Русский язык 4 класс 28 ноября 2016г
Тема: «Обобщение различий окончаний глаголов 1 и 2 спряжения»
Цели урока:
Обучающая – овладение системой полученных ранее результатов наблюдений и сравнений делать выводы о различии окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; понятием «спряжение»; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Развивающая – развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.
Воспитательная – формирование культуры общения: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, представлять информацию в виде схемы; выявлять особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение, соотносить с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.
Ход урока.
1. Организационный момент (психологический настрой).
Несмотря на холодную погоду за окном, хочется, чтобы всем было тепло, уютно и спокойно и чтобы солнечные лучи согревали Вас, предавали Вам энергию, уверенность в своих знаниях.
Урок русского языка мы начинаем,
Тайны нового открывать продолжаем.
2. Самоопределение деятельности.
- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну, а для этого мы проведём урок-исследование.
- Что значит исследовать?
Исследовать – это значит:
1. подвергнуть научному изучению;
2. наблюдать для выяснения и изучения чего-то нового.
- А кто же такой исследователь?
Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием.
- Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя. Для того чтобы исследование прошло результативно, какие умения вам понадобятся?
( умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу)
Необходимо составить план нашего исследования.
И так, на уроке мы должны:
У – узнать…(тему исследования)
Р – рассказать…(об открытии)
О – объяснить…(где можно применить открытие)
К - коллективно, дружно работать.
Девиз нашего урока: Думайте, ищите, творите, развивайтесь!
Приступаем к исследованию. Как настоящие учёные вы будете фиксировать всю информацию по ходу работы. Записи должны быть чёткими и аккуратными.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Минутка чистописания. (Из домашнего упражнения 135 составьте «цепочку» из окончаний глаголов 2 спряжения»). Взаимопроверка. Оценка.
( 1 вид работы)
- А сейчас я предлагаю поиграть
4. Игра « Веришь не веришь».
- Если вы согласны с утверждением, то в колонке «да» ставим «крестик»,
если не согласны, то в колонке «нет» – ставим «крестик»
Глаголы изменяются по падежам. (нет)
Глагол обозначает действие предмета. (да)
Не с глаголами пишется раздельно. (да)
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)
Инфинитив – это начальная форма глагола. (да)
Глаголы в н. ф., оканчиваются на –ить, относятся ко I спряжению. (нет)
Глаголы имеют три спряжения. (нет)
В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего. (нет)
Глаголы бывают только настоящего и будущего времени. (нет)
Глаголы в н. ф, оканчиваются на – еть, относятся к I спр. (да)
Проверка по образцу Критерии: 10 правильных ответов «5»; 9-7 ответов – «4», 6-4 ответа –«3», менее 4- «2» ( 2 вид работы)
5. Актуализация знаний.
- Какое слово повторялось в каждом моём вопросе? (глагол)
- Писатель и литературовед Алексей Югов сказал о глаголе: Глагол самая огнепышущая
Самая живая часть речи . (А. Югов)
- По частоте употребления, глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть.
- Говорят, что глагол самая «деловая» часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает имя существительное.
Слова записаны на доске (3 вид работы)
греет, сердце, матъ, кормит, земля, горит, забота, тонет, огонь, вода
- Прочитайте слова, сгруппируйте.
- На какие группы можно разделить слова, которые вы видите? (на глаголы и существительные) Назовите сначала существительные, запишите в столбик
- На какие группы можно разделить все существительные? (по склонениям)
- Сколько склонений у сущ.? Что такое склонение?
- Распределите по склонениям существительные.
земля, забота, вода -1скл.
сердце, огонь – 2 скл
мать - 3 скл.
- На какие группы делятся все глаголы? (на 2 группы по спряжениям) I спр. II спр.
Греет горит
тонет кормит
- Что такое спряжение? Проспрягайте глаголы: по образцу на доске Устно
- Выделите окончание, поставьте ударение. Какую особенность заметили? (окончание меняется)
Значит сгруппировали по склонениям и спряжениям. - Как определить спряжение?
- О чём нам рассказали поставленные вами ударения? (под ударением личные окончания глаголов пишутся так, как слышатся)
- Обратите внимание на правописание окончаний глаголов 2 лица, ед.ч. (Ешь, ёшь, ишь; и глаголов 2 лица мн.ч.)
-В чём различие окончаний глаголов 1 и 2 спряжения?
(Работа в группе) ( 4 вид работы)
- Из слов, которые вы записали, добавляя другие слова, составьте пословицы, объясните смысл.
( эти пословицы о маме: Мама – это признание, сила духа, мудрость, сдержанность. В нашей стране отмечается этот праздник в последнее воскресенье ноября. Наше государство признало неоценимую роль матери в жизни каждого человека)
Работа с учебником (5 вид работы)
С. 99 Упр. 138 Взаимопроверка. Оценка.
Закрепление (Индивидуальная работа по карточкам) 6 вид работы
Спишите текст, подчерните глаголы, выделите окончание, определите спряжение.
В небе звёздочки гор…
В речке струйки говор…
К нам в окно луна гляд…
Малым детям спать вел…
Рефлексия. Оценки за урок. Д/з проспрягать глаголы