СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 7 классе : «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе                                                                        в 7  классе

Тема :

«Мы всегда в ответе за тех, кого приручили»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 7 классе : «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

МКОУ "Новоуркарахская средняя общеобразовательная школа"

Открытый урок по литературе в 7 классе

Тема :

«Мы всегда в ответе за тех, кого приручили»


Подготовила: Алиева Марина Дарсламовна, учитель русского языка и литературы МКОУ "НУСШ"



2019 – 2020 уч.г.

Цель:

 способствовать воспитанию у детей ответственное отношение к братьям нашим меньшим.

Задачи:

- совершенствовать навыки исследования художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;

- воспитывать у учащихся чувство милосердия и сострадания, ответственности за тех, кого «приручили»;

- развивать творческие способности учащихся.

Формировать УУД:

Личностные УУД: умение оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение, опираясь на текст произведения.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию); вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Тип урока:урок общеметодологической направленности

Форма урока: урок-беседа

Оборудование: мультимедийная установка (презентация), художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»;


1. Орг. момент:

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь удобно. Я рада видеть   вас и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем  много положительных эмоций от общения друг с другом.


1 этап – мобилизующий ( Психологический настрой).

Слайд 1
Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда-нибудь видели столько печали ?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли,
Когда Вам надоело и после утех,
Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...

- Скажите, есть ли что-то общее между этим стихотворением и прочитанным вами дома рассказом Леонида Андреева «Кусака»? (Оба произведения - это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди).


II этап – целеполагание

Жестокое обращение людей по отношению к братьям нашим меньшим является темой многих произведений русской литературы. Кто же из русских писателей создал прекрасные образы четвероногих друзей?

(Ребята называют произведения).

  • «Муму» И. С. Тургенева,

  • «Белый пудель» Куприна,

  • «Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского,

  • «Каштанку» А.П.Чехова,

  • «Бешеная собака», «Пожарные собаки», «Лев и собачка»,

«Булька»  Л.Н. Толстого

- Скажите, пожалуйста, есть ли у вас собака?

- Расскажите, за что вы ее любите, и смогли бы вы обмануть, предать своего друга?

- Так значит кто несет ответственность за судьбу своего питомца?

- Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока.

- Вы правы, а я назвала урок так:

Слайд 2 Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили

(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

2. Слово учителя

Слайд 3

-Андреев Леонид Николаевич – это русский писатель, посвятивший свое творчество теме обездоленных людей и брошенных животных, чья жизнь зачастую бывает в руках тех, кто их приручил. Произведение, которое мы будем с вами разбирать, это рассказ "Кусака", написанное в 1901 году.

3. Актуализация знаний по тексту

- Теперь мы обратимся к тексту.

- Скажите, с какого времени года начинается повествование? (С зимы)

- А заканчивается? (Осенью)

- Итак, здесь мы можем увидеть 4 времени года. Это и 4 этапа в жизни собаки.

Слайд 4

- Рассказ построен таким образом, что перед нами проходит практически весь жизненный цикл собаки. Ей пришлось нелегко: зимой и осенью она выживает, брошенная людьми (ребята бросали в нее камнями и палками, от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки), а весна и лето ей принесли радость, счастье (Кусака расцвела). Но не обманулась ли собака в людях? Об отношении людей к братьям нашим меньшим и пойдет сегодня разговор.


- Итак, какова была жизнь бездомной Кусаки? (Действие начинается зимой, когда бездомным животным приходится особенно трудно, к тому же эта зима была долгой и морозной. Дворовые собаки чувствовали свое превосходствои гнали Кусаку. Это собака, которая никому не принадлежала.)


- Чего она была лишена? (Лишена внимания, ласки, хозяина)


-  О чём “мечтала”?(Хотелось быть кому-то нужной, поэтому она "бескорыстно сторожила" пустую дачу)


-Какой случай заставил собаку еще больше не доверять людям? (Случай, когда мужик-пропойца ударил ее носком своего сапога. Это повлияло на собаку, она вновь пережила весь ужас, жестокость людей).

-Да, вы совершенно правы. Мы столкнулись с бесчеловечным отношением человека к собаке. Это зло породило злобу собаки. И стала она …кусакой.


- Какой вывод мы можем сделать о жизни бродячей собаки?


Вывод: Несмотря на то что люди ее обижали, она так или иначе «бескорыстно сторожила дачу». Скорее всего, она в глубине души хранила доверие к людям, в ней еще есть капля надежды по отношению к людям.


- Но вот наступила весна…Природа пробуждается.

Слайд 5

-А что же происходит в жизни Кусаки с приходом весны?(Возрождение кусаки. Получила кличку в наследство от прошлой жизни. Она возрождается, она готова к новой жизни.)

- Она вспоминает, что умеет любить, радоваться, играть.

- И у нас наступил момент для игровой разминки.

4. Физкультминутка.

Слайд 6

5. Активная интеллектуальная деятельность

- Отдохнули? Размялись? Стало теплее, а кому-то и совсем жарко, как летом.

- Давайте обратим внимание на слова из текста «всей душой расцвела..».

- Что обычно расцветает? (цветы, растения)А у Андреева? (собачья душа)

(Чтение наизусть фрагмента произведения)

Слайд 7

- Почему расцвела?(Она счастлива, есть имя, нужна людям, которые вначале хотели ее прогнать и даже застрелить, ее изменила любовь. Похорошела, у нее стала лосниться шерсть)

- А почему, как вы думаете, автор говорит именно о душе собаки?

(Автор говорит о собаке как о живом существе, подобном человеку, у которого есть душа, чувства, эмоции)


- В Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие?

(Стала доверять людям, разрешила себя погладить)


-Легко ли дались Кусаке эти перемены?

(Внутренние перемены давались Кусаке нелегко.Она не умеет ласкаться, при посторонних людях прячется под террасу).


- Горожане приезжают, чтобы набраться сил, забыть о проблемах. Как они ведут себя? Замечают ли вокруг слабых, несчастных?

( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)


- Обратите внимание на глаза Кусаки. В них странная МОЛЬБА.

Слайд 8

- Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы? (Никого по-настоящему судьба собаки не трогает, играя с ней, люди только развлекаются, веселятся.)

-А отдохнув, они уезжают обратно к себе..., домой..., в город. Она брошена всеми, и прежде всего, мамой Лели и самой Лелей, к которой она привыкла.Она одна. Она выла.., выла..., выла от одиночества. Раньше болело тело, а теперь душа.

- И пришлось ей пополнить ряды брошенных, забытых, обиженных людьми животных.

Слайд 9 - 12


6. Дебаты об актуальной проблеме бродячих животных.

- Случалось ли вам видеть таких животных на улицах нашего города? (Да, и очень часто)

- Как мы видим, это актуальная проблема нашего жестокого современного мира.

-А знаете ли вы, что существует онлайн-платформа, где неравнодушные к проблеме брошенных животных люди поднимают вопрос о их защите на законодательном уровне. (Да)

Слайд 13

-Какую цель преследуют авторы платформы?

(Пишут петиции (т.е. обращения, прошения) в защиту этих животных, требуют на государственном уровне решить эту проблему).

- А что вы все думаете об этой ситуации? Надо поднимать эту проблему на Федеральном уровне и принимать закон "О защите животных от жестокого обращения"?

- Может быть, кто-то считает, что этого делать не надо?

( Надо. Жестокость по отношению к животным и, как следствие к людям, приобретает угрожающие масштабы, потому что остается абсолютно безнаказанной. Такой закон о защите животных существует во всех цивилизованных странах. Важность принятия его в России трудно переоценить, так как это имеет прямое отношение к вопросу о нравственном и культурном уровне нашего общества.)

- В нашей республике тоже остро стоит проблема брошенных животных.

- Как вы считаете, целесообразно ли строительство питомников, приютов для них?

(Основной формой работы с бездомными животными в западных странах является безвозвратный отлов и помещение животных в приюты. Приюты также действуют как центры сбора "лишних" животных у владельцев, и как центры передачи животных новым владельцам.)

- Решат ли они эту проблему?(……………………….)

Проблема кроется в хозяевах этих животных. Ведь животные не сразу стали бродячими.

- Как могли они оказаться на улице? (…………………)

- Нужна ли разъяснительная работа среди населения? (……………………)

- Какие формы такой работы вы бы предложили? (информационные листовки, выставки беспородных собак, благотворительный марафон на строительство приюта, информационно-просветительная работа граждан через газеты, телевидение, рекламы, рассказывающие о проблеме бездомных животных, )


- А что мы можем сделать сами, чтобы поддержать этих животных? (Мы можем хотя бы не бросать своих друзей, тех, кого приручили, кто нам доверился.)

-В некоторых дворах, даже в нашем городе, ставят небольшие домики, сделанные своими руками для животных, подкармливают их.

Слайд 14

- А теперь посмотрите одну притчу о мудреце……………….

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 15 (Притча)

- О чем эта притча? (.................)

- Все в ваших руках.

-Задумайтесь над вопросом: "Хотим ли мы изменить мир к лучшему, чтобы он стал добрее, милосерднее?" То, каким будет этот мир, зависит от нас с вами!

Мы в ответе за тех, кого приручили.

8. Оценка деятельности на уроке

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Оформите лист оценивания, который лежит у вас на парте.


9. Дифференцированное домашнее задание: Слайд 16

Выберите понравившуюся тему и напишите сочинение

  1. «Тот, кто мне дорог» (о любимом домашнем животном)

2)Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.

3) Составьте обращение к депутатам, которые должны прислушаться к вам и принять правильный закон о защите животных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!