СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по музыкальной литературе на тему: "Оркестр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Оркестр»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «оркестр».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыкальной литературе на тему: "Оркестр"»

М К У Д О «ЛДМШ им.Лиджиевой У.Б»













Открытый урок


по музыкальной литературе





Тема урока:


«Оркестр»







Разработала: Любицкая Е.В.

Преподаватель теоретических дисциплин





2020г.

г.Лагань

Открытый урок по музыкальной литературе

1 год обучения


Тема урока: «Оркестр»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «оркестр».

Задачи:

образовательные: формирование понятий «оркестр», «дирижер»; расширение знаний о типах оркестров.

развивающие: развитие логического ассоциативного мышления, гибкости и быстроты мышления.

воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия классической и народной музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету.

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, диски, балалайка, домра, домбра, музыкальные инструменты (треугольник, бубны, ложки). .

Дидактический материал: карточки «инструменты симфонического оркестра».


План урока

I. Организационный момент;

II. Повторение пройденного материала, беседа о видах и составах ансамблей;

III. Объяснение нового материала;

IV. Закрепление изученного материала;

V.Итог урока


Виды деятельности учащихся:

-выполнение творческих заданий;

-слушание музыки;

- инструментальное музицирование.

Методы обучения: обобщение, словесный, наглядно-слуховой, анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Ход урока

Повторение пройденного материала, беседа о видах и составах ансамблей.

-Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: оркестр. Мы уже не раз называли это слово. Что же это такое? Но прежде, чем вы ответите на этот вопрос, давайте с вами вспомним значение других слов: дуэт, трио, квартет (Ответы детей).

- Так называют группы музыкантов, с небольшим количеством участников. А если исполнителей гораздо больше – 15, 20, 30?

Объяснение нового материала.

Для этого в музыке тоже есть специальное название. И звучит оно так – оркестр. Прислушайтесь к этому слову, так и кажется, будто загремели литавры, раздались голоса скрипок и кларнетов, вдалеке послышался звон струн арфы. А почему? Потому что оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе на различных типах инструментов. Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение оркестра и дирижера).

-Нам сегодня трудно представить, что было время, когда симфонический оркестр выглядел совсем иначе. История симфонического оркестра восходит к рубежу XVI – XVII веков. Для услаждения слуха аристократов при королевских дворах стали образовываться оркестры, часто состоявшие только из струнных инструментов. Названия их говорили сами за себя. Например, во Франции такой оркестр называли «24 скрипки короля». К концу XVIII века сложился так называемый малый оркестр: около тридцати струнных инструментов и несколько других. Для такого состава писали Й.Гайдн и В.Моцарт. И только в творчестве Бетховена сложился «классический» состав оркестра. Но он тоже отличался от современного. В наши дни существует несколько типов симфонического оркестра: концертный оркестр. Он располагается на сцене в зале, и мы, сидя на своих местах, постоянно видим его. И еще существует оперный оркестр. Он предназначен для исполнения музыки опер и балетов. Чтобы не закрывать нам артистов на сцене, этот оркестр рассаживают в специальном углублении – оркестровой яме.

- Как вы думаете, эти исполнители сидят там, где кто хочет, или есть определенный порядок?( Ответы детей).

-Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Для вас такое задание: вспомните, пожалуйста, названия инструментов, которые входят в состав групп симфонического оркестра.

Выполняется задание.

Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, кто в оркестре самый главный?(Ответы детей).

- Молодцы. Обратите внимание, у этого музыканта в руках не инструмент, а … (палочка).

- Самый главный музыкант и называется особо – дирижер. При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении-кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно, иначе невозможно добиться желаемого эффекта. Давайте посмотрим на работу дирижера.

(Видео фрагмент звучания симфонического оркестра).

-Мы с вами видели симфонический оркестр. Количество музыкантов в симфоническом оркестре зависит от того, какая музыка будет звучать. При этом всегда имеется струнная группа из первых и вторых скрипок, альта, виолончели и контрабаса. Для большинства симфоний Моцарта требуются еще две поперечные флейты, два гобоя и два рожка. Такой состав является базовым и для современного симфонического оркестра.

Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите, отличается ли этот оркестр от первого? Если да, то чем?

(Демонстрируется изображение оркестра русских народных инструментов).

(Ответы детей).

-Верно, такой оркестр называется оркестр народных инструментов. Посмотрите, у них даже другая одежда, более яркая, нарядная. Такой оркестр обычно исполняет русские народные песни и пляски. Давайте послушаем обработку русской народной песни «Светит месяц».

(Звучит фрагмент плясовой. Детям раздаются ложки, треугольник, бубны и т.д., просьба отмечать с помощью инструментов сильные доли).


Эх, оркестр народный,

Раздольно-хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет!

- Какой характер у этой музыки? (Ответы детей).

-Замечательно. Обратите внимание, как много у исполнителей всяких бубнов, трещоток, колокольчиков. Это помогает придать музыке праздничный, задорный характер. Но лирические, протяжные мелодии тоже под силу этому оркестру. Как вы думаете, народному оркестру нужен дирижер? (Ответы детей).

-Почему? (Ответы детей)..

- Правильно. А еще потому, что в народных мелодиях часто меняется настроение: только что было спокойное, лиричное и вдруг – плясовая. Вот дирижер и дает знак – внимание, приготовились. Посмотрим еще раз на оркестр, много ли в нем инструментов? (Ответы детей).

- А зачем столько? (Ответы детей).

- Не только. У каждого инструмента своя окраска голоса – тембр, который играет ту же роль, что и краски в изобразительном искусстве. А какие же инструменты присутствуют в этом оркестре? (Ответы детей).

- А теперь послушайте, что это за оркестр?

(Звучит калмыцкий народный танец «Чичердык» в исполнении оркестра калмыцких народных инструментов).

(Это оркестр калмыцких инструментов).

- А знаете ли вы музыкальные инструменты этого оркестра? (ответы).

-Правильно, домбра. Но кроме этого инструмента в нашем Национальном оркестре есть и другие: товшур, ятха, хуур, ударные. Вот как выглядят калмыцкие народные инструменты.

Закрепление изученного материала

- Как называется большая группа музыкантов, играющих на разных инструментах? (Ответы: Оркестр).

-Кто такой дирижер? (Тот, кто руководит оркестром).

-Где стоит дирижер? (На кафедре, перед оркестром).

-Какие виды оркестров вы знаете? (Симфонические и народные).

-Какую роль играет тембр? (Это окраска звука).

-Как вы думаете, что общего во всех разновидностях оркестров? (Расположение музыкантов, дирижер, различные группы инструментов).

Викторина

1.Ансамбль из трех исполнителей (Трио)

2.Руководитель оркестра (Дирижер)

3.Ансамбль из четырех исполнителей (Квартет)

4.Произведение, состоящее из музыки и слов (Песня)

5.Артист, исполняющий самостоятельную партию (Солист)

6.Союз двух исполнителей (Дуэт)

7.Часть песни с повторяющимся текстом (Припев)

Итог урока

-Молодцы!Вы хорошо справились с заданием.

Домашнее задание:

Придумать кроссворд с ключевым словом «народный»


Урок окончен, до свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!