СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по русскому языку для 4 класса по теме "Склонения имен существительных", разработан по ФГОС, используется технология проблемного урока. На уроке дети самостоятельно формулируют тему и цель. С помощью имеющихся знаний, стараются выйти из тупиковой ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тип урока : «открытие» новых знаний

УМК : «Гармония»

Учитель : Трухан Анжела Егоровна


Технологическая карта

Тема урока

Три склонения имен существительных

Цель урока

Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию, роду, по наличию специфических падежных окончаний.

Задачи

Развитие умений определять склонение имен существительных обобщать материал.

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умение доводить начатое дело до конца.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения в позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

склонение

Ресурсы:

-основные

-дополнительные


Учебник М.С.Соловейчик. Русский язык , 4 класс

Ноутбук , презентация Power Point, индивидуальные карточки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Самоопределение к

деятельности.

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Слайд 1 Приветствуют учителя. Настраиваются на активную работу.


Слайд 2

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным смайликом ( лежат на столе) , какое у вас настроение. Этот смайлик положите перед собой, а второй уберите под учебник. Если до конца урока ваше настроение изменится, то вы поменяете смайлик, если нет- то оставите этот.

А я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.


Психологический настрой детей.

II.Актуализация знании

и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:

Повторение изученного материала. Постановка проблемы.

Организует повторение изученного материала.

Повторяют изученный ранее материал, работают в парах, принимают общее решение.




Слайд 3

































Записывают число, классная работа.








Дети не могут определиться с выбором правила.






Слайд 4

- У вас на столах лежат карточки под № 1. На них записаны вопросы. Я вам помогу- если вы согласны с этим высказыванием, то ставите напротив «+», если не согласны, то «-«, если у вас возник спор, то обведите номер вопроса в кружок.

- Верите ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос что?,кто? (+)

-Верите ли вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?(-)

-Верите ли вы, что род это непостоянный признак?(-)

-Верите ли вы, что в русском языке пять падежей?(-)

- Верите ли вы, что дательный падеж имеет два предлога?(-)

-Верите ли вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?(-)

-Верите ли вы, что в русском языке два типа склонения?(?)

-Верите ли вы, что склонение- это постоянный признак имени существительного?(?)

Проверка.

-Есть ли такие высказывания, которые у вас вызвали спор? Почему?

Значит мы еще не все знаем об имени существительном. К высказываниям, которые вызвали спор , мы вернемся чуть позже.


Работа в тетради.

-Прочитайте предложение, записанное на доске.

Книги учат нас смелости и дружбе.

- Запишите это предложение в тетрадь с новой строки.

- Найдите однородные члены предложения. Определите какая это часть речи, род, число и падеж.

- Что можно сказать об окончаниях в этих словах? Почему разное окончание? В чем дело?

- Что бы ответить на этот вопрос, мы проведем небольшую исследовательскую работу.

Закрепить знания об имени существительном, о постоянных признаках имени.







































Развивать каллиграфический навык, развивать грамотную речь.

Пополнить практический опыт учащихся о предложении, об однородных членах предложения.

Регулятивные:

Целеполагание: прием «верные и неверные утверждения»


Коммуникативные:

Постановка вопросов, аргументирование своих предположений.

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: сформулировать тему урока, найти верное решение, открыть для себя новые знания.


Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока. В форме наводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.

Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Анализируют таблицу, формулируют тему урока. Определяют по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных.

- На столах лежат карточки № 2. На них во всех падежах прописаны слова: река, земля, Юра, дядя, стол, конь, окно, поле, степь. ( работа в парах)


- Назовите имена существительные женского рода и подпишите на верхней строчке род. Одинаковые ли у них окончания в Им. П.? Выделите окончания.


- Назовите имена существительные мужского рода и подпишите на верхней строчке род, выделите окончания. На какие две группы можно разделить эти существительные? ( с окончанием -а,-я, и с «нулевым» окончанием).


У нас остались еще имена существительные- определите род ( средний)- пометьте их и выделите окончания.

Все имена существительные мы разделили на 3 группы.

Развивать умения осознанного построения устного высказывания.

Выбор более эффективных способов решения поставленных задач.

Знать падежи имени существительного, окончания, правильно выделять их. Правильно определять род имени существительного.





Регулятивные:

Планирование, прогнозирование

Познавательные:

Моделирование, выдвижение гипотезы,поиск решения проблемы

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


IV.Физминутка


Ученики выполняют действия под музыку на массажных коврика. Слайд 5



Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

1.Работа над алгоритмом.


Дети высказывают свои предположения.


Слайд 6


Ученики читают правило,

отвечают на вопросы после правила.

Слайд 7



Слайд 8





Потому что эти существительные разного склонения.


Чтобы грамотно писать.

- И так, у нас получились 3 группы имен существительных. Как вы думаете, что это за группы.


Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 86.





Что надо сделать, что бы определить склонение имени существительного?

( алгоритм)

- Скажите, сколько склонений у имен существительных? Какие?

- Вернемся к нашему предложению. Так почему же в словах смелости и дружбе разные окончания?


- С какой целью необходимо научиться определять окончания имен существительных?

Уметь создавать собственные высказывания для конкретной ситуации. Видеть главное, правильно строить речь.



V.Первичное применение знаний.

Цель:

Закрепить знания полученные на уроке, уметь определять по заявленному алгоритму склонение имени существительного.

Проводит инструктаж учащихся, настраивает на самостоятельную работу.

Слайд 9

Работают в парах по определению склонений, согласно составленному алгоритму. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Слайд 10

Называют слова 1,2,3 склонения, доказывают, согласно изученного правила.

- Запишите данные на слайде слова, в три столбика по склонениям:

Улица, класс, дерево, яблоня, яблоко, вьюга, берег, осень, дождь, ключ, помощь, Володя, Самара, Рязань.












Проверяем

(коллективная проверка)






Уметь ориентироваться в тетради, писать красиво, без ошибок. Правильно указывать склонение имени существтельного.

Познавательные:

Моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Регулятивные:

Планирование своих действий, коллективная проверка.


Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


VI.Рефлексия.

Цель:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует итог урока, наталкивает детей на правильные ответы , с учетом изученного материала.




Слайд 11

Дети самостоятельно находят ответы на высказывания, которые вызвали у них спор, опираясь на полученные знания на уроке.





Ученики отгадывают загадки, определяют склонение, доказывая свой ответ согласно правилу.
















Слайд 12







Самостоятельно оценивают свою работу на уроке.


- Вот и подошла наша исследовательская работа к концу.

- Вернемся к карточке № 1, давайте посмотрим нашли ли мы ответы на вопросы, где у вас возник спор. Читаем высказывания.

- Сколько склонений у имен существительных ? Кто может ответить?

- Склонение это постоянный признак имени существительного?


(Если осталось время)

- отгадайте загадки и определите в отгадке склонение:

Семь одежек и все без застежек. ( капуста )


Белая вата, плыла куда-то ( облако)


Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь)


Это что же за девица,

Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет.

А в иголках круглый год (ель)


И железные рога,

И железная нога,

На цепи на дно пойдет-

Остановит пароход. ( якорь)



- Сейчас, я прошу вас оценить свою работу на уроке, вложите в рабочую тетрадь цветной смайлик, который подходит вашей оценке.

- Наш урок подошел к концу

И умный вид вам всем к лицу,

Вы все милы и симпатичны

И отвечали на «Отлично»!

Поднимите все смайлик вашего настроения!

Развивать речь, использовать в своих ответах научные слова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!