СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру на тему: «Экологическая безопасность».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении всего урока созданы условия для формирования у учащихся представления об экологической безопасности как одной из видов безопасности человека. Задача на уроке активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «экология».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру на тему: «Экологическая безопасность».»

Тема: «Экологическая безопасность».

Тип: открытие нового знания.

Цель: создание условий для формирования у учащихся представления об экологической безопасности как одной из видов безопасности человека.

Задачи: организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися; активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «экология».

Ход урока:

( 1 Слайд)

Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

( 2Слайд)

- Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок.

- Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. (С.Смирнов)

- Я предлагаю сегодня на уроке заглянуть в храм природы и выяснить, что же в нём произошло нового? Всё ли в порядке? ( 3 Слайд «Красота природы»)

Проверка домашнего задания. Графический диктант (да-нет).

- Сначала проверим ваши знания по теме прошлого урока, какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека. проведем графический диктант. Если вы согласны с утверждением, ставьте «ДА», если не согласны «НЕТ»

1.Если увидишь в лесу незнакомые ягоды, непременно попробуй их.

2. Собирать в лесу можно только те грибы, которые хорошо знаешь.

3.Если тебя укусило животное, то в больницу обращаться не обязательно.

4. Если к тебе приближается собака, не убегай от неё.

5. После общения с домашними животными не нужно мыть руки с мылом.

6. Заметив приближение грозы, покинь открытое место.

7. Во время грозы лучше прятаться под одиноко стоящим деревом.

8. Во время грозы можно купаться в водоёме.

Взаимопроверка ( 4 Слайд)

-Поменялись листочками

- Сверьте ответы с данными на слайде и оцените работу:

1

2

3

4

5

6

7

8

нет

да

нет

да

нет

да

нет

нет









ПРОВЕРКА. Нет ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки – «3»;

более 5 ошибок – «Не справился».

Вернули листочки друг другу.

- Кто доволен, совей работой – поднимите руки, остальным нужно ещё раз повторить тему: «Природа и наша безопасность».

Работа по теме урока.

Актуализация знаний.

а) Составление схемы. б) Работа с таблицей.

- Сейчас мы вспомним, что изучали ранее и что будет необходимо для нашего урока. Двое учеников выходят к магнитной доске и расставляют карточки в схему, остальные ученики в это время отгадывают загадки учителя, а первую букву отгадки вписать в пустые графы таблицы по порядку, в которой отмечали ответы по графическому диктанту.

а) СХЕМА (НА ДОСКЕ)

Окружающая среда

Природа Человеческое общество

(что сделано руками человека)

Живая Неживая

растения животные воздух вода камни

грибы бактерии космические тела

б) Загадки

Живёт без тела, говорит без языка,

Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

Расселась барыня на грядке,

Одета в грузные шелка.

Мы для неё готовим кадки,

А также соли полмешка. (Капуста)

На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)

Спереди — шильце, сзади — вильце,

Сверху — чёрное суконце,

Снизу — белое полотенце. (Ласточка)

Никто не пугает, А вся дрожит. (Осина)

У кого одна нога, Да и та без сапога. (Гриб)

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила.

А о чём она грустит, никому не говорит. (Ива)

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко)

1

2

3

4

5

6

7

8

нет

да

нет

да

нет

да

нет

нет

э

к

о

л

о

г

и

я


- Что же за слово у вас получилось? (экология) (Слайд 5)

- Ребята! А вы знаете, что такое экология?

Ответы детей. Экология – наука, о связях между живыми существами и окружающей средой. В переводе с греческого языка: «Экос» -дом, «логос» - наука. Экология – наука о доме.)

- Какой дом изучает экология? (Планету Земля)

- А что мы называем «окружающей средой»?

Ответы. Проверка получившейся схемы. Всё, что нас окружает, и с чем мы связаны.)

Работа с информацией и текстом.(заранее подготовленные дети)

- Сегодня, ребята, у нас в гостях юные корреспонденты. Они побывали в разных уголках планеты и подготовили репортажи, давайте их послушаем.

(Слайд 6)

1 ученик: Я побывал в парке одного из городов. Как же там красиво и здорово! Но выйдя из него, я увидел со всех сторон серую дымку – это множество заводов и фабрик выбрасывают в атмосферу вредные отходы и часто превышают допустимые нормы. Жители города вместе с воздухом вдыхают большое количество ядовитых соединений, выхлопных газов, что приводит к ухудшению здоровья.

(Слайд 7)

2 ученик: Я побывал на морском побережье и увидел на берегу множество мёртвых морских животных. Они пострадали от того, что нефтяной танкер налетел на подводные скалы, в результате этого несколько тысяч тонн сырой нефти вытекло в море. В результате очистки удалось собрать лишь 4% вылившейся нефти. У многих животных нарушились цепи питания: медведи и орлы поедали пропитанную нефтью рыбу, мёртвых птиц, олени- отравленные водоросли и рачков. В результате эти животные тоже отравились и погибли.

(Слайд 8)

3 ученик: А я побывал на лугу возле речки. Что же я там увидел: горы мусора из бутылок, консервных банок, старого тряпья и бумаги. Весь этот мусор не только уродует вид территории, но он ещё вернётся к человеку в виде загрязнённой воды, токсичной пыли. Воду из колодца нельзя будет пить, ягоды в лесу и на лугу, овощи на полях будут отравлены. А если мусор сжечь, то в дыме таких костров образуются вредные токсичные вещества. Они переносятся ветром в водоёмы, леса, города, создавая угрозу для жизни.


- Мы видим, что не всё в порядке в храме природы. Почему?

- Значит, нужно обезопасить нашу планету. О какой же безопасности пойдёт речь? Составьте словосочетание со словами экология и безопасность.

НА ДОСКЕ + экран + (Слайд 9)

- Итак, тема урока «Экологическая безопасность»

Целеполагание.

- Ребята, кто представляет опасность для планеты, кто её загрязняет? (люди)

- А ведь человек - часть природы, и сам он страдает от своих действий. Почему? (Люди неправильно ведут себя в природе и в обществе)

- Какие цели нужно поставить перед собой на уроке?

(найди начало и конец фразы и сформулируй задачу)

Ответить на вопрос…

разработанные правила.

Разработать…

Как уберечь планету от загрязнения?

Учиться соблюдать

памятки поведения в природе и обществе, чтобы уберечь себя от вредного воздействия окружающей среды.


Хорошо, вот к чему мы будем стремиться на уроке.

Работа по учебнику.

Работа в парах.

- Откройте учебник на с.31. Рассмотрите рисунок.

- Опишите, как происходит загрязнение.

- Как вы поняли слова: «Цепь загрязнения»

Ответы. (Загрязняющие вещества движутся по цепочке)

- Приведите примеры других цепей загрязнения. ( Ответы детей).

Например: ( Шоссе – грибы – человек - больница. Завод – поле - человек – больница. Завод – река – рыба – человек – больница.).

Работа в рабочей тетради

Рассмотрим задание в рабочей тетради на с. 31.

На первой картинке мы видим проезжающий вдоль обочины автомобиль, который выбрасывает в окружающую среду выхлопные газы.

Какая здесь цепь загрязнения? Грибы, растения и ягоды, растущие вдоль дороги впитывают в себя вещества находящиеся в этих газах и сами становятся ядовитыми. Скушав такой гриб - можно отравиться.

Продолжите схему в тетради.

Вторая цепь загрязнения - это предприятия, которые выбрасывают свои отходы в близлежащие водоемы, так как недалеко тянуть трубу и при этом не очищают свои отходы.

Вот и получается такая ситуация как на второй картинке, все живое в этом водоеме погибает, так как оно отравлено этими сбросами.

- Продолжите схему.

Проверка

- Давайте покажем наглядно, как происходит загрязнение.

Два ученика работают около доски

Задание. Расположите картинки в нужном порядке, установив цепь загрязнения. (Дети, выходя к доске, берут в руки картинку и становятся в нужном порядке.)

Цепи загрязнения - это последствия загрязнения окружающей среды человеком.


- Прочитайте материал в учебнике на с.32.

- Какими же путями загрязнённые вещества попадают в организм человека?

Составление модели поступления загрязняющих веществ в организм человека на магнитной доске.

Вода Воздух Продукты питания

Человек

Работа в группах. ( Слайд 10)

На партах у каждой группы лежат карточки с планом действия. Изучите их и выполните все задания. Заполните памятки, вписав в них пропущенные слова.

План для исследователей воздуха.

1. Прочитайте материал учебника на с.33-34.

2. Составьте памятку: «Как защититься от загрязнённого воздуха».

1. Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии.

План для исследователей воды.

1.Прочитайте материал учебника на с. 34.

2.Составьте памятку: «Как защититься от загрязнённой воды».

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить воду из водоёмов.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра или отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

5.Более надёжное средство - вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает, у тебя появится чистая и полезная вода.

План для исследователей продуктов питания.

1.Прочитайте материал учебника на с. 35.

2.Составьте памятку: «Как защититься от загрязнённых продуктов питания».

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

Выступления групп. (по 1 человеку) Зачитывание памяток.

- По окончанию работы, каждая группа определяет человека, который будет зачитывать памятку.

- Все памятки сгруппированы на одном листе, который вы получите в конце урока.

-Итак, хорошо поработали в группах, Молодцы!

Практическая работа ( Слайд 11)

«Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды»

(Заранее подготовленный ученик демонстрирует, как очистить загрязнённую воду с помощью бытового фильтра.)

Какова же цель будет нашей практической работы?

Ответы. Зачитывают в тетради. (Цель: научиться пользоваться бытовым фильтром для воды.)

Оборудование: фильтр-кувшин для воды, два стакана (в одном из них – питьевая вода из крана до очистки).

- Прочитайте задание в учебнике на с. 35, что нам необходимо сделать.

1. Познакомьтесь с устройством бытового фильтра.

2. Проведите очистку воды с помощью бытового фильтра. Но перед очисткой воды давайте дадим ей характеристику (по запаху, вкусу и цвету)

3. Сравнить питьевую воду из крана до и после очистки (по запаху, вкусу, цвету). Сделайте вывод.

Девочка. Показ, называет детали фильтра.

Дети рисуют детали фильтра. (Резервуар, крышка, очищающий элемент

ПРОБУЮТ (дают характеристику: с неприятным запахом и вкусом хлорки, немного сероватая.)

Заполняем в тетради на с. 21 строку «Вода до очистки»

Проведём очистку (ученица показывает)

Вода после очистки: (фильтрованная, чистая, без вкуса и запаха хлорки). Заполняем строку в тетради!!!!!

- Какой вывод можно сделать: надо всегда пить очищенную, профильтрованную воду.

Заполним строку «Оценка выполненной работы»: ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА

Тетради отложили на край стола.

Возьмите тест, который проверит полученные знания и оценит вашу работу на уроке.

Проверка полученных знаний. Тест. (Слайд 12)

  1. Что такое цепь загрязнения?

А) нефть - река

М) дорога – грибы – человек – больница

2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

О) через воздух, продукты питания, воду

У) через воду, воздух, почву

3.Что такое экологическая безопасность?

П) это когда всё вокруг безопасно

Л) это защита от вредных воздействий загрязнённой окружающей среды

4. Как защитить себя от загрязнённого воздуха?

И) не дышать

О) не задерживаться в тех местах, где загрязнённый воздух

5. Как защитить себя от загрязнённой воды?

Т) не пить воду вообще

Д) научиться пользоваться бытовым фильтром

6. Как вести себя, чтобы не отравиться продуктами питания?

Ё) есть только варёные продукты

Е) не есть продукты с истёкшим сроком годности

7. Что такое бытовой фильтр?

А) воронка

Ц) специальное устройство, очищающее воду от загрязнителей


- А теперь соедините и прочитайте буквы, под которыми вы дали правильные ответы.

Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЕЦ)

Рефлексия.

- Выполнили мы задачи, поставленные на урок? Достигли ли цели?

- Что главное унесём с урока? (Человек должен обезопасить себя от вредного воздействия окружающей среды, но и сам не должен наносить вред природе)

Выставление отметок.

Домашнее задание (Слайд 13)

- У. с. 31 – 36 ПЕРЕСКАЗ, Т. с. 21

- Изучить памятки .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!