СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме «Сравнение химических свойств карбоновых кислот»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа на сравнение свойств карбоновых кислот.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме «Сравнение химических свойств карбоновых кислот»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 67

с углубленным изучением отдельных предметов













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ

«СРАВНЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»

10 класс











Составила : учитель химии

МАОУ СОШ № 67 с углубленным

изучением отдельных предметов

Бактуева Людмила Андреевна





Екатеринбург

2023

Введение

Успешная реализация федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает активную учебно-познавательную деятельность и приобретение обучающимися универсальных учебных умений.

Фундаментальным ядром развития универсальных учебных умений является проблемно-развивающее обучение. В настоящее время происходит модификация школьного химического эксперимента, направленная на разработку проблемных опытов и заданий. Использование проблемных опытов на уроках расширяет рамки исследовательской деятельности обучающихся, развивает самостоятельность и повышает интерес к химии.

Эксперимент как общенаучный метод познания способствует формированию способов познания мира, целостной картины мира и мировоззрения учащихся, развивает критическое мышление. При этом реализуется системно-деятельностный подход. Это дает возможность решать задачи, поставленные перед общим химическим образованием: приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, приобретение ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

При проведении проблемных опытов важен метод сравнения, позволяющий выявить сходство и различие изучаемых объектов. При таком подходе обучающиеся начинают применять такие общенаучные методы, как наблюдение, описание, сравнение, выделение общего и различного.

Таким образом, проблемный химический эксперимент формирует у учащихся опыт универсальных учебных действий.

Химический эксперимент делят на демонстрационный эксперимент, лабораторный эксперимент и практические работы, предназначенные для ознакомления обучающихся с веществами и химическими процессами и формирования у них экспериментально-практических умений.

Ученический эксперимент- это вид самостоятельной работы. Цель лабораторных опытов – приобретение новых знаний, изучение нового материала, отработка способов действий. Практические работы требуют большей самостоятельности учеников, используются при закреплении и обобщении знаний и умений.

Исследовательская деятельность способствует формированию умений: планировать работу, предвидеть результаты, использовать различные источники информации, анализировать, сравнивать, аргументировать свое мнение, устанавливать социальные контакты в группе, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.

В данной работе обучающиеся изучают состав карбоновых кислот и их химические свойства, проводят лабораторные опыты к уроку-исследованию, в результате которых происходит более глубокое понятие причин различий в свойствах карбоновых кислот.



ПЛАН_КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема: «СРАВНЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»


Цель:1) Проанализировать и сравнить свойства карбоновых кислот;

  1. Выдвинуть гипотезу и доказать ее с помощью эксперимента;

  2. Объяснить наблюдения

  3. Развивать коммуникативные компетенции.

Задачи.

  1. Дать понятие о карбоновых кислотах, научить выделять общие признаки класса «Кислоты»

  2. Рассмотреть физические свойства КК, распространение и роль в природе и жизни человека.

  3. Рассмотреть особенности муравьиной, уксусной и щавелевой кислот

  4. Провести лабораторные опыты

  5. Провести демонстрационные опыты

  6. Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в группах, привитие навыков самоконтроля через самопроверку.

  7. Провести критериальное оценивание результатов лабораторной работы обучающихся.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения


Планируемые результаты

Предметные

Научатся: давать определение кислот, распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, описывать свойства карбоновых кислот (КК): диссоциацию, взаимодействие с индикаторами, металлами, основными оксидами, основаниями, солями, спиртами, реакцию серебряного зеркала, с подкисленным раствором перманганата калия, с концентрированной серной кислотой. Описывать свойства с точки зрения ОВР и физиологическое воздействие на организм, применение КК.

Получат возможность научиться: характеризовать строение молекул КК, образование водородной связи у КК, определять КК с помощью качественных реакций, объяснять различие в свойствах КК.

Метапредметные УУД

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения знаний.

Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, выполнение операций со знаками и символами, составление названий кислот, определение принадлежности к классу кислот.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации собственной позиции. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи.

Личностные УУД

Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; коммуникативную компетентность в образовательной деятельности, овладение принципами здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры , оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, доброжелательное отношение к окружающим, знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, готовность и способность к выполнению прав и обязанностей.

Тип урока: урок-исследование

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, проблемный, диалогическое изложение, беседа, химический эксперимент, сравнение, метод классификации.

Приемы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка и решение учебных проблем.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, папка с раздаточным материалом (таблица самооценки, инструктивные карты, таблица растворимости, Периодическая система Д. И. Менделеева), лабораторное оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента: пробирки, штатив лабораторный, спиртовка; растворы уксусной, муравьиной, щавелевой кислот, гидроксид натрия, фенолфталеин, карбонат натрия, магний, оксид магния (кальция), аммиачный раствор оксида серебра, раствор перманганата калия, кислотно-основной индикатор.

Система оценивания результатов-см. Приложение 2.













ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Лабораторная работа

«Сравнение химических свойств карбоновых кислот»

10 класс. Углубленный уровень

Урок-исследование

Цели: 1) провести сравнительный анализ химических свойств карбоновых кислот;2) формировать умения строить гипотезы, доказывать их с помощью эксперимента, объяснять наблюдения, делать выводы; 3) развивать коммуникативные компетенции.

Групповая работа, 3 группы, у каждой группы определенная кислота: муравьиная, щавелевая, уксусная, обсуждение результатов между группами.

Оборудование и реактивы: пробирки, штатив лабораторный, спиртовка; растворы уксусной, муравьиной, щавелевой кислот, гидроксид натрия, фенолфталеин, карбонат натрия, магний, оксид магния (кальция), аммиачный раствор оксида серебра, кислотно-основной индикатор.

Техника безопасности:1)осторожно обращаться с лабораторным оборудованием; 2) наливать в пробирку 1-2 мл вещества; 3) не нюхать растворы кислот; 4) тушить спиртовку, накрывая колпачком; 5) соблюдать осторожность при работе с кислотами и стеклом. При попадании кислоты на руки следует смыть руки большим количеством воды и обработать 3%-ным раствором соды.

Ход исследования

Задание 1.Повторите химические свойства кислот

Задание 2.Пользуясь инструкционной таблицей и материалами учебника, проведите опыты. По итогам проведенных опытов заполните таблицу, запишите уравнения реакций, сделайте вывод.

Проба

Наблюдения

Уравнения реакций

индикатор



Mg



Mgo



NaOH



Na2CO3



Ag(NH3)2OH








Задание 3. Отметьте свойства, с помощью которых можно распознать выданную вам кислоту среди других органических веществ.



Задание 4. Проблемные вопросы для совместного обсуждения:

  1. Как объяснить окисление муравьиной кислоты аммиачным раствором оксида серебра при отсутствии такой реакции у уксусной кислоты?

  2. Что можно ожидать при окислении этих кислот более сильными окислителями – раствором KMnO4 и H2SO4 концентрированной?



Решение получаем путем дополнительных демонстрационных опытов окисления кислот.



Демонстрационные опыты по окислению кислот. Выполняет учитель.

Учащиеся заполняют таблицу, отмечают наблюдения.

Окислитель

Муравьиная кислота

Уксусная кислота

Щавелевая кислота

Раствор KMnO4+H2SO4




H2SO4 конц.




Составить уравнения реакций.

  1. Какие из данных реакций можно использовать как качественные реакции для рассмотренных карбоновых кислот?

  2. Что общего и чем отличаются карбоновые кислоты от неорганических кислот?

  3. Выводы по лабораторной работе















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«СРАВНЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»

Предмет - химия.10 класс. Углубленныйуровень.

Учитель Бактуева Людмила Андреевна



№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап (1 мин)

Приветствует школьников, организует рабочую обстановку

Приветствуют, настраиваются на работу

2

Актуализация опорных знаний

Организует проверку домашнего задания

Отвечают устно на вопросы учителя о свойствах кислот

3

Повторение изученного материала. Презентация «Карбоновые кислоты вокруг нас»

задает вопросы о названиях и свойствах кислот

Отвечают на вопросы о нахождении КК в природе

4

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Подвести учащихся к формулировке темы и постановке задач урока

Обсуждают предложенную задачу, пути решения задачи. Формулируют цели и задачи урока

5

Формирование новых ЗУН.

Изучение нового материала с использованием лабораторных опытов.

Инструктаж по технике безопасности

Изучение инструкции по выполнению лабораторной работы.

Обсуждение критериев оценки работы.

Выполнение практической работы в парах.

Сравнение результатов эксперимента.

Проблемные вопросы





















Демонстрационные опыты






























Оформление отчета о проделанной работе

Наблюдение за работой учащихся. Фиксирование результатов в оценочном листе







Проблемные вопросы для обсуждения:1) Как объяснить окисление муравьиной кислоты аммиачным раствором оксида серебра (реакция серебряного зеркала) и почему такая реакция не характерна для уксусной кислоты?

2)Что произойдет при действии более сильных окислителей на эти кислоты (раствор перманганата калия и концентрированная серная кислота)?­

Проверим на опыте.


Демонстрационные опыты. Действие раствора перманганата калия и концентрированной серной кислоты на кислоты: муравьиную, уксусную, щавелевую. Записать реакции в отчете

3) Какие из данных реакций можно использовать как качественные реакции для рассмотренных карбоновых кислот?

4) Что общего и чем отличаются карбоновые кислоты от неорганических кислот?

Изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы. Выполняют лабораторную работу в парах. Составляют уравнения реакций, описывают наблюдения. Сравнение результатов эксперимента в группах.


Ожидаемый ответ: У муравьиной кислоты нет углеводородного радикала, но есть карбонильная группа как у альдегидов. Пишут реакцию








Учащиеся наблюдают и заносят наблюдения в отчет.








Ожидаемый ответ:

Реакция с концентрированной серной кислотой

Ожидаемый ответ:

КК имеют общие свойства с неорганическими кислотами, что объясняется наличием у КК иона водорода в гидроксильной группе, но у них имеются специфические свойства, обусловленные присутствием углеводородного радикала и карбонильной группы.

6

Вывод по работе


Формулируют вывод

7

Рефлексия


Отвечают на вопросы

8

Самопроверка/взаимопроверка.

Подведение итогов

Итоговую оценку за лабораторную работу выставлю после проверки ваших отчетов и листов самооценки

Подведение итогов работы каждым учащимся (Оценочный лист)

9

Завершающий этап

Домашнее задание: параграф 35, проработать,упр.10-12, дополнительно упр. 15, с.274-275

Записывают домашнее задание

Учитель Бактуева Л. А.



























Приложение 1

Лабораторные опыты

Химические свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)

1. Диссоциация в водных растворах (среда кислая, индикаторы меняют

окраску):

CH3COOH----- CH3COO- + H+

2. Взаимодействие КК с металлами

2 CH3COOH + Mg = (CH3COO)2Mg + H2 Выделение бесцветного газа 3. Взаимодействие КК с основными оксидами

  1. CH3COOH + MgO = (CH3COO)2Mg

4.Взаимодействие КК с основаниями

CH3COOH + NaOH = CH3COONa + H2O

5.Взаимодействие КК с cолями

2 CH3COOH + Na2CO3 == 2 CH3COONa + H2O Взаимодействие с окислителями



HCOOH + 2KMnO4 + 3 H2SO4= 5 CO2 +2 MnSO4 + K2SO4+ 8 H2O

HOOC-COOH +2KMnO4 + 3 H2SO4= 10 CO2 +2 MnSO4 + K2SO4+ 8 H2O

H2SO4

HCOOH === CO+ H2O

H2SO4

HOOC-COOH === CO+ CO2+ H2O











Приложение 2

Система оценивания результатов

Критерии оценивания химических уравнений:

За каждое правильно составленное уравнение реакции – 1 балл.

Оценивание техники химического эксперимента:

  1. Химический эксперимент выполнен в соответствии правилами техники безопасности – 2 балла

  2. Правила техники безопасности нарушены как при отборе, так и при смешивании веществ – 0 баллов

  3. При нарушении правил техники безопасности, которое может нанести ущерб здоровью участника эксперимента, участник прекращает выполнение опытов.

Критерии оценивания выводов к эксперименту:

  1. Верно указан вывод – 2 балла.

  2. Сделана ошибка в выводе – 1 балл.

  3. Нет вывода – 0 баллов.

Критерии оценивания ответов на вопросы:

Ответ правильный и полный - 3 балла.

Правильно указан ответ на два вопроса – 2 балла.

Правильно указан ответ на один вопрос – 1 балл.

Ответ неверный или отсутствует – 0 баллов.

Система оценивания лабораторной работы

Подсчитайте свои баллы, переведите их в оценку и выставьте себе оценку за выполнение лабораторной работы.

Максимальная оценка за все задания 18 баллов.

Сумма баллов

Перевод в оценку

Моя оценка

14-18

5


10-13

4


8-10

3


7 и менее

2
















Список используемой литературы и интернет –ресурсов

1) Габриелян О.С., Остроумов И.Г.Сладков С.А. Химия 10 класс: углубленный уровень:учебник - Москва, «Просвещение», 2022 г., 399 стр.


2) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г.


3) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г


4) Гааг Н.А."Как привить интерес к уроку химии"(" Химия в школе" №),2010.с.36-37.


5) Гребер В.."Интерес к уроку химии надо заслужить. А как?" (газета "Химия", приложение к "Первое сентября")М.: Просвещение. 2004.N 7-8.


6) Интегрированные уроки химии с применением ИКТ. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / И.И. Березенцева и др. – М.: Планета 2017. – 168 с.


7 ) Удалов Г.С.."Развитие способностей учащихся к логическому мышлению при формировании важнейших химических понятий"(сборник "Развитие по знавательных интересов и способностей в процессе обучения хи мии")//Челябинск. 2009.-86с.


8) Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения. 8-11 классы. Инструктивные карты практических работ и опытов / Е. В. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2015.-107 с.


9) Образовательные сайты и порталы

www.1september.ru - сайт «Издательский дом "Первое сентября"»; http://school-collection.edu.ru - «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов»; www.openclass.ru












































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!