СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме плотность

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме плотность

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме плотность»

Урок физики по теме "Плотность вещества"

Цели урока:

Деятельностная: создать условия для актуализации познавательной деятельности учащихся с помощью технологий проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Предметно-дидактическая: сформировать понятие новой физической величины - плотность, рассмотреть её характеристики (определение, формулу для вычисления, единицы измерения, способы измерения).


Предполагаемые результаты обучения.

Предметные: знают определение плотности и формулу для ее расчета, объясняют различие в плотности с точки зрения молекулярного строения вещества, приводят примеры, иллюстрирующие зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества.

Метапредметные:

Познавательные - наблюдают, размышляют, сравнивают, делают выводы о зависимости между массой, объёмом и плотностью вещества; работают с табличной информацией в микрогруппах.

Регулятивные – ставят цель урока, планируют деятельность, осуществляют самооценку, проводят рефлексию.

Коммуникативные – аргументированно отвечают на вопросы учителя, осуществляют сотрудничество в микрогруппах.

Личностные: управляют своей познавательной деятельностью, формируют культуру общения.


Тип урока:

По ведущей цели: изучения нового материала.

По содержанию: межпредметный (фрагментарный).

По ведущему методу обучения: проблемный.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций, обучение по алгоритму), проблемный (решение проблемных задач).


Средства обучения: учебники, компьютерная техника, презентация, дидактические материалы, демонстрационные материалы.


Технологическая карта урока

Название этапа урока, продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 мин.).

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически приготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

Презентация к уроку. (СЛАЙД1)

«Друзья мои! Сегодня на уроке с вами

Должны добыть мы знаний и немалых.

Запомните: процесс учения тогда успешен,

Когда в нём личный вклад замешан.

Идею выдвини, задай вопрос,

И не сиди, повесив нос!»

Встают. Приветствуют учителя. Удобно располагаются.

«А для оценивания ваших знаний мы будем использовать оценочные листы, которые находятся у вас на столах.»

Приложение 1.

«Укажите в своих оценочных листах ваше настроение на начало урока»

Работа с оценочными листами.

2. Мотивация (2 мин.).

Цель: сформировать мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика при решении учебно-познавательных задач.

(СЛАЙД2)

«Перед вами деревянный брусок. Определите его массу с помощью линейки».

«Да, что-то ничего не получается?»

«Чтобы решить эту задачу вам придётся потрудиться: вспомнить, что вы уже знаете о строении вещества, массе и объёме тела, а так же найти новые величины, которые позволят определить вам массу тела с помощью линейки».

Высказываются предположения.

3. Актуализация и проверка знаний учащихся (5 мин).

Цель: обобщить знания учащихся по теме "Строение вещества. Масса тела. Объем" и проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать и мобилизовать силы учащихся.

(СЛАЙД3)

«Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам. Это нам поможет лучше разобраться в новой теме».

Раздаем каждому ученику свой вариант и листочки для выполнения теста.

Тест. Приложение 2(обратная сторона приложения 1).

(СЛАЙД4)

«Ребята, давайте с вами проверим, как вы справились с работой, и оценим сами себя. Для этого нам нужно сравнить ваши ответы с правильными. Полученную оценки поставить в оценочный лист.»

Учитель комментирует ответы и отвечает на вопросы, если они возникли у учащихся.



Отвечают на вопросы теста.



Ученики проверяют ответы, сравнивая их с правильными ответами на слайде.


Выставляют оценки за работу с тестами в оценочные листы.

4. Определение темы и целей урока (7 мин).

Цель: с помощью экспериментальных заданий сформулировать тему урока.

«Перед вами цилиндры, у которых вы на лабораторной работе определяли массу. Одинаковой ли она была у разных цилиндров? А размеры цилиндров? Их объем?»

Ответы учащихся.

«Проверим массу (поставить цилиндры на чаши весов).

Одинаковы массы?»

1 группа сравнивает массу цилиндров.

Нет. Одна чаша перевешивает другую.

«Почему тела одинакового объема имеют разную массу?»

Рассуждения учащихся

«А теперь еще один опыт. На столе различные вещества разных объёмов. Одинаковая ли у них масса? (сравнивается масса на рычажных весах). Почему?»

2 и 3 группы сравнивают массы на рычажных весах.

«Они сделаны из разного материала.»

(СЛАЙД5)

Что различного в этих рисунках?

Расположение частиц, укладка, упаковка, плотность.

«Итак, мы подошли к теме нашего урока. Как вы думаете, какова тема нашего урока?" «Плотность вещества" (СЛАЙД6)

Называют тему и записывают её в тетрадях.

Какова цель урока? ждать ответа детей потом включить (СЛАЙД7)

Да, познакомиться с новой физической величиной – плотностью и рассмотреть ее характеристики.

Рассуждения учеников.

5. Изучение нового материала (15 мин).

Цель: Определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества.

Вспомните, памятку изучения физической величины. (Она лежит у вас на столе.) (СЛАЙД8)

Так что же такое плотность вещества? Это масса единицы объёма.

Тела объемом 1 м3 каждое, изготовленные из разных веществ, имеют разные массы. Так, алюминий объемом 1 м3 имеет массу 2700 кг, свинец такого же объема (1 м3) имеет массу 11300 кг.

Ответы учащихся, и сравнение их ответов с планом, изображённом на слайде.

Рассуждения учеников.

«Давайте запишем физический смысл плотности вещества: плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в единице объёма: 1 м3 (или 1 см3)» (СЛАЙД9)

Записи в тетрадях.

(СЛАЙД10) открыть половину

«Рассмотрим пример. Мраморная плита имеет объем 2 м3, а ее масса равна 5400 кг. Определите плотность мрамора».

«1 м3 будет иметь массу в 2 раза меньшую, т.е. 5400:2=2700 кг

Значит, плотность мрамора будет равна 2700 кг на 1 м3.

Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.»

Рассуждения учеников.

(СЛАЙД11)

« Отсюда вытекает определение плотности.

Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему»


Записи в тетради.

Плотность вещества обозначается греческой буквой ρ (ро).

Тогда как это определение можно записать математически? жду ответы учеников ,потом включаю (СЛАЙД12)

Каковы единицы измерения плотности вещества? жду ответы учеников ,потом включаю (СЛАЙД13)

[ρ] = [кг/м3] – в системе СИ, а еще могут быть [ρ] = [г/см3]

Рассуждения учеников.

Записи в тетради.

Запомните схему расчёта плотности, массы и объёма (СЛАЙД12)

Записи в тетради.

Каким образом можно измерить массу, объём и плотность вещества? жду ответы учеников

Ответы учащихся.

(СЛАЙД14)

Плотности веществ определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы.

Пример. Плотность алюминия 2700 кг/м3. Это значит, что масса 1 м3 алюминия равна 2700 кг.

Что значит, плотность меди 8900 кг/м3?

Вопросы.

1. Какое твердое тело имеет минимальную плотность? (Пробка)

2. Плотность этого газа самая большая (Хлор)

3. Плотность этих веществ - 800 кг/м3 (Керосин, спирт, нефть)

4. Какой газ имеет самую маленькую плотность? (Водород)

5. Плотность этого вещества самая большая в таблице. (Осмий)

6. Плотность этой жидкости самая большая. (Ртуть)

7. Плотность этого твердого тела такая же, как у льда. (Парафин)

Работа с таблицами (стр. 75-76 учебника).

Как вы думаете, почему плотности веществ представлены в трех таблицах? Жду ответов учеников.

(СЛАЙД15)

Различные вещества, находясь в различных агрегатных состояниях, обладают разной плотностью, так как строение и свойства этих состояний различны.

От чего же зависит плотность вещества? жду ответ детей потом включаю (СЛАЙД16)

немного жду

(СЛАЙД17) Плотность зависит от внутреннего строения вещества, массы отдельных молекул и их расположения.

Рассуждения учащихся.

Если рассматривать одно и то же вещество в разных агрегатных состояниях, то мы увидим, что плотность его будет разной!

Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь тонет в расплавленном железе. (СЛАЙД18)

При переходе вещества в газообразное состояние его плотность уменьшается примерно в 1000 раз (см. таблицу плотностей газов).

НО, НЕТ ПРАВИЛ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!

Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом, и в них не могли бы существовать живые организмы.

Самую большую плотность вода имеет при температуре 40 С.

Рассуждения учащихся.









Сравнивают плотности.

(СЛАЙД19)

Мы не ответили на последний пункт плана. На него вы дома найдете ответ самостоятельно, используя учебник и Интернет.


Оцените свою работу на этом этапе урока.

Работа с оценочным листом.

(СЛАЙД20)

В начале урока было дано задание: определить массу деревянного бруска с помощью линейки. Можем ли мы теперь это сделать и как?


Рассуждения учащихся.

6. Первичное закрепление темы (2 мин).

Цель: первичное закрепление знаний учащихся в процессе решения проблемного вопроса.

(СЛАЙД21)

Выполните тест № 2, (СЛАЙД22)

сделайте взаимопроверку, выставите себе оценки в оценочный лист.

(СЛАЙД23)


Выполняют тест, делают взаимопроверку, выставляют себе оценки в оценочный лист.

7. Закрепление знаний учащихся (6 мин.)

Цель: закрепить в памяти учащихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала, а также при выполнении экспериментальных заданий.

Рефлексия деятельности: (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (СЛАЙД24)

сегодня я узнал:

было интересно:

было трудно:

я почувствовал, что:

я приобрел:

я научился:

я смог: я попробую:

меня удивило:

урок дал мне для жизни:

Ответы учеников.

8. Домашнее задание (2 мин).

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения.

(СЛАЙД25) Даю дз


Ребята, я хочу сказать, что вы молодцы!

Мы вместе успели за урок очень много.

Спасибо, ребята, за урок!

Удачи в изучении физики! (СЛАЙД26)






Приложение 1

Оценочный лист

Фамилия, имя _______________________________________________

Шкала настроения

Раздражён

Встревожен

Безразличен

Спокоен

Радостно восхищён





Задания

Баллы (5-ти бальная система)

1. Тест №1


2. Экспериментальная работа


3. Работа с таблицей плотностей


4. Тест №2


5. Активность на уроке


Оценка за урок (средний балл)








М оё настроение в конце урока





Приложение 2

Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»

Вариант 1

1. Молекула — это ...

а) ...частица вещества.

б)... кусочек вещества.

в)... маленькая частица.

г) ... наименьшая частица того или иного вещества.

2. Одинаковы ли частицы, из которых состоят одни и те же вещества?

а) Различаются размером.

б) Одинаковы.

в) Иногда одинаковы, а иногда различаются.

г) Отличаются.

3. Каким прибором измеряют массу тела?

а) Мензуркой в) Весами.

б) Рулеткой г) Секундомером.

4. Масса коробки конфет равна 600 г. Какова ее масса в килограммах?

а) 6 кг. в) 0,06 кг.

б) 0,6кг. г) 0,006 кг.

5. В каких единицах измеряется объем в Международной системе СИ?

а) в м3 в) в м2

б) в см3 г) в дм3







Вариант 2

1. Вещества состоят из частиц. Почему же сделанные из них тела кажутся сплошными?

а) Потому что они расположены вплотную друг к другу.

б) Потому что они занимают весь внутренний объем тела.

в) Потому что промежутки между ними так малы, что не различимы глазом.

г) Потому что они малы.

2. Одинаковы ли молекулы разных веществ?

а) Одинаковы.

б) Различаются размером, составом, свойствами.

в) Иногда одинаковы, а иногда различаются.

г) Среди ответов нет верного.

3. Чем отличаются молекулы воды от молекул пара?

а) Числом атомов в) Свойствами.

б) Размером. г) Ничем.

4.Объем тела составляет 2 дм3. Каков объем тела в м3?

а) 0,002 м3 в) 0,2 м3

б) 2 м3 г) 0,02 м3

5.Основная единица массы в СИ - это...

а) ...миллиграмм (мг). в) ...килограмм (кг).

б) ...грамм (г). г) ...тонна (т).

Ключи к тесту

№ вопроса

1

2

3

4

5

1 вариант

г

б

в

б

а

2 вариант

в

б

г

а

в



Оценочный лист


Фамилия, имя ______________________________________________



Шкала настроения

Раздражён

Встревожен

Безразличен

Спокоен

Радостно восхищён



Задания

Баллы (5-ти бальная система)

1. Тест №1


2. Экспериментальная работа


3. Работа с таблицей плотностей


4. Тест №2


5. Активность на уроке


Оценка за урок (средний балл)




Рефлексия:

  • Все ли у вас получилось?

  • Довольны ли вы своими результатами?

  • Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?

М оё настроение в конце урока





Оценочный лист


Фамилия, имя ______________________________________________



Шкала настроения

Раздражён

Встревожен

Безразличен

Спокоен

Радостно восхищён



Задания

Баллы (5-ти бальная система)

1. Тест №1


2. Экспериментальная работа


3. Работа с таблицей плотностей


4. Тест №2


5. Активность на уроке


Оценка за урок (средний балл)




Рефлексия:

  • Все ли у вас получилось?

  • Довольны ли вы своими результатами?

  • Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?

М оё настроение в конце урока




Памятка

План изучения физической величины


1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.




Памятка

План изучения физической величины


1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.





Памятка

План изучения физической величины


1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.

Памятка

План изучения физической величины


1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.




Памятка

План изучения физической величины


1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.





Памятка

План изучения физической величины


1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.

Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»

Вариант 1

1. Молекула — это ...

а) ...частица вещества.

б)... кусочек вещества.

в)... маленькая частица.

г) ... наименьшая частица того или иного вещества.

2. Одинаковы ли частицы, из которых состоят одни и те же вещества?

а) Различаются размером.

б) Одинаковы.

в) Иногда одинаковы, а иногда различаются.

г) Отличаются.

3. Каким прибором измеряют массу тела?

а) Мензуркой в) Весами.

б) Рулеткой г) Секундомером.

4. Масса коробки конфет равна 600 г. Какова ее масса в килограммах?

а) 6 кг. в) 0,06 кг.

б) 0,6кг. г) 0,006 кг.

5. В каких единицах измеряется объем в Международной системе СИ?

а) в м3 в) в м2

б) в см3 г) в дм3







Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»

Вариант 2

1. Вещества состоят из частиц. Почему же сделанные из них тела кажутся сплошными?

а) Потому что они расположены вплотную друг к другу.

б) Потому что они занимают весь внутренний объем тела.

в) Потому что промежутки между ними так малы, что не различимы глазом.

г) Потому что они малы.

2. Одинаковы ли молекулы разных веществ?

а) Одинаковы.

б) Различаются размером, составом, свойствами.

в) Иногда одинаковы, а иногда различаются.

г) Среди ответов нет верного.

3. Чем отличаются молекулы воды от молекул пара?

а) Числом атомов в) Свойствами.

б) Размером. г) Ничем.

4.Объем тела составляет 2 дм3. Каков объем тела в м3?

а) 0,002 м3 в) 0,2 м3

б) 2 м3 г) 0,02 м3

5.Основная единица массы в СИ - это...

а) ...миллиграмм (мг). в) ...килограмм (кг).

б) ...грамм (г). г) ...тонна (т).








Тест по теме «Плотность»

Вариант 2

1. Чтобы определить плотность вещества, надо ...

а) его массу разделить на объем

б) его объем разделить на массу.

в) его массу умножить на объем.


2.Плотность керосина 800 кг/м3. Это означает, что ...

а)керосин массой 1 кг занимает объем 800 м3.

б)керосин массой 800 кг занимает объем 1 м3.

в)керосин массой 800 кг занимает объем 800 м3.

3. В системе СИ плотность измеряется в…

а) г/см3.

б) кг/м3.

в) г/л.

г) м3/кг

4. Стакан со спиртом тяжелее…

а) такого же стакана с бензином.

б) такого же стакана с молоком.

в) такого же стакана с чистой водой.

г) такого же стакана с мёдом

5. При нагревании плотность воды …

а) не меняется.

б) может и увеличиваться, и уменьшаться.

в) увеличивается.

г) уменьшается.









Тест по теме «Плотность»

Вариант 1

1. Плотностью называют…

а) физическую величину, равную

отношению объёма тела к его массе.

б) физическую величину, равную

отношению массы тела к его объёму.

в) физическое явление.

г) физическое тело

2. В системе СИ плотность измеряется в…

а) г/см3.

б) г/л.

в) кг/м3.

г) м3/кг

3. Плотность данного вещества зависит …

а) от его массы.

б) от его объёма.

в) от его размеров.

г) нет правильных ответов

4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…

а) такого же стакана со спиртом.

б) такого же стакана с молоком.

в) такого же стакана с чистой водой.

г) такого же стакана с мёдом

5. При замерзании воды плотность её вещества…

а) уменьшается.

б) может и увеличиваться, и уменьшаться.

в) увеличивается.

г) не меняется







12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!