СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру "Какой бывает вода?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить детей со свойствами воды.создать условия для ознакомления с естественнонаучными понятиями тело, вещество, состояния воды, раствор

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Какой бывает вода?"»

КАКой БЫВАЕТ ВОДА?

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с естественнонаучными понятиями тело, вещество, состояния воды, раствор, определения опытным путем свойств воды; способствовать развитию речи, памяти, мышления, интереса к предмету.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать естественнонаучные понятия тело, вещество, состояния воды, раствор, определять опытным путем свойства воды.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – составлять план и последовательность действий.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным путем.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные: самоопределение – демонстрировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: материал для проведения опытов (см. учебник, с. 88–89); таблички для схемы, макет капли, изображения-символы растения, животного, человека и т. д. (см. Закрепление. Значение воды для жизни).

Ход урока

  1. Организационный момент.



Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем


  1. Актуализация знаний.

- Какой у нас сейчас урок? (окр. мир)

- В какие дни недели окр. мир по расписанию ?

-Какой сегодня день недели?

- Какой по счёту он?

III. Определение темы урока.

-Прослушайте аудиозапись. Журчание воды.

-Что вы услышали?

- Как думаете, о чем будем говорить на уроке?

-Прочитайте тему урока в учебнике.

– Сегодня мы будем говорить о воде. О том, какой она бывает.

-Что нужно уметь, для того чтобы получить новые знания на уроке? (думать, слушать, рассуждать, наблюдать, делать выводы)

– Сколько раз в жизни мы пользуемся водой! И даже не задумываемся об этом! Мы сталкиваемся с ней с самого утра и на протяжении всего дня мы пользуемся ею. Мы умываемся, пьём горячий кофе, моем руки, используем при приготовлении обеда, ужина, после рабочего дня водные процедуры, то есть, принимаем душ! Мы слышим миллионы раз: «Вода-вода». Воды на планете Земля очень много. Но чистой воды мало. А пресной – всего 3 процента. (показать диаграмму)

– Сегодня на уроке мы с вами побываем в царстве вечной зимы, в царстве Снежной королевы. Из какой сказки вы узнали про него?

– Прочитайте, пожалуйста, эту фразу. «...Попав в царство Снежной королевы, Герда увидела, что кругом был только снег и лёд. И не было ни капли воды...» 

– Все ли согласны с этим утверждением?

(К этой фразе следует вернуться в конце урока. С таким же вопросом.)

IV. Изучение нового материала (создание проблемной ситуации)

Царство Снежной королевы очень далеко. Прежде чем попасть туда, надо разгадать загадки. 
Нам предстоит трудный путь и много испытаний. 
1. Первое испытание – загадки. (На доску вывешиваются карточки с ответами.)

Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)

Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. (Снег)

Мост, как синее стекло.
Скользко, весело, светло. (Лед)

На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (Град)

Не колючий,
Светло – синий,
По кустам развешен…(Иней)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали. (Роса)

Над рекой, над долиной,
Повисла белая холстина. (Туман)

Без рук, без ног,
А вверх ползет. (Пар)

На доске прикрепить слова-отгадки и открыть Почему все эти слова здесь собрались вместе? Что их объединяет? (Это всё – вода!)

Отгадывая загадки, у нас получилась схема.

-Какое слово написано в середине? - Вода.

-Прочитайте, что показывают стрелочки.

- Прочитайте вопрос вверху таблицы: Какая бывает вода?

Сообщение учителя: Снег, дёд, град, иней - это вода в природе находится в твёрдом состоянии (слова вывешиваются на доску и значок твёрдости - квадрат). Роса - это вода в жидком состоянии - на доске капелька воды. Туман, пар - это вода в газообразном состоянии - чайник с паром.

Вывод: вода бывает в трёх состояниях. Пар и туман – газообразное состояние. Лёд, град, снег – твёрдое состояние. Роса – жидкое.


Физминутка для глаз «Повторяй за смайликом»

2.испытание –второе. (Определить вода тело или вещество «Тело или вещество»)

– На доске карточки со словами. Прочитайте надписи:

– Как вы понимаете эти слова?

– Что вы представляете, когда слышите каждое из этих слов? (Предположения ребят, основанные на личном опыте.)

– Вот какое определение данным понятиям даётся в «Толковом словаре» С. И. Ожегова:

1) Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах.

2) Тело – это все предметы, окружающие нас.

– Именно второй вариант значения слова и интересует нас сегодня.

Вещество – то, из чего состоит тело.

– Как вы думаете, вода – это вещество или тело? Попробуйте обосновать свой ответ. (Высказывания детей.)

– Вы правы, вода – это вещество.


3.испытание- третье Опытно-экспериментальная работа.

а). - ОПЫТ №1

Оборудование: стакан с водой.

Содержание опыта:.

- Ребята, я вам предлагаю: понюхайте воду в своём стакане. Какой запах вы чувствуете?

Вывод: Значит вода не имеет запаха.

На доску вывешивается значок воды без запаха

Перечёркнутый нос

б). - ОПЫТ №2

Оборудование: стакан с водой.

Содержание опыта:

А у меня возник такой вопрос: Есть ли у воды вкус?

Мы потребляем воду из пищи.

- Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.

Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?

Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовала.

-А теперь и вы попробуйте воду.

Как вы думаете: Есть ли у воды вкус?  . .

Вывод: вода не имеет вкуса.

На доску вывешивается значок воды без вкуса

Перечёркнутый язык

в). - ОПЫТ №3.

Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета, стакан с молоком.

Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? . .

Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.

- Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

На доску вывешивается значок прозрачности воды -

Ц/в/ет и изображ. "глаза"

Г) ОПЫТ №4 определить имеет ли вода форму

Мне нужен помощник. Нальем воды в шарик.

-Какую форму приняла вода?( форму шара)

Нальем воду _________

Вывод: имеет ли вода форму. Вода формы не имеет, а принимает форму сосуда куда её наливают.

- Сейчас вы увидели четыре опыта, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Мы узнали свойства воды. Какие это свойства мы сейчас повторим, а помогут нам значки.

- Закрепление: Вода - это бесцветная, прозрачная (жидкость), не имеет запаха,вкуса,формы.


4.испытание –четвертое. Работа с учебником, с. 88.

- Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник. Открываем с. 88.

я). На с. 88 найдите изображение увеличительного стекла.__________, прочитай вопросы, отмеченные галочкой.

Можно ли растворить в воде соль? А сахар? Для этого опыт не нужен. Мы каждый день утром пьём чай с сахаром. В обед едим суп.

Вывод: вода – растворитель. А как выдумаете, все ли может растворить вода?

Что происходит с водой когда мы, допустим поливаем цветы из лейки? ( она течет)

Вывод: вода текуча.(карточка с лейкой из которой льется вода.)

Утонет ли в воде гвоздь? А пробка? Проверим.

(гвоздь утонул, а пробка нет).

Вывод: Гвоздь железный, тяжёлый - утонул.

Пробка лёгкая - осталась плавать.

- Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тонут, вы узнаете на уроках физики.

Физминутка «Зимняя физминутка»

Работа по учебнику с 89

5. испытание пятое Работа по учебнику с 89

-Рассмотрите рисунки . Расскажите, зачем нужна вода.

6. испытание- шестое. Работа над мини проектами в парах.

Давайте теперь выясним из вашего жизненного опыта, где и кому нужна вода. Для этого мы поработаем в парах. У каждой пары есть картинки. Из них надо выбрать и приклеить на лист бумаги именно те объекты природы, которые не могут обойтись без воды. Как только пара готова, лист крепится к доске. У доски остаётся один для защиты проекта.

Вода нужна и людям, и животным, и растениям. Для многих она – дом. Это рыбы, все водоплавающие…

Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, в океанах. Все это водные богатства. (Вода не нужна Солнцу, звёздам, горам, пескам – т.е. объектам неживой природы)

Вывод: А сколько могли бы прожить без воды? Благодаря чему она для нас так жизненна? (Ответы детей). 
Человек может жить без пищи два месяца, но без воды не может прожить и 4-5 дней.

VII. Проверка первичного понимания знаний учащихся

– Что же мы узнали о воде? (Сегодня на уроке мы узнали, что такое вода, какая она бывает, где и как её используют и узнали, как человек ее использует.)
– В каких состояниях бывает вода? (Твёрдое, жидкое и газообразное.)
– Что значит слово вода для всего живого?

Вывод. Вода – это сама жизнь!

– Прочитайте, пожалуйста, эту фразу ещё раз. «...Попав в царство Снежной королевы, Герда увидела, что кругом был только снег и лёд. И не было ни капли воды...» 
– Все ли согласны с этим утверждением? (Снег и лед, это тоже вода)

VIII. Работа по учебнику. (с.89)

– Глядя на опорные рисунки, подумайте и расскажите об использовании воды, как в этих ситуациях пресную воду можно экономить и беречь. (Ответы детей)
– О чём могла попросить нас вода, если бы умела говорить?

Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран, 
Чтоб не вытек океан.

IX. Итог урока

– О чём узнали на уроке?
– В каких состояниях бывает вода?

-Для чего нужна вода?

X. Рефлексия

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Теперь я …

  • Я понял, что…

  • Я научился…

  • У меня получилось …

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

– А мне хочется закончить урок вот такими словами. 

Приложение 1. Слайд 23

Вода! 
Ты сама жизнь. 
Ты наполняешь нас невыразимой радостью. 
Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери

– Покажите на смайликах, с каким настроением мы заканчиваем урок. (Ребята показывают выбранный смайлик )

– Мне приятно, что урок вам понравился. Спасибо. 


































Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 а

Учитель: Далаева Н.А.

Тема: Какой бывает вода?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!