СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории России в 8 классе. Тема : Отечественная война 1812 года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по истории России в 8 классе.  Тема :  Отечественная война 1812 года.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории России в 8 классе. Тема : Отечественная война 1812 года.»

Открытый урок по истории России в 8 классе.


Тема : Отечественная война 1812 года.

Цели:

  1. Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чём заключался её народный характер.

  2. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов Российского народа.

  3. Развивать навыки работы с картой, умения объяснять понятия, сравнивать, умение самостоятельно работать с книгой.

  4. Развивать дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.


Основные понятия: отечественная война, генеральное сражение, ополчение , партизаны.

Основные даты: 12 июня 1812 г.- начало войны.

26 августа 1812 г. – Бородинское сражение.

25 декабря 1812 г. – манифест Александра 1 об окончании войны.

Оборудование : карта «Отечественная война 1812 г», демонстрационная литература по истории.

Х О Д У Р О К А.


  1. Орг. Момент.

  2. Изучении нового материала.

1. Вторжение Наполеона в Россию.

    • Беседа с учащимися и работа с учебником.

  • Назовите причины войны 1812 года между Россией и Францией.

  • Используя учебник, найдите и запишите данные о численности армии Фр. И России.

З. К июню 1812 г. французская армия – 600 тыс. человек, 1372 орудия. Русская армия – 220 тыс. человек.

  • Каков был характер войны для обеих стран? (Для России – свобода и независимость, для Франции – захватническая и грабительская.

  • Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман.)

З. 12 июня 1812 года – армия Наполеона вторглась на территорию Россию.

- Работа с картой.

*Показать на карте расположение русских частей.

* Обратить внимание учащихся на то, что каждая армия подчинялась своему командующему.


* Используя карту с расположением войск, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон ?

Франц. Император рассчитывал разбить русские армии поодиночке.

Захватить Москву и добиться от Александра 1 подписания мирного

договора. Наполеон говорил : « Если я возьму Киев – я возьму Россию

за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову; если я

возьму Москву – я поражу её в самое сердце»

2. Смоленское сражение.


Барклай де Толли – военный министр. Осуществлял общее руководство войсками

Текст учебника.

Спасительным стал для России план Барклая де Толли : отступать в глубь страны

уничтожая за собой всё, чем мог поживиться враг, а тем временем поднять народ на борьбу с врагом, созвать ополчение, подтянуть резервы, и когда хватит сил, перейти в контрнаступление. В населённых пунктах, откуда ушла русская армия, французы не могли найти себе пропитания. Порой их встречали города, в которых не было ни одной живой души: мирные жители уходили, бросая жилище и имущество. Великая французская армия редела с каждым днём. Начался падёж лошадей. Их уже не хватало, чтобы тащить пушки. План войны Барклая де Толли постепенно приносил результат.

Сообщение интересных исторических сведений

О Барклае де Толли учащимся.

Первоначально местом соединения русских армий был назначен г.Витебск, но объединиться в нём не удалось.(учитель сообщает и показывает по карте)

  • Назовите, пользуясь текстом учебника, место соединения 1 и 2 русской армии (В Смоленске) .

Формулирование вывода учащимися.

- Рассказ учителя о Смоленском сражении (Смоленск – город, который называли «ключом к России»)


3. Назначение Кутузова главнокомандующим.

- Рассказ учителя.

(По армии разлетелась присказка: «Приехал Кутузов, бить французов»)

З. 8 августа 1812г. – М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.


Сообщение учащегося (биография Кутузова)

.

4. Бородинское сражение 26 августа 1812 года.

- Рассказ учителя , работа с картой схемой.

Чтение отрывков на стр.24 – 25.

Учитель зачитывает документ, описывающий Бородинское поле.

Чтение учеником отрывка из «Бородино» М.Ю. Лермонтова.


5. Оставление Москвы.

-учитель зачитывает документ с аргументами Кутузова на совете в Филях.

* Каковы причины принятия решения об оставлении Москвы?

2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам.. Бесчинства закончились пожаром в городе Московский пожар и мародёрство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.

Сообщение учащегося о сожжении Москвы.

6. Тарутинский манёвр.

-рассказ учителя; показ по карте. (Кутузов перекрыл пути возможного передвижения к Туле, где находились склады оружия и продовольствия. Французы надолго потеряли противникам из вида.)

7. Отступление и гибель «Великой армии».

В стране разрасталось партизанское движение. Это говорит о том, что война носила поистине народный характер. По инициативе Дениса Давыдова было решено придать организованный характер. Стали создаваться армейские партизанские отряды.

Сообщение учащихся о Денисе Давыдове.

Спустя месяц, в преддверии зимы Наполеон решил выйти из Москвы. На пути их встретила русская армия, которая окрепла и увеличила свою численность. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 года решил дальнейшую судьбу Наполеоновской армии. Город 8 раз переходил из рук в руки. Через 2 недели Наполеон отдал приказ об отступлении к Смоленску. Из Москвы вышло100 тыс. воинов, из Смоленска – 50 тысяч. При переправе через р.Березину наполеон потерял ещё 30 тысяч солдат. Наполеон тайно бросает свою армию и уезжает в Париж.


25 декабря 1812 года Александр 1 издаёт манифест об окончании войны.

III. Домашнее задание.

§ 4

Подведение итогов.

    • Чем можно объяснить поражение Наполеона в России?

    • Дайте общую оценку военной кампании 1812 года.


Выставление оценок (учащимися и учителем)

Закрепление знаний.

Итог урока.

В качестве итога всей военной кампании хочу зачитать вам документ от имени французского историка Тарле.

Войны была поистине народной, отечественной, освободительной. Россия доказала и показала всей Европе, что можно и нужно противостоять Наполеоновской армии.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!