Цель:
способствовать воспитанию у детей ответственное отношение к братьям нашим меньшим.
Задачи:
- совершенствовать навыки исследования художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;
- воспитывать у учащихся чувство милосердия и сострадания, ответственности за тех, кого «приручили»;
- развивать творческие способности учащихся.
Формировать УУД:
Личностные УУД: умение оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение, опираясь на текст произведения.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию); вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Тип урока:урок общеметодологической направленности
Форма урока: урок-беседа
Оборудование: мультимедийная установка (презентация), художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»;
1. Орг. момент:
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь удобно. Я рада видеть вас и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем много положительных эмоций от общения друг с другом.
1 этап – мобилизующий ( Психологический настрой).
Слайд 1
Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда-нибудь видели столько печали ?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли,
Когда Вам надоело и после утех,
Вы за ней двери дома закрыли?
А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
- Скажите, есть ли что-то общее между этим стихотворением и прочитанным вами дома рассказом Леонида Андреева «Кусака»? (Оба произведения - это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди).
II этап – целеполагание
Жестокое обращение людей по отношению к братьям нашим меньшим является темой многих произведений русской литературы. Кто же из русских писателей создал прекрасные образы четвероногих друзей?
(Ребята называют произведения).
«Муму» И. С. Тургенева,
«Белый пудель» Куприна,
«Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского,
«Каштанку» А.П.Чехова,
«Бешеная собака», «Пожарные собаки», «Лев и собачка»,
«Булька» Л.Н. Толстого
- Скажите, пожалуйста, есть ли у вас собака?
- Расскажите, за что вы ее любите, и смогли бы вы обмануть, предать своего друга?
- Так значит кто несет ответственность за судьбу своего питомца?
- Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока.
- Вы правы, а я назвала урок так:
Слайд 2 Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили
(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
2. Слово учителя
Слайд 3
-Андреев Леонид Николаевич – это русский писатель, посвятивший свое творчество теме обездоленных людей и брошенных животных, чья жизнь зачастую бывает в руках тех, кто их приручил. Произведение, которое мы будем с вами разбирать, это рассказ "Кусака", написанное в 1901 году.
3. Актуализация знаний по тексту
- Теперь мы обратимся к тексту.
- Скажите, с какого времени года начинается повествование? (С зимы)
- А заканчивается? (Осенью)
- Итак, здесь мы можем увидеть 4 времени года. Это и 4 этапа в жизни собаки.
Слайд 4
- Рассказ построен таким образом, что перед нами проходит практически весь жизненный цикл собаки. Ей пришлось нелегко: зимой и осенью она выживает, брошенная людьми (ребята бросали в нее камнями и палками, от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки), а весна и лето ей принесли радость, счастье (Кусака расцвела). Но не обманулась ли собака в людях? Об отношении людей к братьям нашим меньшим и пойдет сегодня разговор.
- Итак, какова была жизнь бездомной Кусаки? (Действие начинается зимой, когда бездомным животным приходится особенно трудно, к тому же эта зима была долгой и морозной. Дворовые собаки чувствовали свое превосходствои гнали Кусаку. Это собака, которая никому не принадлежала.)
- Чего она была лишена? (Лишена внимания, ласки, хозяина)
- О чём “мечтала”?(Хотелось быть кому-то нужной, поэтому она "бескорыстно сторожила" пустую дачу)
-Какой случай заставил собаку еще больше не доверять людям? (Случай, когда мужик-пропойца ударил ее носком своего сапога. Это повлияло на собаку, она вновь пережила весь ужас, жестокость людей).
-Да, вы совершенно правы. Мы столкнулись с бесчеловечным отношением человека к собаке. Это зло породило злобу собаки. И стала она …кусакой.
- Какой вывод мы можем сделать о жизни бродячей собаки?
Вывод: Несмотря на то что люди ее обижали, она так или иначе «бескорыстно сторожила дачу». Скорее всего, она в глубине души хранила доверие к людям, в ней еще есть капля надежды по отношению к людям.
- Но вот наступила весна…Природа пробуждается.
Слайд 5
-А что же происходит в жизни Кусаки с приходом весны?(Возрождение кусаки. Получила кличку в наследство от прошлой жизни. Она возрождается, она готова к новой жизни.)
- Она вспоминает, что умеет любить, радоваться, играть.
- И у нас наступил момент для игровой разминки.
4. Физкультминутка.
Слайд 6
5. Активная интеллектуальная деятельность
- Отдохнули? Размялись? Стало теплее, а кому-то и совсем жарко, как летом.
- Давайте обратим внимание на слова из текста «всей душой расцвела..».
- Что обычно расцветает? (цветы, растения)А у Андреева? (собачья душа)
(Чтение наизусть фрагмента произведения)
Слайд 7
- Почему расцвела?(Она счастлива, есть имя, нужна людям, которые вначале хотели ее прогнать и даже застрелить, ее изменила любовь. Похорошела, у нее стала лосниться шерсть)
- А почему, как вы думаете, автор говорит именно о душе собаки?
(Автор говорит о собаке как о живом существе, подобном человеку, у которого есть душа, чувства, эмоции)
- В Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие?
(Стала доверять людям, разрешила себя погладить)
-Легко ли дались Кусаке эти перемены?
(Внутренние перемены давались Кусаке нелегко.Она не умеет ласкаться, при посторонних людях прячется под террасу).
- Горожане приезжают, чтобы набраться сил, забыть о проблемах. Как они ведут себя? Замечают ли вокруг слабых, несчастных?
( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)
- Обратите внимание на глаза Кусаки. В них странная МОЛЬБА.
Слайд 8
- Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы? (Никого по-настоящему судьба собаки не трогает, играя с ней, люди только развлекаются, веселятся.)
-А отдохнув, они уезжают обратно к себе..., домой..., в город. Она брошена всеми, и прежде всего, мамой Лели и самой Лелей, к которой она привыкла.Она одна. Она выла.., выла..., выла от одиночества. Раньше болело тело, а теперь душа.
- И пришлось ей пополнить ряды брошенных, забытых, обиженных людьми животных.
Слайд 9 - 12
6. Дебаты об актуальной проблеме бродячих животных.
- Случалось ли вам видеть таких животных на улицах нашего города? (Да, и очень часто)
- Как мы видим, это актуальная проблема нашего жестокого современного мира.
-А знаете ли вы, что существует онлайн-платформа, где неравнодушные к проблеме брошенных животных люди поднимают вопрос о их защите на законодательном уровне. (Да)
Слайд 13
-Какую цель преследуют авторы платформы?
(Пишут петиции (т.е. обращения, прошения) в защиту этих животных, требуют на государственном уровне решить эту проблему).
- А что вы все думаете об этой ситуации? Надо поднимать эту проблему на Федеральном уровне и принимать закон "О защите животных от жестокого обращения"?
- Может быть, кто-то считает, что этого делать не надо?
( Надо. Жестокость по отношению к животным и, как следствие к людям, приобретает угрожающие масштабы, потому что остается абсолютно безнаказанной. Такой закон о защите животных существует во всех цивилизованных странах. Важность принятия его в России трудно переоценить, так как это имеет прямое отношение к вопросу о нравственном и культурном уровне нашего общества.)
- В нашей республике тоже остро стоит проблема брошенных животных.
- Как вы считаете, целесообразно ли строительство питомников, приютов для них?
(Основной формой работы с бездомными животными в западных странах является безвозвратный отлов и помещение животных в приюты. Приюты также действуют как центры сбора "лишних" животных у владельцев, и как центры передачи животных новым владельцам.)
- Решат ли они эту проблему?(……………………….)
Проблема кроется в хозяевах этих животных. Ведь животные не сразу стали бродячими.
- Как могли они оказаться на улице? (…………………)
- Нужна ли разъяснительная работа среди населения? (……………………)
- Какие формы такой работы вы бы предложили? (информационные листовки, выставки беспородных собак, благотворительный марафон на строительство приюта, информационно-просветительная работа граждан через газеты, телевидение, рекламы, рассказывающие о проблеме бездомных животных, )
- А что мы можем сделать сами, чтобы поддержать этих животных? (Мы можем хотя бы не бросать своих друзей, тех, кого приручили, кто нам доверился.)
-В некоторых дворах, даже в нашем городе, ставят небольшие домики, сделанные своими руками для животных, подкармливают их.
Слайд 14
- А теперь посмотрите одну притчу о мудреце……………….
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 15 (Притча)
- О чем эта притча? (.................)
- Все в ваших руках.
-Задумайтесь над вопросом: "Хотим ли мы изменить мир к лучшему, чтобы он стал добрее, милосерднее?" То, каким будет этот мир, зависит от нас с вами!
Мы в ответе за тех, кого приручили.
8. Оценка деятельности на уроке
- Оцените свою деятельность на уроке.
- Оформите лист оценивания, который лежит у вас на парте.
9. Дифференцированное домашнее задание: Слайд 16
Выберите понравившуюся тему и напишите сочинение
«Тот, кто мне дорог» (о любимом домашнем животном)
2)Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.
3) Составьте обращение к депутатам, которые должны прислушаться к вам и принять правильный закон о защите животных.