Открытый урок по окружающему миру 1 класс. УМК «Школа России»
Тема. Что вокруг нас может быть опасным?
Цель урока.
Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.
Задачи урока.
Обучающие.
Учить предвидеть опасность со стороны бытовых предметов (электроприборов, острых предметов, лекарственных препаратов), соблюдать правила безопасного поведения при обращении с ними.
Повторить и закрепить знания правил дорожного движения при переходе через дорогу.
Развивающие.
Развивать коммуникативные умения при работе в парах.
Способствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся.
Воспитывающие.
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2.. Постановка цели и темы урока.
– Прочтите пословицу, написанную на доске: “Мой дом – моя крепость”.
– Объясните, как вы понимаете ее смысл.
– Действительно, современные дома не похожи на крепости, но и они защищают нас от ветра, холода, дождя, от злых людей. Любопытный Муравьишка желает познакомиться с домом человека. Поможем ему в этом. Что представляет собой современный дом?
– Разгадайте кроссворд. (опасность)
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (осень)
Он может хранить информацию, помогает учиться, может играть с тобой. (компьютер)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
Состоит из раковин морских животных.(известняк)
Очень прочен, его часто используют в строительстве. (гранит)
Здесь много замечательных животных. Их привозят сюда из разных стран. (зоопарк)
Дышит, растет,
А ходить не может. (растение)
Животное, тело которых покрыто перьями. (птицы)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
3. Этап постановки вопроса.
– Любопытный Муравьишка желает узнать:
Что вокруг нас может быть опасным?
Когда и почему эти предметы могут быть опасны?
Что необходимо предпринять, чтобы избежать этих неприятностей?
– Поможем Муравьишке?
4. Поиск ответа на поставленный вопрос
– Чтобы ответить на данные вопросы, нам нужно выполнить следующее задание.
Работа в парах
Задание. У вас на партах листочки. На листочках группы предметов, найдите лишний предмет.
– Назовите лишние предметы (Телевизор, утюг, чайник.)
– Дайте общее название этим предметам. (Электроприборы.)
Опасность первая – ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ
– Действительно, телевизор, светильник, утюг, магнитофон – это электроприборы. Они работают благодаря электрическому току. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе с электроприборами?
– Мудрая черепаха принесла эти правила в картинках Муравьишке, а он не может их понять. Ребята, помогите ему
– Рассмотрите рисунок – схему. Что изображено? Как можно понять этот схематический рисунок?
Ответы детей:
1. Уходя из дома даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электрические приборы.
2. Никогда не тяни за электрический провод руками.
3. Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.
– Что может произойти? (Пожар.)
Мудрая Черепаха предлагает отгадать загадки.
В деревянном домике
Проживают гномики,
Уж такие добряки –
Раздают все огоньки. (Спички)
- Какое правило можете сформулировать для Муравьишки?
Не играй, дружок, со спичкой! Помни ты, она мала,
Но от спички – невелички может дом сгореть дотла.
Ты о пожаре услыхал, скорей об этом дай сигнал.
Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер – 01.
– 01 – это не только номер пожарной службы, это номер службы спасения. Теперь Муравьишке все понятно, и он, так же как и вы, запомнит эти правила.
Физминутка.
Мы пожарниками были (сгибая ноги, наклоняются, имитируя надевание комбинезона)
И пожар мы так тушили (соединяют руки, как будто держат шланг)
Поворачиваем шланги вправо (туловище и руки поворачивают вправо)
Поворачиваем шланги влево (туловище и руки поворачивают влево)
Раз, раз, раз, раз и огонь погас (руки поднимают вправо и вверх, влево и вверх, руки опускают влево и вниз, вправо и вниз, и в конце разводят руки в стороны).
-Отгадайте загадки:
Ждёт меня подружка –
На макушке – ушко.
Если танцевать пойдёт,
Всё заштопает, зашьёт.
( Иголка )
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
( Ножницы)
Ох, и острый же предмет –
Нанесет любому вред.
С ним веди себя построже –
Будь предельно осторожен.
Стоит только зазеваться –
Ранит, некуда деваться.
Хоть опасен он, но всё ж,
Повседневно нужен … (нож).
-Эти предметы относят к острым, колющим и режущим предметам.
Опасность вторая – ОСТРЫЕ и КОЛЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ
– Как правильно обращаться с ними, чтобы не пораниться? (хранить предметы в специальных местах и не разбрасывать)
Беседа о правилах работы с ножницами.
Учитель. Ребята, что случилось с черепахой? (ответы детей). Чтобы с вами не случилось такой беды, вы должны знать правила работы с ножницами:
1.Ножницами класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
2. Передавая ножницы, держать за сомкнутые края.
3. Хранить ножницы в определенном месте- в подставке или рабочей коробке. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
– Посмотрите внимательно на страницу и скажите, о чем, опасном иногда, мы еще не говорили?
Опасность третья – ЛЕКАРСТВА
– Чем лекарства могут быть опасны?
– Лекарства должны лечить. Но только взрослый человек должен контролировать прием лекарства, так как принятое неправильно, оно может принести вред. И даже витамины, сладкие и приятные на вкус, нужно принимать в присутствии взрослых и в тех дозах, которые указаны в инструкции. Если съесть их большее количество, то на коже может высыпать сыпь, а может произойти и еще худшее – отравление.
5. Повторение и закрепление ранее изученного материала.
5.1 Фронтальный опрос
– Мы все каждый день ходим по улице, в том числе и по дорогам. Чтобы не случилось опасных ситуаций с нами на дорогах, мы должны знать и выполнять правила дорожного движения.
– Какие правила дорожного движения вы знаете?
– Где необходимо переходить дорогу в городе?
5.3 Практическая работа “Угадай знак и раскрась его”.
– Угадай знак: Пешеход, пешеход, помни ты про переход,
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Знай, что только переход от машин тебя спасет.
– Как называется этот знак?
– Какого цвета будет ободок дорожного знака “Пешеходный переход”?
– В рабочих тетрадях раскрасьте этот дорожный знак.
-Отгадайте:
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу детям перейти. (Светофор)
– Что означают цвета светофора?
1уч. Красный свет нам говорит:
-Стой! Опасно! Путь закрыт!
2уч.Желтый свет-предупреждение
Жди сигнала для движения.
3уч.Зеленый свет открыл дорогу.
Переходить ребята могут.
Все. На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
6 Инструктаж по домашнему заданию.
6.1 Из приложения рабочей тетради вырезать рисунок светофора по контуру и нанося клей на клапаны и сгибая по пунктирным линиям, сделать модель светофора.
6.2 По рисунку учебника на странице 35 придумать сказку о том, как муравьишки учились переходить улицу.
7 Рефлексия (итог).
– Что понравилось на уроке?
– Какая работа вызвала трудность?
– С какими правилами при работе с электроприборами вы познакомились?
– Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения?
Благодарю за урок.