СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии "Состав и строение атмосферы" 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии "Состав и строение атмосферы" 6 класс»

Тема урока: Состав и строение атмосферы

Место и роль урока в изучаемой теме: урок №1 в разделе "Атмосфера"

Цель: Познакомить учащихся с составом воздуха атмосферы, её строением, значением.

Задачи:

образовательные – углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;

развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, делать выводы;

воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, в группе, давать оценку работы товарищей и самооценку

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

регулятивные УУД

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

познавательные УУД

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

  • определять свое отношение к природной среде;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;

коммуникативные УУД

  • Получат возможность формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре: играть определенную роль в совместной деятельности;

  • Получат возможность формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью

  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения

Предметные

  • Дадут определение понятию «Атмосфера»; расскажут какое строение она имеет и состав; определят состав воздуха и его значение для жизни на Земле;

  • научатся ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

  • научатся использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; представлять в различных формах (в виде, таблицы, диаграммы, описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;


Тип занятия: усвоение новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения

Формы организации работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, в группе

Ведущие понятия: атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, термосфера, мезосфера, экзосфера.

Оборудование, компьютер, презентация, дидактический материал (исследовательские дневники, дополнительный материал), учебник, атласы

Ход урока.

Организационный этап.

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

Актуализация знаний.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Джорджа Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность». Так вот, чтобы получить знания на сегодняшнем уроке, ребята, мы займёмся исследовательской деятельностью. До сегодняшнего урока мы с вами уже исследовали две оболочки Земли. Какие? (Литосферу, Гидросферу). Дайте им определение.


А сейчас отгадайте загадки:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же без него мы жить не можем. (Воздух)

Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?!

О каком одеяле идет речь? Как в географии называют воздушную оболочку Земли? (атмосфера).


 -Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле?

-Почему она единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных?

-Почему существует человечество?

-Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?

Причиной  всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Следовательно, тема нашего урока — "Состав и строение атмосферы". Изучая ее, мы расширим знания об атмосфере, рассмотрим ее строение и влияние человека на эту оболочку.


-Уважаемые исследователи, на столах у вас лежат исследовательские дневники. Откройте их запишите тему исследования.

 Создание проблемной ситуации

Создает для учеников проблемную ситуацию , задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!

-Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда здоровью?

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

-Ребята, что необходимо нам узнать, чтобы найти ответ на проблемный вопрос?

  • Давайте вместе определим цель нашего исследования.


Учащиеся формулируют цель урока: изучить воздушную оболочку Земли, её состав и строение.

Первичное усвоение новых знаний.

- Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1млр.лет назад. Однако называться так газовая оболочка Земли стала позже.

В 1761г. великий русский ученый М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввёл в научную терминологию этот термин. «Атмосфера» с греческого означает «атмос» - воздух, пар, «Сфера» - оболочка, шар. Таким образом, Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.

запишем определение атмосферы. «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Известный итальянский ученый Эванжелисто Торричелли сказал: «Мы живем на дне воздушного океана».

Что это за воздушный океан? Почему на дне его живем мы? Давайте разбираться

Сколько океанов на нашей планете? (Принято считать, что на земном шаре четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Но в 2000 году Международная гидрографическая организация приняла решение выделить из состава Атлантического, Индийского и Тихого пятый океан, окружающий Антарктиду - Южный (или Антарктический) океан. Границу провели по 60 параллели южного полушария)

-А какой же океан называют воздушным? (Атмосферу)

Итак, мы узнаем из чего он состоит и какое имеет значение.

  1. Состав атмосферы

Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит. Давайте откроем тайну. Для этого обратимся к учебнику на стр120 (пункт «Из чего состоит атмосфера») и выполним задание в дневниках исследователей. Пользуясь учебником, дайте определение, что же такое «воздух » и установите соответствие между газами, правильно указав процентное содержание.

1.Что такое воздух?

Воздух- это смесь газов и примесей (запись в дневники исследователей).

  1. И з каких газов он состоит? Установите соответствие между газами и правильно укажите процентное содержание.

















    1. Углекислый газ,

и др. газы

    1. Кислород

3.Азот







- Кто готов рассказать о результатах исследования?

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание и оцените свою работу. (Проверка по эталону)

Каково же значение этих газов?

Давайте обратимся к дополнительной информации на обложке исследовательских дневников и узнаем о значении этих газов.

- Какое значение имеет кислород? Азот? Углекислый газ? Озон? Водяной пар? Мелкие твердые частицы?

Итак, почему воздух так необходим?

Воздух состоит из смеси газов, каждый из которых играет свою важную роль в жизни планеты.(запись в исследовательский дневник)

2.Строение атмосферы

Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои и как они называются? Это еще одна тайна «шестого» океана. Для этого вы поработаете в группах. Для каждой группы будет свое задание.  В работе используйте рисунок в атласе или презентации.

1группа. Тропосфера.

Прочитайте    часть текста о тропосфере стр. 121 и заполните таблицу:

Название слоя

Высота

Особенности слоя




2группа. Стратосфера

 Прочитайте    часть текста о стратосфере стр.121 и заполните таблицу:

Название слоя

Высота

Особенности слоя




3группа. Верхние слои атмосферы.

Прочитайте    часть текста о верхних слоях атмосферы стр.121 и дополнительную информацию, заполните таблицу:

Название слоя

Высота

Особенности




Почему тропосфера является самым важным для человека слоем атмосферы?

Представители от групп озвучивают результат заполнения таблиц.


Выступления уч-ся сопровождается рисунком «Строение атмосферы»

Физминутка. Давайте с вами проведем физминутку с использованием воздуха. Все упражнения выполняются стоя.

«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую

свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

Не погасла, попробуем еще раз.

«Степной тюльпан». Глубоко вдохнули аромат тюльпана – выдохнули

( повторить 2-3 раза).

«Горячее-холодное дыхание». Представим, что у нас замерзли ладошки.

Подули на них погрели. А теперь нам дали горячий чай. Подули, чтобы остудить его.

«Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны,

и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и

наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).

3.Значение атмосферы


А теперь посмотрите на следующий слайд , это фото лунной поверхности - вот, что ожидало бы нас , если бы не было атмосферы. (мнения детей). Значит, нам пора поговорить о значении атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации».

Посмотрите на схему. Что вы видите? Какие ассоциации связанные с атмосферой вызывают у вас эти предметы? Можно ли атмосферу нашей планеты сравнить с этими предметами? (идет дискуссия)

О тветы детей: «одеяло» (защищает планету от переохлаждения и Перегревания)

« Атмосфера «Солнцезащитные очки» (защищает от ультрафиолетового излучения)

«строительная каска, » (в воздухе сгорает большинство метеорных тел – не долетают, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в летнюю звездную ночь. В народе такие сгорания в воздухе метеоритов иногда называют «падающими звездами». Луна испытывает целую метеоритную «бомбежку».

Итак, Атмосферу можно назвать оболочкой жизни. Почему?

  1. Воздух нужен для дыхания почти всем земным организмам.

  2. Озон, содержащийся в воздухе, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолета.

  3. В воздухе сгорает большинство метеорных тел.(сгорают при трении о воздух) .

  4. Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днем и охлаждения ночью Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем, а день там длится 14 земных суток, поверхность нагревается до +100-120 гр., а с наступлением ночи остывает до -200 гр .

  5. Атмосферу нужно охранять от загрязнения.

Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможной!! Не было бы ни звуков, ни полярных сияний, ни облаков, ни осадков, не могли бы летать ни птицы, ни самолеты.



Человечество не должно забывать, чем оно обязано атмосфере. Однако в результате хозяйственной деятельности людей состав атмосферы изменяется не в лучшую сторону.



-  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

Делают вывод, что на воздушном шаре подняться на высоту 20 км, без вреда здоровью нельзя, так как там воздух очень разряжен, кислорода мало, человек может погибнуть; кроме того на этой высоте отрицательная температура, которая приведет к переохлаждению и гибели человека.



-Атмосфера представляет собой одну из самых загадочных оболочек Земли.

Здесь можно наблюдать удивительные оптические явления.

О них нам расскажут ребята.

Первичное закрепление.

Закончи предложения…

Воздушная оболочка Земли…. атмосфера

«Кухня погоды» … тропосфера

Задерживает губительные ультрафиолетовые лучи… озоновый слой

Вся масса воздуха и почти весь водяной пар сосредоточены в…. тропосфере

Разновидность кислорода , мы его чувствуем как ощущение свежести после грозы.. газ озон

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ запишите отметку в исследовательских дневниках.


Рефлексия (подведение итогов занятия)


Подведём итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового?

Достигнута ли цель нашего урока? Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку в исследовательский дневник, включая результаты теста.

Учитель выставляет оценки с учётом выполнения теста.


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание :

Задание обязательное: § 36, читать, пересказ.

задание 3, 4 для тех, кто хотел бы получить «3»;

задание 5 или 6 для тех, кто хотел бы получить «4»;

задание 7 для тех кто, хотел бы получить «5».

Задание по желанию:. Найти стихотворение, пословицы, поговорки об атмосфере.

С каким настроением вы уходите с урока?- покажите смайлик.


У вас на парте лежат облака напишите на них своё имя и нарисуйте настроение, которое оставил этот урок, если оно положительное, облачко будет улыбаться, а если отрицательное оно будет грустить. Ребята спасибо вам за вашу теплоту и ваши знания, которыми вы меня сегодня согрели и от себя я прикреплю солнышко, так как я довольна нашим с вами уроком.


Урок окончен. Спасибо всем за работу.









9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!