Инструктивная карточка
Центр «Человек и его здоровье»
Цель работы: выяснить роль клеток крови в животном организме.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат — кровь человека, текст.
Порядок работы:
1. Установите микропрепарат — кровь человека.
2. Найдите эритроциты (красные кровяные клетки). Как расположены клетки?
3. Прочитайте текст и заполните таблицу.
4. Сделайте вывод.
Эритроциты человека. Это мелкие клетки, лишенные в зрелом состоянии ядра и имеющие форму двояковогнутых дисков. В 1 мм3 крови (объем капли составляет примерно 50 мм3) содержится около 5 млн. эритроцитов. Эритроциты составляют почти половину объема крови, что объясняет ее очень высокую способность связывать кислород. Эритроциты содержат большое количество гемоглобина — переносящего кислород белкового пигмента, который и придает крови красный цвет. В клетках эритроцитов отсутствуют ядра. Продолжительность жизни эритроцитов у взрослого человека сравнительно невелика — примерно три месяца, после чего они разрушаются в селезенке или в печени.
Лейкоциты. Лейкоциты крупнее эритроцитов и содержатся в крови в гораздо меньшем количестве (примерно 7000 в 1 мм3 крови). Они играют важную роль в защите организма от болезней. Каждый лейкоцит имеет ядро. Несмотря на наличие ядра, продолжительность их жизни в кровотоке обычно не превышает нескольких дней.
Тромбоциты (кровяные пластинки). Тромбоциты у млекопитающих представляют собой фрагменты клеток, имеющие неправильную форму, окруженные мембраной и обычно лишенные ядра. Они образуются из особых клеток костного мозга. Каждый тромбоцит примерно в четыре раза меньше эритроцита. Тромбоциты необходимы для запуска процесса свертывания крови. В 1 мм3 крови содержится примерно 250 000 тромбоцитов. Продолжительность жизни тромбоцитов у человека составляет 5—9 сут; затем они разрушаются в печени и селезенке.
Клетки крови
Клетки крови | Содержание в 1мм3 | Строение | Продолжительность жизни | Значение в организме |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Вывод: все живые организмы состоят из_______. Одинаковые клетки образуют ткани. Из тканей состоят ________( например: сердце, сосуды). Органы, выполняющие одну и ту же функцию составляют _______ органов(например , кровеносная система- сердце и сосуды). Кровеносная система входит в состав организма животных.
Инструктивная карточка
Центр «Взвешивание»
Цель работы: выяснить роль воды в клетках животного организма.
Оборудование: электронные весы, лупа, сухое и свежее яблоко, текст.
Порядок работы:
1. Привести в рабочее состояние электронные весы.
2. Взвесить сухое и свежее яблоко на весах. Результаты взвешивания занести в таблицу.
3. Прочитайте текст и заполните таблицу.
4. Сделайте выводы.
Как известно, на 75% все мы состоим из воды, а остальные 25% тех кирпичиков, из которых построен наш организм, - это химические элементы. В клетках головного мозга ее 85 %, а в клетках развивающегося зародыша – 90 %. Если человек теряет 20 % воды, то наступает смерть. Правда, не во всех клетках человека содержание воды столь велико. Например, в клетках эмали зубов ее только 10 – 15 %. Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений, но ее очень мало в клетках сухих семян или спорах растений и микроорганизмов, поэтому они могут храниться очень долго.
Когда вода имеется в достаточном количестве - все необходимые вещества свободно поступают к нужным органам и клеткам. Но если воды не хватает - сосуды сужаются, поступление веществ затрудняется. Отсюда недомогание, болезненное состояние, общая слабость и причина всех заболеваний.
Клетки умирают от жажды. Люди ,становясь старше, подвергаются опасности иссушения тканей. Те, кто оказывается в такой ситуации, предрасположены к плохому самочувствию и различным заболеваниям. Процессы старения в их организме протекают быстрее.
Иссущёнными, вялыми,старыми и слишком маленькими-такими видны под микроскопом клетки организма человека. Их можно сравнить с яблоком, когда-то круглым и сочным, а теперь съёжившимся и усохшим ровно наполовину своей первоначальной величины.
Сравнительная таблица
Объекты для сравнения | Внешние различия | Вес | Вывод |
| | | |
| | | |
Общий вывод по работе: Упругость придаёт клеткам ______. В организме животных все процессы протекают в __________ среде. Нехватка _____ в организме приводит к_______.
Инструктивная карточка
Центр «Природные ресурсы»
Цель работы: установить взаимосвязь между живой и неживой природой.
Оборудование: коллекции полезных ископаемых, растений, схема.
Порядок работы:
1. Рассмотрите выданные наборы коллекционных материалов и ответьте на следующие вопросы:
Что общего и чем различаются предметы живой и неживой природы (по строению)?
Какие условия необходимы для существования живой и неживой природы?.
Могут ли живые организмы существовать без неживой природы? (Работа со схемой)
2. Дополните схему и сделайте выводы.
Инструктивная карточка
Центр «Вода»
Цель работы: выяснить роль воды в растительном организме.
Оборудование: 2 комнатных растения (с поливом и без полива), ветки традесканции в простой и подкрашенной воде в пробирках, лупа.
Порядок работы:
1. Рассмотрите выданные образцы растений в горшках. По результатам наблюдений сделайте вывод.
2. Рассмотрите выданные образцы растений в пробирках. По результатам наблюдений сделайте рисунок.
3. Сделайте общий вывод по работе.
Испарение очень важно для растения. С передвигающейся водой разносятся по растению поглощенные корнем минеральные вещества. Испарение снижает температуру растения и тем самым предохраняет его от перегрева.
Пока в почве есть влага, растение растет и развивается нормально. Но вот перестали выпадать дожди, наступает засуха, и растение испытывает недостаток воды и растворимых в ней минеральных веществ; в нем перестает образовываться новое вещество, рост и развитие прекращаются. Кроме того, растение начинает повреждаться от перегрева: на листьях и стебле появляются пятна ожогов. Особенно сильно повреждается растение от ожогов при суховее — сухом горячем ветре. Растение увядает и, если погода не изменится к лучшему, гибнет.
Слова для справок: Объём, упругость, хороший растворитель, выполняет транспортную функцию.
Инструктивная карточка
Центр «Микромир»
Цель: доказать, что живые организмы состоят из клеток.
Оборудование: микроскопы, готовые препараты
Порядок работы:
1. Рассмотрите выданные препараты под микроскопом ( объектив х20, окуляр х10).
2. Изучите строение клетки по рисункам.
3. Предположите, как можно построить схему строения организма животных, используя следующие понятия: клетка, орган, ткань, система органов, организм.
Отчет по работе:
1.Заполните таблицу:
Микропрепараты | Строение(рисунок) | Сходства | Различия |
Кожица чешуи лука | | | |
Кровь лягушки | | | |
Вывод: все живые организмы состоят из_______. Клетки различаются по ______, и выполняемым_______. Группы клеток одинакового строения образуют ткани.