СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по обучению грамоте "Буква Фф"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по обучению грамоте "Буква Фф"»

26.01.2023г.

Учитель: Кубалаева С.Г. 1 «Б» класс

«Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф.»

( Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе )

Форма урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  1. Познакомить с новыми звуками и буквой.

  2. Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.

  3. Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.

  4. Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.

Оборудование: компьютер, проектор, схемы слов и слияний, слоговые карточки, книга со сказками А.С. Пушкина.

У учащихся: учебник «Русская Азбука».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Мы гостей сегодня ждали,

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем:

И читать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного!


- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

- Повернитесь к гостям, поприветствуйте их.

- А теперь можно тихо сесть.

- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.


1. Готовность к уроку.

  • Ребята, вы любите путешествовать?

  • Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, дружбу.

  • Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.

  • Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.

2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика.

  • Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.

-Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.

- Дыхательная гимнастика.

а) дыхание грудью – рука на животе:

    • медленный вдох – медленный выдох – 3 раза.

    • глубокий вдох – на выдохе «поем» гласные звуки;

- Артикуляционная гимнастика.

  • А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи. Повторите.

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С С

Ползла змея Ш Ш Ш

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З

  • Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.

  • Схема нашего маршрута на доске.

  • Возьмите свои кораблики.

  • Отдать швартовы! Полный вперед. На пути перед нами остров

  • « Повторялкино»


II.Повторение изученного. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв.

- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита.

Сколько букв в русском алфавите?

Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?

1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Буквы, которые не обозначают звуков.

- Почему гласные буквы расположены в 2 строки? Назовите хитрые гласные

- Почему согласные буквы в 2 ряда? Назовите мягкие согласные, всегда твердые

- Почему ь знак отдельно?

2. Чтение басни Л. Толстого « Два товарища»

Чтение « цепочкой».

  • О чем эта басня? (эта басня о двух мальчиках, о двух товарищах).

  • Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему?

Выборочное чтение.

  • Где были мальчики? Зачитайте.

  • Что с ними случилось?

  • Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик?

  • Как повел себя медведь?

  • Что сказал мальчик, который слез с дерева?

  • Что ответил второй мальчик?

  • Чему учит нас эта басня? ( Нельзя бросать друга в беде).

  • Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.

III.Зрительная гимнастика.

  • Вы отлично справились с заданиями, выяснили, что значит настоящая дружба, теперь можно отправляться в плавание дальше

Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).

Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям .

- Впереди показался остров « Звукино».

  1. - Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.

  • О пределите, какой одинаковый звук в этих словах

  • Какой одинаковый звук услышали в этих словах?




Предположите тему урока. С чем мы сегодня познакомимся?

Познакомимся – 1 с новым буквой

2 – узнаем какие звуки она обозначает

3 – будем учиться читать.


  1. Звуко-буквенный анализ слов: флаг,ДЕЛЬФИН. Составляются схемы слов.

НА ОСТРОВЕ Звукино живут жители звуковички. Мы приплыли на их остров. Они боятся показаться нам на глаза. Ведь они не знают кто мы.


  • Ребята, что должно быть на каждом корабле, чтобы Звуковичкам было ясно бы из какой мы идём страны? ( флаг)

- Под каким флагом мы пойдем с вами? (РОССИЙСКИМ)

-Что обозначают цвета на флаге?

белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

синий – цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество».

- Как называется наша республика? (Дагестан)

- А есть ли у нашей республики флаг?

- Что обозначают цвета на дагестанском флаге?

Зеленый цвет обозначает национальную религию дагестанцев – ислам, а также изобилие дагестанской плодородной земли и олицетворении жизни.

Синий. Напоминает о важности Каспийского моря в жизни дагестанцев, 

Красный. обозначает мужество, смелость и преданность своему народу.

– Произнесите слово «флаг» хором.
– Сколько в слове флаг слогов?
– Почему?
– Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
– Какой он гласный или согласный? (Согласный).
– Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).
– Твердый или мягкий? (Твердый).
– Звонкий или глухой? (Глухой). Как узнали?
– Повторите что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой)
– Составьте схему слова флаг.



- Увидев наш корабль показался на гребне волны дельфин.

- разделите слово дельфин на слоги. Сколько слогов? Позовем слово. На какой слог падает ударение? Назовите первый слог. Сколько звуков вы слышите? Произнесите второй слог. Сколько звуков слышите? Дайте характеристику этому звуку.

Давайте подведем итог – что мы узнали о новых звуках? Нам навстречу вышел житель острова- . Но он совсем без одежды. Давайте мы его оденем. Итак, что мы узнали про эти звуки?

- а еще, ребята, этот звук парный. С каким звуком он созвучен?

Игра «Слушай звуки».

- попутный ветер немного стих, нам надо самим немного погрести веслами чтобы продолжить путешествие.

-встали. Если я произношу слово в котором твердый ф- вы гребете веслами, если мягкий – отдыхаете

Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф, филин, фото.

V. Знакомство с буквами.

- Наше путешествие продолжается и мы попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.

  • Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф'] ? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).

Как же нам найти новую букву на острове?

- Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
Показ новой буквы

Федя ходит, руки в боки

Значит выучил уроки.

_ Какие слова вы знаете с этой буквой?

У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую букву ф.

- Когда мы пишем большую заглавную ф?

Найдите «где живет буква ф в алфавите» . определим место для буквы Ф на ленте букв.

Работа по Азбуке

Наш корабль идет дальше к огромному острову «Читайкин»

Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?

1.Чтение слогов слияний (закрытые и открытые)

Шепотом

Хором

Радостно мальчики, вопросительно девочки

  1. Чтение слов на доске слова из азбуки

  • Прочитайте слова молча.

  • Какие слова вы запомнили?

Чтение слов « цепочка».

  • Какие незнакомые слова вам встретились?

  • Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)

  • Придумайте предложение с этими словами. Скажите в парах друг другу на ушко.

  • Почитайте слова, в которых звук [ф] читается твёрдо, мягко.

  • Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. Прочитайте самое длинное слово.

5) Работа над дикцией.

- Пираты спрятали букву.

- Какая буква пропущена? Как вы думаете почему?

...лот плывет к родной земле,

...лаг на каждом корабле.

  • Мы не тронемся с места, пока не произнесем скороговорку 3 раза.

А) с удивлением

Б) с радостью

В) печально

VII. Физкультминутка

  • Ребята, мы вернули букву на место, научились читать слова с новой буквой. Самое время повеселиться и станцевать матросский танец « Яблочко».


- Наш путь лежит в бухту « Историческая»

6) Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 194-195. О старом и современном русском флоте.

  • Что вы видите на иллюстрации?

  • Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).

  • Как одним словом назвать, то что вы видите?

  • Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.

  • Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)

  • Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)

  • Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?

- А что вы ещё видите на иллюстрации?

  • «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).

  • Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.

  • Ребята, как выглядит флаг на военных судах?

  • Расскажет вам о флаге мой помощник.

7) Доклад ( подготовленный учениками)

Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

8) Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина (с.195)

- Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! Особое внимание флоту стал уделять Петр I. слайд 8 Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:

“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.

(Читает учитель)

Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. слайд 9

Чтение детьми (жужжащее).вполголоса


  • А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?

  • Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.


Чтение вслух хором (отработка выразительности).

- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)


9) Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 194)

Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 194 читает ученик:

… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

  • Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)

  • ( Показ книги со сказкой)

  • Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)

  • Чтение отрывка парами. (1-3)

  • Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.


VIII. Закрепление пройденного.

  • Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.

  • Работать вы будете по бригадам ( группам)

Каждая бригада - Из отдельных слов составить предложение

По морю плыл большой теплоход.

Люди стояли на палубе.

Вдруг один мальчик упал в воду.

Поблизости плавали дельфины.

Они подплыли к мальчику и не дали ему утонуть.

- О ком этот рассказ?

- Ребята, как можно озаглавить рассказ?

Выполняется электронная физминутка «Дельфины»

VIII. Итог урока.

-Наше путешествие и урок подходят к концу.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Что вы о ней узнали?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!

У каждого есть свой кораблик с буквой ф. Если вам было все понятно нарисуйте на нем зеленый кружок. Если у вас остались вопросы нарисуйте красный кружок. Разберем все что не поняли на следующем уроке.

А теперь все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот .( Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой . Звучит песня « Экипаж- одна семья» ).


Скачать

© 2023, 78 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!