СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по теме "Обращени" 5 класс с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Обращение"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 г. Тайшета









ТЕМА УРОКА:

«Обращение»


Предмет: русский язык


Класс: 5








ФИО автора: Тинатиева Лада Владимировна

Должность: учитель русского языка и литературы









Дата проведения урока: 24.10.2021 г.



План-конспект урока


Обращение


1.Тема и номер урока в теме Синтаксис. Пунктуация. Культура речи, урок № 22

2. Базовый учебник Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс.

3. Цель урока: сформировать представление об обращении, научить выделять обращение в устной и письменной речи.

4. Задачи:

1. Образовательные:

способствовать формированию представлений об обращении;

 организовать действия по формированию умения находить обращение в тексте, употреблять обращение в речи;

 содействовать формированию навыков выделения обращения в устной и письменной речи.

2. Развивающие:

способствовать развитию познавательной активности;

 содействовать развитию мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, информационно-поисковой;

 деятельности, извлечения и анализа учебной информации из предложенных источников; способствовать развитию памяти, устной и письменной речи учащихся, начальных форм познавательной рефлексии;

 создать условия развития коммуникативных компетенций учащихся при работе в парах и малых группах.

3. Воспитательные:

способствовать воспитанию любви к родному языку;

 содействовать воспитанию положительного отношения к процессу обучения;

 содействовать воспитанию культуры общения, показав средствами учебного занятия, что речь - особая форма отношения к человеку.


5. Тип урока: урок открытия нового знания и первичного закрепления.

6. Формы работы:. фронтальная, групповая, индивидуальная, парная;

7. Образовательная технология: технология развития критического мышления

8. Необходимое оборудование:. компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, презентация.










Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Знакомятся со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи и на письме, учатся понимать основные функции обращения, находить обращение в предложении и выделять его знаками, опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений, анализировать и оценивать уместность той или иной формы обращения

Познавательные – учатся развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, искать и выделять необходимую информацию, воспроизводить её по памяти, производить универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения; учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные – умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность на основе оценки работы и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные – учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах и малых группах в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, формируют вербальные (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю) и невербальные способы коммуникации (посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формируют умение опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

Выражают положительное отношение к процессу познания и самообразования, оценивают собственную учебную деятельность;применяют правила делового сотрудничества; уважительно и доброжелательно относятся друг к другу.



  1. Структура и ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Приемы и методы работы

Деятельность ученика,

формы работы

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Время

(в мин.)

Планируемые результаты



Предметные



УУД

1

2

3

4

5

6

7

8








1.

Организационный момент

Приветствует класс .

Словесно-наглядный метод.


Проверяют готовность своего рабочего места. Включаются в учебную деятельность. Настраиваются на продуктивную работу

Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка?

- Доброе утро, ребята! Я рада всех вас видеть!!!

1

Организация внимания всех обучающихся. Включение в учебный процесс.

Регулятивные, личностные.

2.



















I стадия

Вызов















Создает игровую ситуацию, необходимую для актуализации программного материала с целью последующего открытия нового знания.

Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.



Учитель создает учебную ситуацию для актуализации знаний

программного

материала по теме «Синтаксис и пунктуация» с целью

последующего открытия

нового знания (в форме кроссворда). Использует прием стратегии смыслового чтения «Толстые» и «тонкие» вопросы.

Фронтальный опрос в игровой форме. Ребята расставляют в словах ударение.



Разгадывают кроссворд, отвечая на «тонкие вопросы», заполняют кроссворд на интерактивной доске.

демонстрируют знания по теме «Синтаксис и пунктуация», отвечая на «толстые» вопросы.

Фиксируют затруднения.











































































Отвечая, на последний «толстый» вопрос, ребята опираются на предложение, выведенное учителем на слайд.


На интерактивной доске набор слов с орфоэпическими нормами.

Алфавит, свекла, облегчить, понял, километр, поняла, досуг, звонит, предмет, столяр, торты, цемент, щавель.

Кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация»

«Тонкие» вопросы:

  1. Как называются предложения, в которых выражается какое-то сильное чувство: радость, удивление, восторг , страх?

  2. Как называются предложения, в которых содержится просьба, приказ, побуждение к действию?

  3. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы: какой?,какая? какие?

  4. Как называется раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений?

  5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? или что?

  6. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей?

  7. Какой раздел науки о языке изучает правила постановки знаков препинания в предложении?

  8. Какой знак препинания ставится в предложении, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным?

  9. Какой еще главный член предложения мы не назвали?


«Толстые вопросы»

  1. Какая орфограмма в корне слова «восклицательное»?

  2. Какими еще бывают предложения по цели высказывания? С чем это связано?

  3. Почему определения чаще всего выражены прилагательными?

  4. Какие предложения являются простыми?

  5. Может ли в роли подлежащего использоваться существительное в винительном падеже?

  6. А что значит косвенные падежи?

  7. Когда в конце предложения ставится точка?

  8. Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием?

  9. Почему предложение , которое вы видите на доске, простое?

Слайды с набором предложений.

Гости князю поклонились
Вышли вон и в путь пустились.











Повторение имеющихся предметных учебных знаний












Регулятивные, личностные, коммуникатив ные, познавательны е.

8

Учитель обращает внимание на второе предложение на слайде и задает вопросы.

Создает проблемную ситуацию, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают тему и цель урока.

Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

















Организует работу учащихся по самостоятельному

поиску определения

понятия ОБРАЩЕНИЕ.

Координирует работу учащихся

Учитель поддерживает у учащихся активность, выступает в роли консультанта

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают и обсуждают варианты формулировок темы и цели урока.

Учащиеся задают вопросы на которые хотели бы получить ответы, заполнение таблицы « З-Х-У» («Знаю-Хочу-Узнал)



Работают с материалом для обсуждения: выразительно читают предложения, выделяя интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому в них обращаются, вспоминая из какого произведения, какого автора предложения.

Знаки препинания расставляют на интерактивной доске.

В ходе работы анализируют полученную информацию, формулируют собственное понятие термина «ОБРАЩЕНИЕ».

Работают в парах с параграфом учебника, маркируя текст. Прием «Инсерт»

Читают правило, делают выводы, правильно ли они сформулировали, что такое ОБРАЩЕНИЕ.

Чем вы , гости, торг ведете?

К кому обращаются в предложении?

В какой форме употреблено это существительное? Какое слово будет являться подлежащим в предложении? Каким членом предложения будет слово «гости»? что же это?

На слайде с кроссвордом в вертикальных колонках найдите слово, которое и станет темой урока.




Слайды с набором предложений.

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою.»

«Дурачина, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!»

Отвечает ей черница:

«Ох ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.»

Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» – и в комнату вошла.

Отпусти ты старче меня в море!

Не печалься ступай себе с богом.

Здравствуй князь ты мой прекрасный.

Князь пошел забывши горе.




Целеполагание. Умение анализировать, ставить цели и планировать свою работу.

Формирование навыков читательской компетенции при работе с теоретическим материалом.

Находить в тексте требуемую информацию.

Развитие познавательной мотивации. Способность анализировать и делать выводы. Способность выступать перед аудиторией, способность слушать собеседника

Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения

Познавательны е, коммуникатив ные, личностные.

.

13

3.

Валеологическая пауза

Создает эмоциональный настрой

Расслабляются

Релаксация. На фоне картин русских художников звучат звуки природы.


2

Улучшение эмоциональног о фона,

Коммуникатив ные, личностные

4.


II стадия

Осмысление содержания


Проверяет усвоение нового материала, корректирует, работу детей.









Учитель организует проверку выполненных заданий.

Выявляет пробелы в понимании нового материала.


Предлагает учащимся обобщить и систематизировать новый учебный материал в виде кластера. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.


Информирует обучающихся о домашнем задании. Дает инструктаж по его выполнению. Предлагает задание на выбор.




Выставляет оценки за работу на уроке.


Ученики работают в тетрадях с предложениями, письменно выполняя задания, данные учителем.








Учащиеся

комментируют и аргументируют свои ответы. Применяют приобретенные знания в практической

деятельности.


Учащиеся составляют кластер, работая в группах (объединяются две соседние парты). Результаты работы отображают на интерактивной доске.





Знакомятся с содержанием домашней работы и способом её выполнения.

На слайде предложения и задания к ним:

- найдите обращения в предложениях;

- расставьте знаки препинания;

- начертите схемы предложений.


Сыпь ты черемуха снегом.

Серебристая дорога ты зовешь меня куда?

О Русь покойный уголок

Тебя люблю, тебе и верую.





















Вариативное домашнее задание:

Домашнее задание .

Упражнение № 210

Из басен И.А.Крылова выписать

5 предложений с обращениями.


Развитие познавательной мотивации, общительности, коммуникативн ости, речи, мышления, творческих способностей. Решение на основе новых знаний практических задач.

Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

Умение обобщать, систематизиров ать изученное, соединять части изученного материала в целое; высказывать суждение по результатам вывода.

Умение применять имеющиеся знания в практической деятельности. Формирование навыков речевой деятельности.

Понимание обучающимися содержания домашнего задания.

1.Коммуникат ивные, личностные, познавательны е. 2.Познаватель ные, коммуникатив ные, личностные.

Предметные, познавательны е коммуникатив ные, личностные, регулятивные

13

5.

III стадия

Рефлексия

Проверяет эмоциональный фон урока. Организует вторичное закрепление полученных на уроке знаний. Предлагает составить текст телеграммы, используя обращения и предложенные глаголы. По текстам телеграмм оценивает степень освоения нового материала и степень активности обучающихся на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Составляют текст телеграммы на имя учителя, Сдают листы с телеграммами учителю.

Составьте текст телеграммы, используя следующие глаголы: Старался , находил, объяснял , узнал, понял , молчал, затруднялся,

не понял.


3

Умение воспроизводить основные идеи нового материала. Производить оценку информации.

Делать выводы из сформулированных посылок. Умение творчески интерпретировать полученную информацию.

Познавательны е, коммуникатив ные, личностные.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!