Урок русского языка Класс: 10-А Тема:Заимствованные слова. Признаки заимствованных слов. | Ресурсная школа на базе школы-гимназии им. Ы.Алтынсарина. Учитель Сыздыкова Г.Р. Количество присутствующих-16 Количество отсутствующих-0 |
Цели обучения: | -формировать знания о заимствованных словах ; -различать заимствованные слова от исконно-русских по их признакам; -обогащать словарный запас учащихся, расширить кругозор; -развить творческое мышление и навыки самостоятельной работы. |
Предполагаемый результат: | Все учащиеся смогут: определить тему и цель урока, узнать о заимствованных словах , принять участие в групповой работе . Большинство учащихся смогут: выделять заимствованные слова от исконно-русских по их признакам , анализировать и сравнивать информацию. Некоторые учащиеся смогут: определить значимость изученной темы , организовать работу групп. |
Языковая цель | Учащиеся могут: использовать заимствованные слова в речи Ключевые слова и фразы: заимствованные слова, из другого языка, иностранные слова, этимологический словарь, словарь иностранных языков, |
Предыдущее обучение | Термины. Научный стиль речи. |
Оборудование | Интерактивная доска |
Межпредметные связи | Русская литература, казахский язык |
Ход урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Начало урока | 1.Определяет психологический настрой учащихся. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с Вами. Пусть этот урок принесет нам Всем радость общения. Готовы к уроку? | Приветствуют учителя и друг друга. |
2.Проверка домашнего задания. Стратегия «Авторский стул», индивидульная, групповая формы работы. | 1.Учитель начинает опрос домашнего задания. Учащиеся задают вопросы по пройденной теме «Термины. Научный стиль речи» ученику, сидящему на «горячем стуле». 2.Учитель хвалит активных учеников. 3. Работа с текстом. Текст «Гроза». Группам даются тексты. Учащиеся в группе делают комплексный анализ текста по предложенному алгоритму. Определяют этимолгию выделенных слов. | 1.Учащиеся задают вопросы по пройденным темам. 3. Учащиеся называют общие стилистические и жанровые особенности данного текста. Определяют этимологию выделенных слов. |
3.Середина урока. Актуализация знаний. 4.Работа по новой теме Стратегии «ЗХУ», «Кластер», Индивидуальная, парная, групповая формы работы Работа по учебнику Работа в тетрадях | 1.Переход к новой теме. Учитель задает наводящие вопросы. -Как вы думаете, почему мы определили этимологию слов? -Как называются такие слова? Целеполагание - На какую тему мы будем говорить на нашем уроке? - Что нового узнаем? - Чему научимся? - Как нам это пригодится в жизни? 2.Учитель вместе с учащимися определяет тему урока и ставит цели. 3.Учитель дает задание в группе заполнить бортовой журнал «ЗХУ». Заполняют столбцы «Знаем», «Хотим узнать». Столбец «Узнали новое» заполняют в конце урока. 4. Учитель знакомит учащихся с ментальной картой на тему «Заимствованные слова. Признаки заимствованных слов». Упражнение 32,стр.19 Упражнение 25, стр.18 Задания на умения использовать заимствованные слова в конкретных условиях и новых ситуациях. Работа со словарем. | 1,2.Учащиеся отвечают на вопросы , формулируют тему и цель урока. 3. Учащиеся заполняют первые два столбца бортового журнала, затем каждая группа читает свои записи. 4.Учащиеся внимательно слушают учителя и записывают ментальную карту в тетради. Учащиеся , изучив теоретический материал, выполняют упражнения в тетрадях и устно отвечают на вопросы. |
5.Физминутка | Учитель проводит физкультурную минутку для глаз | Учащиеся делают физкультурную минутку для глаз |
Конец урока. 6.Анализ. 7. Синтез. | Учитель организует групповую работу 1-группа: Составьте кластер на тему «Заимствованные слова» 2-группа: Составьте синквейн к словосочетанию заимствованные слова. 3-группа: Ответьте на вопросы Блиц-опрос 1.Какие слова называются заимствованными? 2.Какие заимствованные слова вы запомнили? 3.По каким признакам вы можете определить заимствованные слова? 4.Как уточнить происхождение заимствованных слов? 5.Какую роль играют заимствованные слова в нашей речи | Учащиеся в группах выполняют задания и защищают свои постеры, дают ответы на вопросы «Блиц-опроса». |
8. Оценка | Заполните в группе третий столбец таблицы «ЗХУ» и ответьте, что нового узнали сегодня на уроке? | Учащиеся заполняют столбец «Узнали новое» и дают устные ответы. |
8.Рефлексия | А сейчас попрошу оценить насколько полезным и интересным был сегодняшний урок для каждого из вас. Предлагаю завершить каждое предложение одним или несколькими словами: 1. Сегодня я узнал(а)………………….. 2. Было интересно…………………….. 3. Было трудно………………………… 4. Я понял,что…………………………. Теперь я могу……………………… | Учащиеся демонстрируют понимание сути урока |
8.Оценивание с учетом ФО и взаимооценки, самооценки учащихся Домашнее задание | Комментированное выставлениеучителем оценок. . 1.Работа с текстом. 2.Составить тестовые вопросы по теме «Заимствованные слова» | Учащиеся записывают домашнее задание |
Дополнительная информация |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
-поддержка и диалог с учителем, через объем выполненных заданий, через оценивание | -формативное оценивание, взаимооценивание, самооценивание | -Физминутка для глаз |
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
Кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: град (церк.слав.), ветер (греч.), пар (церк.слав.), молния (ст. слав.), шквал (англ.), масса (от лат из греч.), облако (церк.слав).