Тема урока | Три склонения имен существительных |
Цель урока | Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию, роду, по наличию специфических падежных окончаний. |
Задачи | Развитие умений определять склонение имен существительных обобщать материал. Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля. Воспитание трудолюбия, умение доводить начатое дело до конца. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения в позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | склонение |
Ресурсы: -основные -дополнительные | Учебник М.С.Соловейчик. Русский язык , 4 класс Ноутбук , презентация Power Point, индивидуальные карточки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I.Самоопределение к деятельности. Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Слайд 1 Приветствуют учителя. Настраиваются на активную работу. Слайд 2 | Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным смайликом ( лежат на столе) , какое у вас настроение. Этот смайлик положите перед собой, а второй уберите под учебник. Если до конца урока ваше настроение изменится, то вы поменяете смайлик, если нет- то оставите этот. А я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. | | Психологический настрой детей. |
II.Актуализация знании и фиксация затруднений в деятельности. Цель: Повторение изученного материала. Постановка проблемы. | Организует повторение изученного материала. | Повторяют изученный ранее материал, работают в парах, принимают общее решение. Слайд 3 Записывают число, классная работа. Дети не могут определиться с выбором правила. Слайд 4 | - У вас на столах лежат карточки под № 1. На них записаны вопросы. Я вам помогу- если вы согласны с этим высказыванием, то ставите напротив «+», если не согласны, то «-«, если у вас возник спор, то обведите номер вопроса в кружок. - Верите ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос что?,кто? (+) -Верите ли вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?(-) -Верите ли вы, что род это непостоянный признак?(-) -Верите ли вы, что в русском языке пять падежей?(-) - Верите ли вы, что дательный падеж имеет два предлога?(-) -Верите ли вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?(-) -Верите ли вы, что в русском языке два типа склонения?(?) -Верите ли вы, что склонение- это постоянный признак имени существительного?(?) Проверка. -Есть ли такие высказывания, которые у вас вызвали спор? Почему? Значит мы еще не все знаем об имени существительном. К высказываниям, которые вызвали спор , мы вернемся чуть позже. Работа в тетради. -Прочитайте предложение, записанное на доске. Книги учат нас смелости и дружбе. - Запишите это предложение в тетрадь с новой строки. - Найдите однородные члены предложения. Определите какая это часть речи, род, число и падеж. - Что можно сказать об окончаниях в этих словах? Почему разное окончание? В чем дело? - Что бы ответить на этот вопрос, мы проведем небольшую исследовательскую работу. | Закрепить знания об имени существительном, о постоянных признаках имени. Развивать каллиграфический навык, развивать грамотную речь. Пополнить практический опыт учащихся о предложении, об однородных членах предложения. | Регулятивные: Целеполагание: прием «верные и неверные утверждения» Коммуникативные: Постановка вопросов, аргументирование своих предположений. Познавательные: Построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы. |
III. Постановка учебной задачи. Цель: сформулировать тему урока, найти верное решение, открыть для себя новые знания. | Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока. В форме наводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы. | Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Анализируют таблицу, формулируют тему урока. Определяют по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных. | - На столах лежат карточки № 2. На них во всех падежах прописаны слова: река, земля, Юра, дядя, стол, конь, окно, поле, степь. ( работа в парах) - Назовите имена существительные женского рода и подпишите на верхней строчке род. Одинаковые ли у них окончания в Им. П.? Выделите окончания. - Назовите имена существительные мужского рода и подпишите на верхней строчке род, выделите окончания. На какие две группы можно разделить эти существительные? ( с окончанием -а,-я, и с «нулевым» окончанием). У нас остались еще имена существительные- определите род ( средний)- пометьте их и выделите окончания. Все имена существительные мы разделили на 3 группы. | Развивать умения осознанного построения устного высказывания. Выбор более эффективных способов решения поставленных задач. Знать падежи имени существительного, окончания, правильно выделять их. Правильно определять род имени существительного. | Регулятивные: Планирование, прогнозирование Познавательные: Моделирование, выдвижение гипотезы,поиск решения проблемы Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
IV.Физминутка | | Ученики выполняют действия под музыку на массажных коврика. Слайд 5 | | | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. |
1.Работа над алгоритмом. | | Дети высказывают свои предположения. Слайд 6 Ученики читают правило, отвечают на вопросы после правила. Слайд 7 Слайд 8 Потому что эти существительные разного склонения. Чтобы грамотно писать. | - И так, у нас получились 3 группы имен существительных. Как вы думаете, что это за группы. Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 86. Что надо сделать, что бы определить склонение имени существительного? ( алгоритм) - Скажите, сколько склонений у имен существительных? Какие? - Вернемся к нашему предложению. Так почему же в словах смелости и дружбе разные окончания? - С какой целью необходимо научиться определять окончания имен существительных? | Уметь создавать собственные высказывания для конкретной ситуации. Видеть главное, правильно строить речь. | |
V.Первичное применение знаний. Цель: Закрепить знания полученные на уроке, уметь определять по заявленному алгоритму склонение имени существительного. | Проводит инструктаж учащихся, настраивает на самостоятельную работу. | Слайд 9 Работают в парах по определению склонений, согласно составленному алгоритму. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Слайд 10 Называют слова 1,2,3 склонения, доказывают, согласно изученного правила. | - Запишите данные на слайде слова, в три столбика по склонениям: Улица, класс, дерево, яблоня, яблоко, вьюга, берег, осень, дождь, ключ, помощь, Володя, Самара, Рязань. Проверяем (коллективная проверка) | Уметь ориентироваться в тетради, писать красиво, без ошибок. Правильно указывать склонение имени существтельного. | Познавательные: Моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Регулятивные: Планирование своих действий, коллективная проверка. Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
VI.Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует итог урока, наталкивает детей на правильные ответы , с учетом изученного материала. | Слайд 11 Дети самостоятельно находят ответы на высказывания, которые вызвали у них спор, опираясь на полученные знания на уроке. Ученики отгадывают загадки, определяют склонение, доказывая свой ответ согласно правилу. Слайд 12 Самостоятельно оценивают свою работу на уроке. | - Вот и подошла наша исследовательская работа к концу. - Вернемся к карточке № 1, давайте посмотрим нашли ли мы ответы на вопросы, где у вас возник спор. Читаем высказывания. - Сколько склонений у имен существительных ? Кто может ответить? - Склонение это постоянный признак имени существительного? (Если осталось время) - отгадайте загадки и определите в отгадке склонение: Семь одежек и все без застежек. ( капуста ) Белая вата, плыла куда-то ( облако) Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь) Это что же за девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет. А в иголках круглый год (ель) И железные рога, И железная нога, На цепи на дно пойдет- Остановит пароход. ( якорь) - Сейчас, я прошу вас оценить свою работу на уроке, вложите в рабочую тетрадь цветной смайлик, который подходит вашей оценке. - Наш урок подошел к концу И умный вид вам всем к лицу, Вы все милы и симпатичны И отвечали на «Отлично»! Поднимите все смайлик вашего настроения! | Развивать речь, использовать в своих ответах научные слова. | |