муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Открытый урок по физике
в 7 классе по теме
Решение экспериментальных задач
по теме «Плотность вещества»
учитель: Сергеева О.В.
Решение экспериментальных задач
по теме «Плотность вещества»
7 класс
Что одному не под силу, то легко коллективу.
Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется
Этот урок проводится после изучения темы «Плотность вещества». Дети научились находить плотность по таблице, вычислять её значение по формуле, умеют выражать массу и объем через плотность, выполнили лабораторные работы по определению плотности прямоугольного бруска и тела неправильной формы
Цели урока:
Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Плотность вещества».
Совершенствовать навыки решения задач различного типа.
Расширить кругозор учащихся.
Образовательные задачи урока:
Закрепить основные понятия по теме «Плотность вещества».
Сформировать умение учащихся пользоваться таблицами и измерительными приборами при решении задач по теме.
Сформировать навыки решения задач по теме.
Воспитательные задачи урока:
Сформировать умение работать в команде при решении физических задач.
Сформировать чувство ответственности и дисциплинированности.
Развивающие задачи урока:
Сформировать умение обобщать изученный материал по теме «Плотность вещества».
Развить самостоятельное, логическое и творческое мышление.
Развить воображение, память и внимание учащихся.
Ход урока:
1 этап: организационный момент.
Дети входят в класс, делятся на группы, состоящие из 4-5 человек, по желанию и рассаживаются за столы, расставленные заранее для удобной работы в командах.
Вступительное слово учителя: «Ребята, мы изучили важнейшую тему «Плотность вещества» вы научились определять плотность по формуле, сравнивать расчетные значения с табличными, выполнили лабораторные работы. А сегодня вам предстоит решить экспериментальные задачи, может быть, на первый взгляд, они вам покажутся трудными, но если вы будете решать вместе, решать дружно у вас все получится.
2. Актуализация знаний.
Давайте ответим на вопросы презентации и проверим свои ответы.
Вопрос: Что показывает плотность?
Ответ: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме
1 м3.
Вопрос: Что называют плотностью вещества?
Ответ: Плотность — это физическая величина, равная отношению массы
тела к его объёму.
Вопрос: Как определить плотность вещества?
Ответ: Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на
его объём.
Вопрос: По какой формуле рассчитывается плотность вещества?
Ответ: ρ=mV.
Вопрос: Какова единица определения плотности в СИ?
Ответ: кг/м3.
Вопрос: Как рассчитать массу тела, зная его объём и плотность его вещества?
Ответ: Чтобы найти массу тела, надо объём тела умножить на плотность
его вещества.
Вопрос: Как найти объём тела?
Ответ: Чтобы найти объём тела, надо массу тела разделить на плотность его вещества.
Задача1. На рисунке представлены три шара, имеющие одинаковую массу.
№1 №2 №3
Какой шар обладает наибольшей плотностью материала?
Задача 2. Правильно ли это? Плотность 1 м3 ртути - 13600 кг/м3 , а плотность 2 м3 ртути - 27200 кг/м3 ?
3 этап: работа в группах.
ГРУППА 1
Задание 1
Определить плотность цилиндра.
ГРУППА 2
Задание 1
Определить плотность тела правильной геометрической формы.(бруска)
ГРУППА 3
Задание 1
Определить плотность картофеля
Правила выполнения работ:
Никогда не спешите приступать к выполнению эксперимента. Сначала хорошенько подумайте над тем, какие возможны пути решения проблемы.
Постарайтесь предусмотреть все, что может повлиять на правильность выполнения и точность его результатов.
Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, необходимо составить план исследования в письменном виде.
Результаты измерений записать отдельно (заполнить в таблицу или аккуратно выписывают в строчку).
По окончанию эксперимента, должен быть сделан вывод.
Правила по технике безопасности
Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить
их падение и опрокидывание.
Проверить исправность оборудования, приборов целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении лабораторной работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
Учитель: «Запишите, пожалуйста, условие своей задачи в тетрадь.
Выполните расчет цены деления и погрешности измерения приборов».
Учащиеся, сделав расчеты, по поднятой руке отвечают:
«Цена деления мензурки – 5 см3/дел, погрешность измерения – 2,5 см3.
Цена деления линейки – 0,1 см/дел, погрешность измерения – 0,05 см.»
Дети работают над своей задачей в группах, учитель направляет и координирует их работу. Каждая группа готовит сообщение, в котором участвует каждый ученик.
4 этап: выступления групп.
Примерные ответы групп:
Работа в группах
Группа | Тело | Масса тела | Объем тела | Плотность |
г\см3 | кг\м3 |
1 | Картофель |
| | | |
2 | Цилиндр | | | | |
3 | брусок | | | | |
Задача 3. Вы копали огород и нашли ложку. Думаете, что она серебряная. Как это проверить?
Задача 4.Три несмешивающиеся между собой жидкости -вода, керосин, ртуть -налиты в сосуд. в каком порядке они расположились? ответ обоснуйте. сделайте рисунок
Задача 5.Определите плотность металла, находящегося в одном из двух кусков пластилина, если известно, что массы пластилина в обоих кусках одинаковы. Оцените точность полученного результата. Извлекать металл из пластилина не разрешается.
5 этап. Домашнее задание.
Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Выполнить домашний эксперимент.
Условие эксперимента учащиеся записывают в рабочих тетрадях:
Определить плотность мыла правильной формы. Массу мыла определить по записям на упаковке( кефира, сока)
Отчет о результатах эксперимента оформить на листке бумаги. В отчете должно быть указано: что брал, что делал, что получил, сделал вывод.
6. Итог урока. Учитель подводит итог урока: совместно с обучающимися оценивает работу каждой группы и каждого в отдельности.
3.Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока, включающие:
Используемые образовательные технологии, методы и приемы; их место в уроке:
Экспериментальные задачи, которые решаются с применением физических приборов, позволяют выявить степень овладения теоретическим материалом, помогают ученикам понять , что физика-наука экспериментальная. Выполнение экспериментальных заданий повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническому образованию. Исследовательская форма постановки учебного эксперимента является мощным средством развития интереса к предмету, подготовки учащихся к самостоятельной работе.
Групповая форма работы позволяет развить умения сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность.
Подобраны дифференцированные экспериментальные задания в соответствии с уровнем усвоения материала.
.Использование проектора, экрана, проектора позволяет экономить время, визуализировать изучаемый материал.
С помощью физических приборов осуществляется связь теории и практики, принцип наглядности.
Оформление урока: используется авторская презентация МS PowerPoint, которая включает тест, иллюстрации, таблицу плотностей.
Рекомендации по подготовке и проведению урока: данный урок является заключительным в системе уроков на тему «Плотность». Физический эксперимент должен быть краток по времени, лёгок в постановке и нацелен на усвоение и отработку конкретного учебного материала. Учащиеся не только выполняют экспериментальные задания, а выстраивают план действий, подводят итог эксперимента, предлагают способы применения полученных результатов.