Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике на тему: "Римские цифры"»
Познаем науку «математику»
Она точна, трудна, мудра.
И ошибиться в ней нельзя!
Мы будем думать и решать
И новый материал должны
мы все познать!
«Гимнастика ума»
- Счет от 10 до 100
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
- Счет от 100 до 1000
- 100
- 200
- 300
- 400
- 500
- Разложить трехзначные числа на сумму разрядных слагаемых:
- 345
- 215
- 608
- 560
- 237
- 300+40+5
- 200+10+5
- 600+8
- 500+60
- 200+30+7
- Деление с остатком
- 15:4=
- 34:5=
- 42:10=
- 61:6=
- 23:6=
- 3 (Остаток 3)
- 6 (Остаток 4)
- 4 (Остаток 2)
- 10 (Остаток 1)
- 3 (Остаток 5)
Остаток меньше делителя.
Какое число лишнее?
- Поставьте эти числа в порядке возрастания:
- 513; 999; 642; 359.
- 359; 513; 642; 999.
Назовите лишнее слово
- Год, час, секунда, месяц, минута, метр , сутки.
- Эти слова означают величины времени, а метр мера длины.
- Какие ещё величины пропущены?
Восстановите таблицу мер времени:
- Год, час, секунда, минута, месяц, сутки, век, неделя.
- Секунда
- Минута
- Час
- Сутки
- Неделя
- Месяц
- Год
- Век
Решение задач
- Масса коробки с печеньем и двух одинаковых коробок с вафлями равна 30 кг. Чему равна масса коробки с вафлями, если масса коробки с печеньем 12 кг.
Печенье
12 кг
?
Вафли
Вафли
30 кг
- 1) 30-12=18(кг) – масса 2 коробок с вафлями
- 2)18:2=9 (кг) – масса коробки с вафлями
- Ответ: 9 кг.
Составьте задачу обратную данной:
?
Печенье
Вафли
Вафли
9 кг
9 кг
30 кг
- 30-9*2=12 (кг) – масса коробки с печеньем.
- Ответ: 12 кг.
Найдите массу печенья, если масса коробки 2 кг.
- 12-2=10 (кг) – масса печенья.
- Ответ: 10 кг.
Геометрический материал
- Чем похожи и чем отличаются геометрические фигуры?
3
1
2
4
5
6
О
- Фигуры 1, 3, 5 – Четырехугольники
- Фигуры 4 и 6 – не имеют углов.
3
1
2
4
5
6
О
Гимнастика для глаз
Что всегда идет, а с места не сойдет?
10 часов
3 часа
12 часов
- Определите время на циферблатах.
- На каких часах время определить легче?
Тема урока: «Римские цифры»
- Цели и задачи урока:
- Познать истину образование римских чисел.
- Научить записывать римские цифры.
Внешний вид древних римлян.
Трирема – военное судно римлян
История образования римских цифр.
- Римские цифры похожи на ручной палочный счёт. Они употребляются довольно часто в наши дни.
- Римские цифры образовались более 2500 лет назад они и сейчас служат нам.
Римская нумерация
- Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека
- Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет.
- Если предмет был не один, то говорили «много».
Для запоминания чисел использовались камешки, зерна, ракушки и т.д.
=
Римские цифры
I
Римская нумерация
V - 5
X - 10
I - 1
II
IX
XI
IV
VI
VII
XII
III
VIII
Материал к уроку № 1 по теме «Десятичная система счисления»
Числа записываются при помощи повторения цифр:
- Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются:
VI = V + I
- Если меньшая цифра стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей:
IV = V – I
Запись чисел
I II III IV V
| || ||| | V V
Где в повседневной жизни встречаются римские числа?
2. Для обозначения
исторических дат
1. В часах
3. В календарях
4. В книгах
Римские цифры на циферблате главных часов нашей страны.
Цифры арабской нумерации
0
1
2
3
4
5
6
7
9
8
Римская нумерация
I II III IV V VI VII VIII IX X
L – 50 C - 100 D – 500 M – 1000
Вывод:
- Цифры – это знаки, с помощью которых записываются числа, а число - это мера количества.
- Прочитай число:
- XXX
- XIX
- LI
- CCV
- DCLIII
- M
Физкультминутка
Домашнее задание
- С 47 правило
- № 5 стр., 46
- Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры .
- 1 -2 гр., придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.
- Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?
Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- От куда пришли римские цифры?
- Где используются римские цифры?
- Сколько римских цифр вы узнали и какие числа они обозначают?
- I - 1
- V - 5
- X – 10
- L - 50
- C - 100
- D - 500
- M - 1000
Рефлексия
Кому было
Кому было скучно
интересно на уроке
на уроке
Спасибо за работу на уроке!