СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 5 классе «С. А. Есенин. В мире художественного слова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 5  классе «С. А. Есенин. В мире художественного слова»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 5 классе «С. А. Есенин. В мире художественного слова»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

МКОУ "Новоуркарахская средняя общеобразовательная школа"

Открытый урок по литературе в 5 классе

Тема :

«С. А. Есенин. В мире художественного слова»


Подготовила: Алиева Марина Дарсламовна, учитель русского языка и литературы МКОУ "НУСШ"



2016 – 2017 уч.г.

Тип урока: комбинированный урок изучения теории литературы, исторических фактов.

Цель урока: Познакомить учащихся биографией поэта: детские годы, творчество, в Есенинском Константинове; формирование представления о понятии «образ Родины», выражение «образа» в языковых средствах.

Задачи урока:

обучающие : почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм – специфику поэзии С. А. Есенина. Русь как главная тема всего его творчества; отрабатывать навыки художественного чтения поэтических произведений; работать над пополнением словарного запаса учащихся, закреплять работу по анализу лирического произведения; познавательная деятельность со стихами поэта: « Я покинул родимый дом», Низкий дом с голубыми ставнями»…

развивающие: развивать образное и эстетическое мышление и воображение;

воспитательные: воспитать в детях любовь к Родине через любовь к природе, к родному дому; учить замечать красоту окружающего нас мира.

Оборудование и наглядные средства обучения: мультимедийное оборудование, кабинет литературы, презентация «С. А. Есенин. Жизнь и творчество», материал для выставки «Есенинская родина», дидактические карточки для практической работы, учебник литературы для 5 класса, доска, портреты , картины для рефлексии.

Ход урока.

Эпиграф: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины –основное в моем творчестве»(С. А. Есенин)

  1. Оргмомент. Вступительная беседа.

Сегодня у нас необыкновенный урок! Вы готовы к нему? Вспомнили домашнее задание? Это хорошо!

–Давайте начнем урок с пожелания друг другу добра: « Если трудно , - я тебе помогаю…». Я рада, что вы готовы на творческое содружество. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

  1. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом. Мы побеседуем о домашнем очаге, родном доме, наполненном уютом, теплом. Из чего обычно начинается строительство? ((на доске магнитами крепятся части дома): дым - тепло домашнего очага; фундамент –основа основ, то, на чем стоит дом; стены –оболочка; окно –глаза дома. Вот и построили дом! Красивый?

- Давайте подумаем над значением слова «дом» и попросим 1 группу озвучить домашнее задание!

Тепло, доброта, понимание, уют, забота, уважение

- В древнерусском языке каждая буква имела название: (добро он мыслете)

-Какой смысловой ряд мы с вами выстроили? –Добрые мысли о нем, он мыслит добро. Так чем же он наполнен? (Добрыми мыслями).

-Правильно, вот и мы наполним оболочку содержанием. В каждом доме царит атмосфера любви, покоя. Это ваше представление о родном доме.

-Каков корень этого слова? Подберите однокоренные слова! (род, родня, родичи, родители).

-Совершенно верно. Человек не может жить вне рода, вне семьи. Наши предки –это наши корни, без которых невозможна жизнь. Дом – это начало начал. Это исток всего, что есть в человеке.

-Обсудите в парах и выведите свои ассоциации к слову «дом». (Мама, папа, забота, чистота, тепло, зима, семья, кошка, хлеб, свет, снег, береза…). Дом – это символ благополучия человека.

Ты выходишь из дома и идешь по улице, никуда не торопишься, просто идешь. Тебя никто не ждет, ты просто гуляешь… Замечаешь снежные сугробы возле дороги. Снег серебрится в лучах фонарей, останавливаешься, потом поднимаешь глаза… Видишь дома, освещенные окна, в них горит теплый свет. В каждом окне –маленький мир, уютный дом. Теперь представьте, что в каждом из вас где –то внутри горит такой же ,пока слабый свет, спокойный свет. Представьте его в виде язычка пламени, вы можете осторожно взять его в руки. Вот он перед нами ,и вы бережно держите его. Так давайте полюбуемся его нежным, мягким светом!

Сегодня мы познакомимся со стихами С. Есенина о родном доме и попытаемся понять, чем же был дом для поэта?

-Вступление. Слово учителя.

Это имя для всех для всех, кто знает, хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением прекрасного , светлого, пробуждающего любовь к человеку, Родине, к жизни. На уроках внеклассного чтения мы познакомились с некоторыми произведениями С. А. Есенина. «Страна березового ситца» - так называл поэт край, где он родился. За свою недолгую жизнь поэт побывал во многих странах, но его всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю. В своих стихах он выражал собственные чувства и мысли о родине.

Давайте вспомним некоторые из них и выразительно прочтем наизусть: «Береза», «С добрым утром»…

Природа не только « колыбель» и поэтическая школа С. А. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа- источник, питающий и поэзию и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.

2.Сообщения учащихся о жизни С.Есенина.

3. Слово учителя перед слайдами презентации (учитель предлагает внимательно рассмотреть портрет С. Есенина). Что необычного мы видим? Вот как описывает С. А. Есенина скульптор С. Т. Коненков, впервые встретивший его на выставке своих работ: « На выставке появился Есенин. Голубые глаза , волосы цвета спелой ржи, стройная, легкая походка и живой вид. Я стою и любуюсь им.» Родная сестра поэта Александра Есенина вспоминает: «Красивый, скромный, тихий, но вместе с тем очень жизнерадостный человек, он одним своим присутствием вносил в дом праздничное настроение». Но факел есенинской жизни сгорел рано. Едва ему исполнилось 30 лет.

А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,

Как будто он не в силах их понять.

Уходят лучшие, не спев последних песен,

Осиротив родную Землю – мать.

Мы перечитываем созданное ими,

И жжет глаза горячая строка.

Уходят лучшие, свое оставив имя,

Утраты боль и память на века.

Вывод. «Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

-А что называем мы своей «малой родиной?»

-Можно ли соотнести есенинские строки с нашей «малой родиной»?

5.Поэтический образ Родины в лирике С. Есенина.

-Вспомните пословицы и поговорки о родине и любви к ней.

(Любовь к Родине сильнее смерти, на чужой стороне Родина милее вдвойне, нет в мире краше Родины нашей, Родину, как и родителей на чужбине не найдешь).

-Что же подтолкнуло юного Есенина к раннему написанию стихов? (Фольклор).

А теперь нам необходимо усвоить теоретическое понятие «образ» (с.76) –явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Изображение и звук –средства создания художественного образа.

6. Выразительное чтение стихотворения учебника «Нивы сжаты, рощи голы» с элементом анализа

-Какие поэтические образы стихотворения произвели на вас наиболее яркое впечатление? Почему?

7.Анализ и чтение стихотворения «Я покинул родимый дом».

-Удивительное слово «дом». Произносишь его , и на душе становится тепло. Вспоминаются лица разных тебе людей. В родном доме тебя всегда любят и ждут. К сожалению, дети вырастают и покидают родной дом, но все равно, пусть ненадолго, но возвращаются, чтобы восполнить силы.

-Сейчас мы познакомимся с замечательным стихотворением С. А. Есенина «Я покинул родимый дом».

-Дата создания -1918год. Сколько было лет С. А. Есенину? (23). Прошло сколько лет, как он покинул свое родное село Константиново?

За это время в России произошли значимые события, которые повлияли на его творчество.

1914 год –начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917год отречение от престола русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918год –международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран –участников Первой мировой войны

-Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблоневый цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И не знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

-Вам понравилось это стихотворение?

-Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Грусть, разлука).

-Что мы представляем, когда читаем эти строки? Какой образ в конце стихотворения? (Клен –хранитель родного очага).

1924год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предлагает сестрам, - посадить клен. После, по семейной традиции, они пили чай.

- Давайте теперь вспомним изобразительные средства, которые используются при написании художественного произведения? (эпитет, метафора, олицетворение, звукопись).

Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах? (неживая природа как живая); Как называется этот прием? (олицетворение).

Обменяйтесь мнениями в парах: /Березняк теплит. Луна распласталась. Петь пурге. Стережет клен. Клен на меня похож.

Одушевленность природы –одна из главных черт поэтического мира Есенина. Пройдут долгие 6 лет. В жизни Есенина произойдет много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родной дом, в «низкий дом с голубыми ставнями».

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумерек года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел в глуши,

Но ,наверно ,навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели берез да цвет,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойничьи слышали свисты,

От которых легко умереть.

Для Есенина природа –это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Обратите внимание : поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства помогают в этом? (метафоры, эпитеты). Обратим внимание на цвета, использованные в стихотворении? (голубой, золотой, бело –розовый). Это иконописные цвета. Вот почему вы видите Русь сказочной, и вот почему она Русь, а не Россия. Есть ли разница в значении прилагательных (паронимов) родной и родимый?

-Почему дом родимый у поэта? Родной - прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи. Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…).

- Почему вода названа тихая? Найдите сравнения? С чем сравнивается седина отца? Почему?

-Сравните настроение этих стихотворений?

«Я покинул родимый дом» кажется более ярким, праздничным, чем «Низкий дом с голубыми ставнями»

-Где здесь эпитеты? (Сереньким ситцем, северных бедных небес, нежность грустную серых журавлей, в тощие дали, сытных хлебов не видали, ракитник кривой и безлистный). Как они окрашены?( Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона).

-Какие эпитеты повторяются в обоих стихотворениях? (« Голубая Русь» –голубые ставни: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. Родимый дом –родимая выть: представление о доме словно расширяется… «Родимый дом» -это уже не только изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русских людей и полита крестьянским потом; земля, на которой спето много радостных и горестных песен, -родная выпь»

- Какие особенности композиции вы заметили? ( Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишьем.)

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И над этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родная выть (участок земли)

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют веют года..

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

-Каким годом датировано это стихотворение? Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»

-Что же звучит в душе поэта, какая музыка? (Поэт говорит о любви к родине, но эта любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восщищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше)

-Какие картины увидел поэт, думая о доме? (Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник)

Перед нами кольцевая композиция: поэт как бы замыкает круг. Все начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

-А нет ли в слове «дом» кольца? (буква о)

Какое еще слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его не раз произносим (Очаг, который согревает дом)

Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу. Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо? (Символ любви, верности).

Кольцо это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею. И этиже чувства вы испытываете в своем доме.

-Так что же значит дом для поэта? (Тепло, уют, покой, любовь близких людей).

-Что объединяет стихотворения? (Какова их тема?)-

В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил.

А теперь давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос…

Можно ли соотнести есенинские строки с нашей «малой родиной»

-Какие? Почему?

8.Творческая работа - Синквейн.

А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.

Давайте попробуем составить Синквейн к слову «Поэт».

Поэт

Талантливый, наблюдательный

Вдохновляет, волнует, завораживает

Один из ярчайших проявлений русского гения

С. А. Есенин

9. Рефлексия. (звучит песня на его стихи «Не жалею, не зову, не плачу…) в исполнении А. Северного.

С. А. Есенин выстроил своим творчеством себе дом… Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: мы не можем оставить слово «дом» бесцветным.

Понравился урок? (раскрасьте его ярким цветом, ведь вы сегодня поднялись на ступеньку выше, так как прикасались к Высокой поэзии мастера –Сергея Александровича Есенина, который влюбил нас в свое творчество. И у вас, надеюсь, тоже созреют стихи о своей малой родине…

Задание на дом: показать «пробу пера» о своей любви к «малой родине», выучить понравившееся стихотворение поэта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!