Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 67
с углубленным изучением отдельных предметов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ
«СРАВНЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»
10 класс
Составила : учитель химии
МАОУ СОШ № 67 с углубленным
изучением отдельных предметов
Бактуева Людмила Андреевна
Екатеринбург
2023
Введение
Успешная реализация федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает активную учебно-познавательную деятельность и приобретение обучающимися универсальных учебных умений.
Фундаментальным ядром развития универсальных учебных умений является проблемно-развивающее обучение. В настоящее время происходит модификация школьного химического эксперимента, направленная на разработку проблемных опытов и заданий. Использование проблемных опытов на уроках расширяет рамки исследовательской деятельности обучающихся, развивает самостоятельность и повышает интерес к химии.
Эксперимент как общенаучный метод познания способствует формированию способов познания мира, целостной картины мира и мировоззрения учащихся, развивает критическое мышление. При этом реализуется системно-деятельностный подход. Это дает возможность решать задачи, поставленные перед общим химическим образованием: приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, приобретение ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
При проведении проблемных опытов важен метод сравнения, позволяющий выявить сходство и различие изучаемых объектов. При таком подходе обучающиеся начинают применять такие общенаучные методы, как наблюдение, описание, сравнение, выделение общего и различного.
Таким образом, проблемный химический эксперимент формирует у учащихся опыт универсальных учебных действий.
Химический эксперимент делят на демонстрационный эксперимент, лабораторный эксперимент и практические работы, предназначенные для ознакомления обучающихся с веществами и химическими процессами и формирования у них экспериментально-практических умений.
Ученический эксперимент- это вид самостоятельной работы. Цель лабораторных опытов – приобретение новых знаний, изучение нового материала, отработка способов действий. Практические работы требуют большей самостоятельности учеников, используются при закреплении и обобщении знаний и умений.
Исследовательская деятельность способствует формированию умений: планировать работу, предвидеть результаты, использовать различные источники информации, анализировать, сравнивать, аргументировать свое мнение, устанавливать социальные контакты в группе, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
В данной работе обучающиеся изучают состав карбоновых кислот и их химические свойства, проводят лабораторные опыты к уроку-исследованию, в результате которых происходит более глубокое понятие причин различий в свойствах карбоновых кислот.
ПЛАН_КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема: «СРАВНЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»
Цель:1) Проанализировать и сравнить свойства карбоновых кислот;
Выдвинуть гипотезу и доказать ее с помощью эксперимента;
Объяснить наблюдения
Развивать коммуникативные компетенции.
Задачи.
Дать понятие о карбоновых кислотах, научить выделять общие признаки класса «Кислоты»
Рассмотреть физические свойства КК, распространение и роль в природе и жизни человека.
Рассмотреть особенности муравьиной, уксусной и щавелевой кислот
Провести лабораторные опыты
Провести демонстрационные опыты
Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в группах, привитие навыков самоконтроля через самопроверку.
Провести критериальное оценивание результатов лабораторной работы обучающихся.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения
Планируемые результаты
Предметные
Научатся: давать определение кислот, распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, описывать свойства карбоновых кислот (КК): диссоциацию, взаимодействие с индикаторами, металлами, основными оксидами, основаниями, солями, спиртами, реакцию серебряного зеркала, с подкисленным раствором перманганата калия, с концентрированной серной кислотой. Описывать свойства с точки зрения ОВР и физиологическое воздействие на организм, применение КК.
Получат возможность научиться: характеризовать строение молекул КК, образование водородной связи у КК, определять КК с помощью качественных реакций, объяснять различие в свойствах КК.
Метапредметные УУД
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения знаний.
Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, выполнение операций со знаками и символами, составление названий кислот, определение принадлежности к классу кислот.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации собственной позиции. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи.
Личностные УУД
Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; коммуникативную компетентность в образовательной деятельности, овладение принципами здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры , оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, доброжелательное отношение к окружающим, знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, готовность и способность к выполнению прав и обязанностей.
Тип урока: урок-исследование
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, проблемный, диалогическое изложение, беседа, химический эксперимент, сравнение, метод классификации.
Приемы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка и решение учебных проблем.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, папка с раздаточным материалом (таблица самооценки, инструктивные карты, таблица растворимости, Периодическая система Д. И. Менделеева), лабораторное оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента: пробирки, штатив лабораторный, спиртовка; растворы уксусной, муравьиной, щавелевой кислот, гидроксид натрия, фенолфталеин, карбонат натрия, магний, оксид магния (кальция), аммиачный раствор оксида серебра, раствор перманганата калия, кислотно-основной индикатор.
Система оценивания результатов-см. Приложение 2.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
Лабораторная работа
«Сравнение химических свойств карбоновых кислот»
10 класс. Углубленный уровень
Урок-исследование
Цели: 1) провести сравнительный анализ химических свойств карбоновых кислот;2) формировать умения строить гипотезы, доказывать их с помощью эксперимента, объяснять наблюдения, делать выводы; 3) развивать коммуникативные компетенции.
Групповая работа, 3 группы, у каждой группы определенная кислота: муравьиная, щавелевая, уксусная, обсуждение результатов между группами.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив лабораторный, спиртовка; растворы уксусной, муравьиной, щавелевой кислот, гидроксид натрия, фенолфталеин, карбонат натрия, магний, оксид магния (кальция), аммиачный раствор оксида серебра, кислотно-основной индикатор.
Техника безопасности:1)осторожно обращаться с лабораторным оборудованием; 2) наливать в пробирку 1-2 мл вещества; 3) не нюхать растворы кислот; 4) тушить спиртовку, накрывая колпачком; 5) соблюдать осторожность при работе с кислотами и стеклом. При попадании кислоты на руки следует смыть руки большим количеством воды и обработать 3%-ным раствором соды.
Ход исследования
Задание 1.Повторите химические свойства кислот
Задание 2.Пользуясь инструкционной таблицей и материалами учебника, проведите опыты. По итогам проведенных опытов заполните таблицу, запишите уравнения реакций, сделайте вывод.
Проба | Наблюдения | Уравнения реакций |
индикатор | | |
Mg | | |
Mgo | | |
NaOH | | |
Na2CO3 | | |
Ag(NH3)2OH | | |
| | |
Задание 3. Отметьте свойства, с помощью которых можно распознать выданную вам кислоту среди других органических веществ.
Задание 4. Проблемные вопросы для совместного обсуждения:
Как объяснить окисление муравьиной кислоты аммиачным раствором оксида серебра при отсутствии такой реакции у уксусной кислоты?
Что можно ожидать при окислении этих кислот более сильными окислителями – раствором KMnO4 и H2SO4 концентрированной?
Решение получаем путем дополнительных демонстрационных опытов окисления кислот.
Демонстрационные опыты по окислению кислот. Выполняет учитель.
Учащиеся заполняют таблицу, отмечают наблюдения.
Окислитель | Муравьиная кислота | Уксусная кислота | Щавелевая кислота |
Раствор KMnO4+H2SO4 | | | |
H2SO4 конц. | | | |
Составить уравнения реакций.
Какие из данных реакций можно использовать как качественные реакции для рассмотренных карбоновых кислот?
Что общего и чем отличаются карбоновые кислоты от неорганических кислот?
Выводы по лабораторной работе
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«СРАВНЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ»
Предмет - химия.10 класс. Углубленныйуровень.
Учитель Бактуева Людмила Андреевна
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный этап (1 мин) | Приветствует школьников, организует рабочую обстановку | Приветствуют, настраиваются на работу |
2 | Актуализация опорных знаний | Организует проверку домашнего задания | Отвечают устно на вопросы учителя о свойствах кислот |
3 | Повторение изученного материала. Презентация «Карбоновые кислоты вокруг нас» | задает вопросы о названиях и свойствах кислот | Отвечают на вопросы о нахождении КК в природе |
4 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Подвести учащихся к формулировке темы и постановке задач урока | Обсуждают предложенную задачу, пути решения задачи. Формулируют цели и задачи урока |
5 | Формирование новых ЗУН. Изучение нового материала с использованием лабораторных опытов. Инструктаж по технике безопасности Изучение инструкции по выполнению лабораторной работы. Обсуждение критериев оценки работы. Выполнение практической работы в парах. Сравнение результатов эксперимента. Проблемные вопросы Демонстрационные опыты Оформление отчета о проделанной работе | Наблюдение за работой учащихся. Фиксирование результатов в оценочном листе Проблемные вопросы для обсуждения:1) Как объяснить окисление муравьиной кислоты аммиачным раствором оксида серебра (реакция серебряного зеркала) и почему такая реакция не характерна для уксусной кислоты? 2)Что произойдет при действии более сильных окислителей на эти кислоты (раствор перманганата калия и концентрированная серная кислота)? Проверим на опыте. Демонстрационные опыты. Действие раствора перманганата калия и концентрированной серной кислоты на кислоты: муравьиную, уксусную, щавелевую. Записать реакции в отчете 3) Какие из данных реакций можно использовать как качественные реакции для рассмотренных карбоновых кислот? 4) Что общего и чем отличаются карбоновые кислоты от неорганических кислот? | Изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы. Выполняют лабораторную работу в парах. Составляют уравнения реакций, описывают наблюдения. Сравнение результатов эксперимента в группах. Ожидаемый ответ: У муравьиной кислоты нет углеводородного радикала, но есть карбонильная группа как у альдегидов. Пишут реакцию Учащиеся наблюдают и заносят наблюдения в отчет. Ожидаемый ответ: Реакция с концентрированной серной кислотой Ожидаемый ответ: КК имеют общие свойства с неорганическими кислотами, что объясняется наличием у КК иона водорода в гидроксильной группе, но у них имеются специфические свойства, обусловленные присутствием углеводородного радикала и карбонильной группы. |
6 | Вывод по работе | | Формулируют вывод |
7 | Рефлексия | | Отвечают на вопросы |
8 | Самопроверка/взаимопроверка. Подведение итогов | Итоговую оценку за лабораторную работу выставлю после проверки ваших отчетов и листов самооценки | Подведение итогов работы каждым учащимся (Оценочный лист) |
9 | Завершающий этап | Домашнее задание: параграф 35, проработать,упр.10-12, дополнительно упр. 15, с.274-275 | Записывают домашнее задание |
Учитель Бактуева Л. А.
Приложение 1
Лабораторные опыты
Химические свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)
1. Диссоциация в водных растворах (среда кислая, индикаторы меняют
окраску):
CH3COOH----- CH3COO- + H+
2. Взаимодействие КК с металлами
2 CH3COOH + Mg = (CH3COO)2Mg + H2 Выделение бесцветного газа 3. Взаимодействие КК с основными оксидами
CH3COOH + MgO = (CH3COO)2Mg
4.Взаимодействие КК с основаниями
CH3COOH + NaOH = CH3COONa + H2O
5.Взаимодействие КК с cолями
2 CH3COOH + Na2CO3 == 2 CH3COONa + H2O Взаимодействие с окислителями
HCOOH + 2KMnO4 + 3 H2SO4= 5 CO2 +2 MnSO4 + K2SO4+ 8 H2O
HOOC-COOH +2KMnO4 + 3 H2SO4= 10 CO2 +2 MnSO4 + K2SO4+ 8 H2O
H2SO4
HCOOH === CO+ H2O
H2SO4
HOOC-COOH === CO+ CO2+ H2O
Приложение 2
Система оценивания результатов
Критерии оценивания химических уравнений:
За каждое правильно составленное уравнение реакции – 1 балл.
Оценивание техники химического эксперимента:
Химический эксперимент выполнен в соответствии правилами техники безопасности – 2 балла
Правила техники безопасности нарушены как при отборе, так и при смешивании веществ – 0 баллов
При нарушении правил техники безопасности, которое может нанести ущерб здоровью участника эксперимента, участник прекращает выполнение опытов.
Критерии оценивания выводов к эксперименту:
Верно указан вывод – 2 балла.
Сделана ошибка в выводе – 1 балл.
Нет вывода – 0 баллов.
Критерии оценивания ответов на вопросы:
Ответ правильный и полный - 3 балла.
Правильно указан ответ на два вопроса – 2 балла.
Правильно указан ответ на один вопрос – 1 балл.
Ответ неверный или отсутствует – 0 баллов.
Система оценивания лабораторной работы
Подсчитайте свои баллы, переведите их в оценку и выставьте себе оценку за выполнение лабораторной работы.
Максимальная оценка за все задания 18 баллов.
Сумма баллов | Перевод в оценку | Моя оценка |
14-18 | 5 | |
10-13 | 4 | |
8-10 | 3 | |
7 и менее | 2 | |
Список используемой литературы и интернет –ресурсов
1) Габриелян О.С., Остроумов И.Г.Сладков С.А. Химия 10 класс: углубленный уровень:учебник - Москва, «Просвещение», 2022 г., 399 стр.
2) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г.
3) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г
4) Гааг Н.А."Как привить интерес к уроку химии"(" Химия в школе" №),2010.с.36-37.
5) Гребер В.."Интерес к уроку химии надо заслужить. А как?" (газета "Химия", приложение к "Первое сентября")М.: Просвещение. 2004.N 7-8.
6) Интегрированные уроки химии с применением ИКТ. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / И.И. Березенцева и др. – М.: Планета 2017. – 168 с.
7 ) Удалов Г.С.."Развитие способностей учащихся к логическому мышлению при формировании важнейших химических понятий"(сборник "Развитие по знавательных интересов и способностей в процессе обучения хи мии")//Челябинск. 2009.-86с.
8) Экспериментальная химия в системе проблемно-развивающего обучения. 8-11 классы. Инструктивные карты практических работ и опытов / Е. В. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2015.-107 с.
9) Образовательные сайты и порталы
www.1september.ru - сайт «Издательский дом "Первое сентября"»; http://school-collection.edu.ru - «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов»; www.openclass.ru