Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: " Образование страдательных причастий прошедшего времени"»
Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Составитель: Буракова Е.В. Учитель русского языка и литературы МБОУ Лиховской СОШ
Успех – это:
- У - умение учиться и работать
- С - сотрудничество
- П - преодоление трудностей
- Е – единство
- Х - хорошее настроение
Кто быстрее? Ответьте на вопросы:
- Каково грамматическое значение причастия?
- Обозначает признак предмета по действию
- Какие признаки глагола есть у причастия?
- Какие признаки прилагательного есть у причастия?
- Какова синтаксическая роль причастий?
- Полные причастия – определения, краткие – сказуемое
- Зеленые – действительные причастия наст. вр.
- Желтые – действительные причастия прш. вр
От данных глаголов образуйте причастия.
Создать
Засеять
Построить
Увидеть
Цели:
- Научиться образовывать страдательные причастия прошедшего времени;
- Узнать условия выбора гласной в страдательных причастиях прошедшего времени;
- Научиться употреблять в речи страдательные причастия прошедшего времени.
Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени.
- Создать,
- засеять,
- построить ,
- увидеть
Восстановите текст.
- Чтобы образовать страдательные причастия прошедшего времени, нужно выделить основу… или основу… и добавить суффикс…, если основа заканчивается на…, или суффикс…, если основа заканчивается на…, или суффикс…, если причастия образованы от глаголов …
С помощью данных геометрических фигур постройте по аналогии со своими схемами схему образования страдательных причастий прошедшего времени
Работа с учебником
Страница 135
Теоретические сведения
Проверка
- Чтобы образовать страдательные причастия прошедшего времени, нужно выделить основу инфинитива или основу глагола прошедшего времени и добавить суффикс нн , если основа заканчивается на ать, ять , или суффикс енн, ённ , если основа заканчивается на ить, еть , или суффикс т , если причастия образованы от глаголов вымыть, забыть, колоть, открыть и др.
Потренируемся!
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
Материал для наблюдений Задание: образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени.
- Создать,
- засеять,
- построить ,
- увидеть
Созд а нный
Засе я нный
Постро е нный
Увид е нный
Физкультминутка
- прилагательные – работают руки,
- причастия – работают ноги.
Зарядка для глаз
Перед н в полных и кратких страдательных причастиях пишется гласная
А и Я
Е
от глаголов на
от глаголов на
-еть, -ить,
-ать, - ять
Украш е нн ый украс ить
затопл е н затоп ить
увид е нн ый увид еть
Засе я нн ое засе ять
выков а н выков ать
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
- Просмотр е нный альбом; задерж а нный на работе; наполн е нный сосуд; взвеш е нный товар; запачк а нный грязью; усе я нное поле; застрел е нный в упор; рекомендов а нная литература; слыш а нная когда-то сказка; купл е нная в магазине вещь; располож е нные рядом дома; изобрет ё нный прибор
Самопроверка теста.
- 1 вариант А1-3 А2-1 А3-3 А4-4 В1. Выдуманному
- 2 вариант А1-1 А2-3 А3-2 А4-4 В1. Совершаемого
Готовимся к ОГЭ
В каком случае следует писать -е- ?
а) Расстрел_нные патроны;
б) занавеш_нное окно; в) засе_нное поле;
В каком случае следует писать -е- ?
а) Расстрелянные патроны;
б) занавешенное окно; в) засеянное поле;
Укажи цифры, на месте которых должны стоять запятые
а) Трава (1) пригибаемая ветром (2) ложилась на землю. б) Мы подошли к лагерю(3) расположенному на высоком берегу (4) реки. в) Любишь каждую (5) поникшую от росы (6) травинку.
1,2,3.4
Употребление причастий в речи
Исправь ошибки в употреблении причастий
1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками.
2. Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
3. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.
Употребление причастий в речи
Исправь ошибки в употреблении причастий
1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросших кувшинками.
2. Росшие у ручья незабудки уже зацвели.
3. На деревьях распустились первые листочки деревьев, растущих около дома.
Домашнее задание
Упражнение 189 ( задание 3),
- Как вы думаете, сумеют ли когда-нибудь люди раскрыть тайну, которая сделает их счастливыми?
- В чем, на ваш взгляд, заключается эта тайна?
- Напишите об этом небольшое сочинение.
РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, какова была цель нашего урока?
- Что мы сегодня вспомнили на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Что вами усвоено хорошо?
- Какие вопросы вызвали затруднения?
Спасибо за работу