СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний по теме "Безударные окончания существительных 3 склонения"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку. 4 класс»


Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3 склонения.

Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных окончаний имён существительных 3 склонения, составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных и научить им пользоваться.

Задачи:

  1. Повторить типы склонений имен существительных.

  2. Совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.

  3. Развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение пользоваться алгоритмом правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

  4. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.



Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.  Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.


5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре, группе.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Учебные материалы:

Учебник «Русский язык.4 класс» (авт.Рамзаева Т.Г.), компьютер, медиапроектор, экран; презентация к уроку; листы-пособия для работы в группах; карточки со словами-помощниками; изображения деревьев и разноцветные листья для определения и предачи эмоционального состояния учащихся; таблица цветов.


ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК.

А я, ребята, очень рада войти в приветливый наш класс,

Ведь для меня уже награда – сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе –гений, но без труда и ум не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений – мы вместе проведём урок!

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. …- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?

- А я жду от вас грамотных ответов и  активности на уроке.

 А девизом нашего урока  станут слова:

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи»

- Почему эти слова важны для нас на уроке?

Будем помнить об этих словах на протяжении всего урока.

-

-Как видите, у меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать и ваш настрой на сегодняшнюю работу. У каждого из вас есть веер настроений. Возьмите его, пожалуйста. Оцените своё настроение. Если у вас настроение отличное, вам хочется работать – покажите смайлик зелёного цвета, жёлтый – работать будете, но без особого желания, красным – у вас плохое настроение, ничего не хочется делать.

- Вижу, многие готовы. Поделитесь своим настроением друг с другом. Положите веера настроений на угол парты.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Слайд 3.

На доске:

Рож…, Анна, глуш…, цапля, врач…,цепь,вещ…, дедушка, Кирилл, матч…,сеть,мякиш…,часть.



-Прочитайте данные слова. Скажите, что в них общего?

+Это имена существительные.

-Что такое имя существительное?

+Имя существительное- этосамостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет.

-На какие группы можно разделить эти слова?

+Одушевленные и неодушевленные. Собственные или нарицательные. Женского, мужского и среднего рода. 1, 2-го и 3-го склонения.

-Что такое склонение?

+Это изменение существительного по падежам.

-Асейчас мне очень хочется проверить, хорошо ли вы изучили часть речи – имя существительное. Для этого я проведу игру «Верите ли вы?». У каждого из вас лежит бланк с вопросами. Ваша задача поставить плюс, если вы согласны, прочерк – если нет.

1.Верите ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

 

2. Верите ли вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?

 

3. Через, про, в, во,на,за,под,сквозь.

Верите ли вы, что это предлоги родительного падежа?

 

4. Верите ли вы, что в русском языке пять падежей?

 

5. Верите ли вы, что дательный падеж имеет два предлога?

 

6. Верите ли вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?

 

7. Верите ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?

 

8. Верите ли вы, что имена существительные женского рода относятся ко 2 склонению?

 

-


-Поменяйтесь бланками с соседом. Не забываем, что эта работа - труд вашего одноклассника. Поэтому проверяем работу внимательно и аккуратно. Оцените работу, пользуясь критерием.

-О какой части речи будем говорить на уроке?

+Об имени существительном.

- Посмотрите внимательно на лесенку знаний. Все ли характеристики имени существительного вы знаете? Какие ступеньки оказались для вас сложными, непреодолимыми?


МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Тянутся звуки к песенке звонкой,
Могут заплакать и закр_чать,
Могут в кр_ватке баюкать ребёнка,
Но не желают св_стеть и ворч_ть.

  1. Отгадали ли вы эту загадку?

- Запишите на 1 рабочей строке все гласные звуки русского алфавита, а на 2 строке – гласные буквы.

- Сколько гласных звуков? Букв? Обведите буквы, которые могут иметь 2 звука. Назовите их.

- Перечислите случаи, когда эти буквы имеют 2 звука.

- На 3 строке запишите по 1 слову на каждый случай.

-Из записанных вами слов назовитетолько имена существительные 1 склонения. 2? 3?


  1. Работа в группах.

- Сейчас мы будем работать в группах, поэтому обязаны вспомнить правила работы.

-Задача каждой группы- записать как можно больше имён существительных 1 склонения (на 1 картинке).

- Сосчитайте количество слов в каждой группе. Лучше справилась команда….

  1. Спишите предложение, вставив пропущенные буквы.

Узкая тропинка вывела ребят из лесной чащи к маленькой деревушке. Дайте характеристику данному предложению.

- Определите склонение, падеж имён существительных, падеж имён прилагательных.

Кто может сказать : «С чего мы должны начать эту работу?».

+ Мы должны подчеркнуть члены предложения.

-Зачем мы это должны сделать?

-Приготовьте веера.

- Ребята! Вы – молодцы. У всех существительных определили правильно склонение, падеж, написали окончание.

VI Работа в парах.

- Составьте алгоритм определения склонения именисуществительного, стоящего в косвенном падеже.

VIIПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Слайд .

-Cgпишитеещё 1 предложение. Если не знаете, какое у писать окончание, пропустите, оставьте место для его написания.

На экране:

На вершине высокой ели сидит маленькая белочка.




-Где возникли затруднения?

+В окончаниях существительных 3 склонения (ели).

-Почему возникла трудность?

+В этих словах безударные окончания и мы ещё не изучали безударные окончания существительных 3 склонения.

-Определите тему урока.

Слайд .

+Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3 склонения.

-Сформулируйте цели урока. Используйте для этого опорные слова на доске.

+Цели: познакомиться с правописанием безударных окончаний имен существительных 3 склонения, учиться правильно писать безударные окончания имен существительных.

научиться узнать

повторить

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Давайте мы вспомним материал прошлых уроков и узнаем, что же вы знаете о предложении. Для этого встаньте, пожалуйста. Я вам буду говорить фразы. Если вы со мной согласны, то вы поворачиваетесь к слову «Да» и показываете на него двумя руками. Если не согласны, то вы показываете на слово «Нет». Приготовились. Будьте внимательны.

- В сложном предложении может быть одна грамматическая основа.

-В конце предложения ставится запятая.

-Второстепенные члены не могут быть однородными.

- Части сложного предложения отделяются друг от друга запятой.

- Предложение состоит из слов, объединённых между собой по смыслу.

- Сказуемое никогда не может быть выражено однородными членами.

- В распространённом предложении не может быть второстепенных членов.

-В простом предложении может быть две и более грамматических основ.

Немного отдохнули. Сели тихонечко за парты.

  1. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

-Для того, чтобы определить гласную в окончании слова ели, нам надо знать, какие окончания пишутся у существительных 3 склонения?

Сейчас вы будете в роли исследователей. Ваша задача просклонять существительные, данные на карточке и сказать, изменение по падежам каких существительных не вызвало у вас сомнение?

+Слово степь, потому что в этом слове ударное окончание.

-Может ли слово степь быть опорным для проверки написания окончаний существительных 3 склонения?

+Да.

-Запишите его в справочник.

-А вы, ребята, заметили что-то необычное при склонении существительных?

+ У существительных 3 склонения нет окончания е.


-Вернемся к предложению и проверим безударное окончание слова:

На вершин… высокой ел… сидит белка.





-Сможем ли мы теперь правильно написать слова на вершин(е,и), ел(е, и)?

+Да.

Сделаем вывод:

-Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?

+Надо определить склонение, падеж и вспомнить окончание.


-Это первый способ проверки написания орфограммы. А какой второй способ?

+У существительных 1-го склонения- страна, земля, 2-го склонения- конь, окно, 3-го склонения- степь.

-Почему?

+В этих словах ударное окончание и мы его ясно слышим.


  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Игра «Молчанка»

-Приготовьте веера. Сегодня мы будем проверять сами себя.Опрелите безударные падежные окончания у имён существительных

1.отдыхал на пароход

2.остановился около площад

3.подошли к рощ

4.написал без ошибк …

5. работал в пол…

  1. ДИАГНОСТИКА.

-Возьмите бланки. Самостоятельно нарисуйте график безударных окончаний:


е

и

1



2



3



4



5



6



7



8






по алле?, около речк?, на поезд?, от радост?, из рощ?, в школ?, без помощ?, с яблон?






(Дети работают самостоятельно, затем на слайде появляется график для самопроверки).

-Проверьте свою работу и оцените ее по шкале самооценки. Что у кого не получилось?

(Ребята рассказывают, что вызвало затруднение).

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр. 96-97-выучить правило, выполнить упражнение 187.

(Учитель проводит инструктаж выполнения домашнего задания).

  1. ИТОГ УРОКА.

-Что вы узнали на уроке? Как проверить безударные окончания имен существительных? Назовите слова-помощники для существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

+…

XIII. РЕФЛЕКСИЯ.

-Сорвите листок с нашего цветка и закончите предложение.

-Заканчивается урок и мне бы очень хотелось узнать ваше настроение. Сравните его в начале и в конце урока.

- Сорвите с моего волшебного цветка один лепесток и продолжите предложение.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!