СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по обществознанию на тему: "Правоотношения и правонарушения "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по обществознанию на тему: "Правоотношения и правонарушения "

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по обществознанию на тему: "Правоотношения и правонарушения "»

Открытый урок по обществознанию в 10 классе по теме: "Правоотношения и правонарушения".

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление обучающихся о понятиях правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность; применять полученные знания на практике.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с учебным материалом; умение анализировать информацию , формулировать выводы; развитие умения работать в группах.

Воспитательная: продолжить формирование правовой культуры обучающихся.


Задачи урока:

1.Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность.

2.Создать условия для развития умения анализировать полученную информацию.

3.Организовать самостоятельную работу обучающихся по развитию навыков работы с учебным материалом.

4.Способствовать формированию уважительного отношения к правовому порядку.


Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока.

Организационный момент.

Учащиеся разделяются на 3 группы. Проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивация.

Предыдущие уроки обществознания были посвящены изучению правовой сферы жизни общества и на сегодняшнем уроке мы продолжим её изучение. Прежде чем перейти к новому материалу, вам предлагается небольшая разминка. Задание по группам, для этого вам понадобится рабочий лист № 1. Каждой группе предлагается по 3 афоризма, необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

На доске: ответственность(была у группы 1)

права и обязанности(была у группы 2)

закон (была у группы 3)

Эти понятия являются важнейшей ценностью для человека, который желает быть членом свободного общества.

Изучение нового материала.

Учащиеся записывают число и тему урока: "Правоотношения и правонарушения".

План урока.

1.Понятие правоотношение.

2.Правонарушение: понятие и виды. Презентация Power Point.

3.Виды юридической ответственности.

4.Судебная система РФ(индивидуальное сообщение).

5.Рефлексия.


1.Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения. Какие? Личные, семейные, дружеские, деловые.

Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, семейные или дружеские отношения строятся на доверии и моральных нормах.

Но, существует область общественных отношений, которые могут быть урегулированы при помощи норм права.

Вспоминаем определение понятия права. Запись в тетради: право - это система общеобязательных норм , которые регулируют общественные отношения и охраняются силой государства, т.е. государство контролирует исполнение норм права и в случае нарушения применяет гос. принуждение, т.е. силу.

Отношения, которые регулируются нормами права, называются правоотношения. Само понятие состоит из двух слов: право и отношения(взаимодействие, которое регулируется с помощью права). Рассмотрим следующий пример. Вы совершаете покупки. Вы покупаете в магазине хлеб. В данной ситуации участвуют две стороны: покупатель и продавец.

1)Права и обязанности сторон.

Покупатель: заплатить деньги, равные стоимости товара, получить товар.

Продавец: выдать качественный товар, получить деньги, сдать правильно сдачу.

2)Это пример отношений между людьми, значит общественных отношений.

В юридической науке эти отношения являются примером купли – продажи.

3)Вопрос: эти отношения регулируются нормами права?

Да, Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс(ГК РФ гл.30 ст.454)

Теперь, исходя из признаков правоотношений, сформулируем и запишем определение:

Правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых связаны взаимными правами и обязанностями.

Ребята, как называется нарушение норм права в правоотношениях? Это правонарушение.


2.Второй вопрос урока мы рассмотрим с помощью презентации.

Итак, перед вами примеры правонарушений. Что общего в этих ситуациях ?

В ходе устного обсуждения выделяются следующие общие черты:

1)Противоправность

2)Нанесение вреда обществу

3)Виновность деяния

4)Деяние(активное и пассивное)т.е. действие и бездействие.

5)Правонарушитель будет привлечён к юридической ответственности в зависимости от степени тяжести нарушения.

Итак, мы вспоминаем виды правонарушений – преступления и проступки.

Запись определений:

Преступление – это общественно опасное, виновное деяние, наносящее вред обществу, предусмотренное УК РФ.

Проступок – это виновное противоправное деяние, характеризующееся меньшей степенью опасности для общества.

Для закрепления этого материала учащимся предлагается определить, какие виды правонарушений совершали сказочные персонажи Буратино, Баба – Яга, Лиса из «Колобка», Мышка из «Курочки Рябы». (дифференцированное задание).


3. Ребята, как вы понимаете фразу: «Каково деяние, такого воздаяние» ?

Ответ: речь идёт об ответственности за правонарушения. Одним из средств борьбы с правонарушениями является юридическая ответственность.

Юридическая ответственность – реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителя.

Функции юридической ответственности: охрана правопорядка, предупреждение правонарушения, воспитание людей.

Ребята, какие виды юридической ответственности вам известны ?

Уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная.

За совершенное преступление преступник несёт уголовную ответственность. Название уголовная связано с тем, что в старину провинившимся людям отрубали головы, т.е. отвечали головой.

Далее каждая группа получает задания на определение вида ответственности, для помощи группам выдаются листы с выдержками из соответствующих кодексов.


Самостоятельная работа в группах (для улучшения мышления включаются музыкальные композиции Моцарта и Генделя). Обсуждение.


4. Содержание вопроса о судебной системе РФ раскрывает ученик или ученица как индивидуальное сообщение.

Закрепление материала также на отдельных листах (может использоваться в качестве домашнего задания).


5.Рефлексия.


Подведение итогов, выставление оценок за работу, запись домашнего задания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!