмотрите выданные образцы растений в горшках. По результатам наблюдений сделайте вывод.

2. Рассмотрите выданные образцы растений в пробирках. По результатам наблюдений сделайте рисунок.

3. Сделайте общий вывод по работе.

 

Центр «Природные ресурсы»   Цель работы: установить взаимосвязь между живой и неживой природой. Порядок работы: 1. Рассмотрите выданные наборы коллекционных материалов и ответьте на следующие вопросы: Что общего и чем различаются предметы живой и неживой природы (по строению)? Какие условия необходимы для существования живой и неживой природы? Могут ли живые организмы существовать без неживой природы? (Работа со схемой) 2. Дополните схему и сделайте выводы.  почва Природные объекты

Центр «Природные ресурсы»

Цель работы: установить взаимосвязь между живой и неживой природой.

Порядок работы:

1. Рассмотрите выданные наборы коллекционных материалов и ответьте на следующие вопросы:

  • Что общего и чем различаются предметы живой и неживой природы (по строению)?
  • Какие условия необходимы для существования живой и неживой природы?
  • Могут ли живые организмы существовать без неживой природы? (Работа со схемой)

2. Дополните схему и сделайте выводы.

почва

Природные объекты

Центр «Взвешивания»      Сравнительная таблица Цель работы: выяснить роль воды в клетках животного организма Порядок работы:  1. Привести в рабочее состояние электронные весы. 2. Взвесить сухое и свежее яблоко на весах. Результаты взвешивания занести в таблицу. 3. Прочитайте текст и заполните таблицу. 4. Сделайте выводы.   Объекты для сравнения   Внешние различия   Вес   Вывод          

Центр «Взвешивания»  

Сравнительная таблица

Цель работы: выяснить роль воды в клетках животного организма

Порядок работы: 

1. Привести в рабочее состояние электронные весы.

2. Взвесить сухое и свежее яблоко на весах. Результаты взвешивания занести в таблицу.

3. Прочитайте текст и заполните таблицу.

4. Сделайте выводы.

 

Объекты для сравнения

 

Внешние различия

 

Вес

 

Вывод

 

 

 

 

 

Центр «Микромир»   Цель: доказать, что живые организмы состоят из клеток. Порядок работы:   1. Рассмотрите выданные препараты под микроскопом ( объектив х20, окуляр х10). 2. Изучите строение клетки по рисункам. 3. Предположите, как можно построить схему строения организма животных, используя следующие понятия: клетка, орган, ткань, система органов, организм.   Микропрепараты Кожица чешуи лука Строение(рисунок)   Кровь лягушки Сходства   Различия        

Центр «Микромир»

Цель: доказать, что живые организмы состоят из клеток.

Порядок работы:

 

1. Рассмотрите выданные препараты под микроскопом ( объектив х20, окуляр х10).

2. Изучите строение клетки по рисункам.

3. Предположите, как можно построить схему строения организма животных, используя следующие понятия: клетка, орган, ткань, система органов, организм.

 

Микропрепараты

Кожица чешуи лука

Строение(рисунок)

 

Кровь лягушки

Сходства

 

Различия

 

 

 

 

Клетки крови
  • Клетки крови

Центр «Человек и его здоровье»  

Клетки крови

 

Содержание в 1мм 3

 

Строение

 

 

 

Продолжительность

 

 

 

жизни

Значение в организме

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы: выяснить роль клеток крови в животном организме.

Порядок работы:

 

1. Установите микропрепарат — кровь человека.

2.Найдите эритроциты (красные кровяные клетки). Как расположены клетки?

3. Прочитайте текст и заполните таблицу.

4. Сделайте вывод.

 

Клетки крови

Клетка крови на кончике иглы. эритроциты тромбоциты лейкоциты
  • Клетка крови на кончике иглы.

эритроциты

тромбоциты

  • лейкоциты
Растительная клетка Клетки мозга Верхний слой кожи человека

Растительная клетка

Клетки мозга

Верхний слой кожи человека

Поперечно-полосатая мышечная ткань обладает большей силой и скоростью

Поперечно-полосатая мышечная ткань обладает большей силой и скоростью

ОРГАНИЗМ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ОРГАНЫ ТКАНИ КЛЕТКИ Короткова Л.А.

ОРГАНИЗМ

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

ОРГАНЫ

ТКАНИ

КЛЕТКИ

Короткова Л.А.

Вывод:

Вывод:

  • нарушение работы одного органа или одной из их систем отражается на деятельности всех других систем и всего организма в целом,
  • так как организм – единое целое, а не набор отдельных частей.
Придумайте синквейн на тему «Клетка»   1. Имя существительное(тема синквейна) 2. Два прилагательных( раскрывающих тему синквейна) 3. Три глагола(описывающих действия, относящиеся к теме синквейна) 4. Фраза на тему синквейна(свое отношение к теме: крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте темы) 5. Синоним первому слову(понятию)

Придумайте синквейн на тему «Клетка»

1. Имя существительное(тема синквейна)

2. Два прилагательных( раскрывающих тему синквейна)

3. Три глагола(описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна)

4. Фраза на тему синквейна(свое отношение к теме: крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте темы)

5. Синоним первому слову(понятию)

Рефлексия -Какие задачи ставили? -Удалось ли решить поставленные задачи? Оценивание На «5» На «4» На «3»

Рефлексия

-Какие задачи ставили?

-Удалось ли решить поставленные задачи?

Оценивание

На «5»

На «4»

На «3»

Домашнее задание: творческая работа – А) Составить кроссворд по теме «Клетка» Б) Составить ребус по теме «Клетка»

Домашнее задание:

творческая работа –

А) Составить кроссворд по теме «Клетка»

Б) Составить ребус по теме «Клетка»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!