МБОУ СОШ №58
Открытый урок на тему:
« Глагол»
Учитель начальных классов
Гитинова Хадижат Хайрулаевна
Махачкала 2019 г.
Тема: Глагол
Цель: 1. закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола и частицы НЕ с глаголами;
2. развивать устную и письменную речь;
3. воспитать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.
Ход урока
Целевая установка
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей.
Урок будет необычным еще и потому, что будет сказочным и поэтичным. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Представьте себе море, волны плещут,
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Наш корабль, на котором мы отправляемся путешествовать, плыть только за счет ветра не может. Его нужно завести с помощью отгадывания кроссворда.
Отгадав его, вы узнаете тему урока и повторите словарные слова.
Вы должны будете отгадывать пропущенные слова из сказок А.С.Пушкина.
(Учащиеся комментируют слова и записывают в тетради)
город
корабль
картина
богатырь
восток
столица
Вот открыл царевич очи
Отрясая грезы ночи
И дивясь перед собой
Видит (город) он большой?
Пушки с пристани палят
(Кораблю) пристать велят
Царь Дадон к шатру спешит
Что за страшная (картина)
Перед ним его два сына
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя
33 (богатыря)
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром
Неуказанным товаром;
А лежит наш путь далек
Восвояси на (восток)»
Вот въезжает в город он
Вдруг раздался легкий звон
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы.
(Учащиеся комментируют слова и записывают в тетради)
- Молодцы! Вы отгадали тему урока. Это …(ГЛАГОЛ).
Вместе с героями сказок А.С.Пушкина мы поговорим о глаголах. Мы отправляемся в старну ГЛАГОЛ.
Первая остановка у пристани «Вспоминай-ка»
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
- С помощью каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром?
- Какой частью речи являются эти слова?
(повторяю о глаголе, таблица)
Итак – что такое глагол? Как изменяется глагол, что имеет?
Вторая остановка у пристани «Сказочная»
Сказка «Глагол и его друзья»
Ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья»
Вот и царевна из сказки «О мертвой царевне» тоже делает добро людям
- Вспомните, какие добрые дела сделала царевна?
Дом царевна обошла
Все порядком убрала
(на доске и в тетради)
- Найдите глаголы и подчеркните главные члены.
- Определите время глагола, спряжение.
-Какую роль глагол играет в предложении?
Следующая остановка у пристани «Словознайка»
Время….Что это такое? Как вы понимаете?
(дни, часы, сутки,года)
Владимир Иванович Даль так объяснял:
«Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками». Помните в сказке:
Царь велит своим боярам,
Времени не тратить даром
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод
- произведем фонетический разбор
Время – 2 слога, 2 гласные, 3 согласные, 5 букв, 5 звуков.
в — [в] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
р — [р'] — согласный, непарный звонкий, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
м — [м'] — согласный, непарный звонкий, парный мягкий
я — [а] — гласный, безударный
- Дальше у нас пойдёт разговор не о простом времени, а времени… глагола.
(в тетради и на доске)
Мы добрались до пристани «Думай-ка»
Читает ученица
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена:
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет ?
Бог неужто их покинет?
- выписать глаголы по временам.
2) пр.вр. 1)неопр.вр. 3)буд.вр.
Послушалась чувствует вынет
Вынесла покинет
Отхлынула
Ветер весело шумит
Судно весело бежит
Следующая остановка у пристани «Запоминай-ка»
Мы поговорим о фразеологизмах. Фразеологизмы – это устойчивое
словосочетание слов, которое мы часто употребляем в речи. Устойчивое – это потому, что слова нельзя менять местами.
Зарубить на носу – запомнить
Засучив рукава – хорошо работаем
Спустя рукава- плохо работать
- Так и в сказке А.С. Пушкина есть фразеологизмы.
Разбитое корыто – остаться ни с чем
Белены объелась – перестала соображать.
- Видите, ребята, какая сила в словах. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно купить, продать и предать.
Мы у пристани «Здоровье » - релаксация
(звучит музыка)
- А сейчас ,ребята, закроем глаза, и мы перенесемся в эпоху человека с удивительным именем Александр.
Пушкин Александр Сергеевич. Мы окунулись в мир его сказок, мысленно видим его героев. Они учат нас любить Родину, быть честными и толерантными.
А.С.Пушкин родился 6 июля 1799г. на окраине Москвы в семье дворянина.
А сейчас откройте глазки, и расскажите, какая картина представилась вам?
Станция «Творческая»
- Вам сейчас надо будет показать, как вы умеете творить.
- Какаое бы чудо я сотворил, если бы был волшебником (2-3 предложения)
Мы очутились на острове Буяне и встретили чудо, а поведает нам об этом сказительница.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки непростые
Все скорлупки золотые.
- В каждом орешке глагол – исключение.
Чтение хором глаголов – исключений
Наш корабль у пристани «Чистописание»
Еу е-ут-ют 1 и ат ят 2
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Неспокойно синее море
- Как думаете почему забыли про частицу НЕ с глаголами. Как она пишется?
(записывают в тетради)
А теперь ты воротись
Не горюй и спать ложись.
А ткачиха с поварихой,
Со сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Не осмелился старик перечить
Ничего не сказала рыбка
9 месяцев проходит
С поля глаз она не сводит
Не губи меня, девица,
А как буду я царица, я пожалую тебя,
Та, в душе ее любя
Не убила, не связала
Отпустила и сказала.
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют.
- Недовольна нами рыбка. Забыли мы о бортовом журнале и не выставили оценки. Наше сказочное путешествие закончилось, и мы подошли к последней пристани.
«Итоговое»
- Что повторили о глаголе?
- Чему научились на уроке?
Задание на дом: сочинить сказку на тему «Невыдуманный рассказ о себе»