СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии: "Опасные атмосферные явления" (6 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии: "Опасные атмосферные явления" (6 класс)»

Конспект урока географии в 6 классе

«Опасные атмосферные явления»



Цель урока: обобщение знаний об опасных явлениях, происходящих в атмосфере, формирование ответственного отношения к ценности жизни и здоровью людей.

1. Организационно-мотивационный этап урока

Попробуйте сформулировать тему урока. (Опасные атмосферные явления, опасные погодные явления, погода и человек)

        Как вы думаете, какие вопросы мы рассмотрим на уроке?

(1. Какие опасные атмосферные явления могут наблюдаться в нашей местности?

2. Опасность, которую они представляют.

3. Правила безопасного поведения.)

        В древние времена люди объясняли природные явления – как божественную волю, а грозные явления или неблагоприятную погоду считали божьей карой. Прошли века, люди изучили многие явления природы и сегодня мы можем объяснить их с точки зрения науки.

        Что  позволило первооткрывателям, исследователям увидеть то, чего не замечали остальные? Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать какое-то открытие? (Любопытство, стремление к новым знаниям, к поиску ответов на вопросы, целеустремленным, образованным, грамотным)

        Я надеюсь, что в каждом из вас эти качества есть и сегодня они вам пригодятся на уроке.

2. Процессуально-содержательный этап урока

- Посмотрите внимательно на доску, что объединяет данные слова? (Это атмосферные явления)

        

На какие две группы можно разделить эти атмосферные явления?

1. Благоприятные (дождь, снегопад, роса, слабый ветер)

2. Неблагоприятные (град, туман, ураган, метель, гроза, гололед, засуха)

- Можете ли вы дополнить список неблагоприятных атмосферных явлений? (суховеи, ливневые дожди, пыльные бури)

        Некоторые атмосферные явления опасны для жизни и здоровья человека. Расставьте неблагоприятные атмосферные явления по степени опасности, начиная с самого опасного на ваш взгляд. Запишите в тетрадь.

1. Гроза

2. Ураган

3. Гололед

4. Метель

5. Град

6. Туман

7. Засуха

Проверяю 2-3 человек (порядок может быть другой)

        На столах у вас лежат листочки с заданием, для работы в паре. Попробуйте указать причины возникновения (появления) данных атмосферных явлений, а также опасность, которую они представляют для человека.

Название атмосферного явления

Причины возникновения (появления)

Опасность, которую представляет для человека

Гроза

Взаимодействие воздушных масс на холодном фронте

Поражение молнией может вызывать тяжелые ожоги и нарушение функций основных органов, а также смерть

Туман

При соприкосновении насыщенного водяным паром воздуха с охлажденной земной поверхностью из него выделяются капельки воды.

Ухудшается видимость

Гололёд

Образуется зимой во время оттепелей, при выпадении осадков (дождя, мороси)

Обледенение дорог, аэродромов и линий электропередач, случаются автомобильные катастрофы и многочисленные травмы пешеходов.

Метель

Перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли

Образуются заносы дорог, населенных пунктов и отдельных зданий. Высота заноса может быть более 1м. Возможно снижение видимости на дорогах до 20-50 м, а также частичное разрушение легких зданий и крыш, обрыв воздушных линий электропередачи и связи.

        Эти атмосферные явления и другие создают угрозу для сельского хозяйства, для линий электропередач и связи, для транспорта, для промышленных и гражданских сооружений, а самое главное для жизни человека. Зная, какую угрозу они представляют, а также правила безопасного поведения, человек может избежать опасности.

        

1. Что такое ветер? Назовите причину образования ветра?

(Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении. Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже)

2. С помощью чего определяется сила, направление и скорость ветра?

(Сила ветра определяется по 12-бальной шкале Бофорта, направление ветра можно определить с помощью флюгера, скорость ветра можно определить с помощью прибора анемометра)

3. Определите силу ветра, показанного в видеоролике, по шкале Бофорта. Правильно ли корреспонденты назвали его ураганным ветром? (Для ответа на вопрос используйте дополнительную информацию)

(Сила ветра, в видеоролике была до 30 метров в секунду, сравнив масштабы разрушения со шкалой Бофорта, мы бы присвоили этому ветру 9 баллов, что соответствует шторму.

Корреспонденты в данном случае были не правы, речь должна была идти именно о штормовом ветре, хотя порывами он мог достигать и более высокой скорости, тогда в этом случае речь идет о шквалистом ветре).

4. Какие правила безопасного поведения должен соблюдать человек во время штормового предупреждения?

а) в здании

б) на улице

Дополнительная информация

Ураганы — мощные атмосферные вихри, внутри которых из-за больших перепадов давления скорость доходит до 110 м/с. Это самые опасные и разрушительные атмосферные явления. По числу человеческих жертв им принадлежит первое место. Ураганный ветер сметает строения, разрушает дороги, обрывает линии связи. Чаще всего ураганы зарождаются над океанами на широтах от 10 до 20° обоих полушарий и с большой скоростью перемещаются на побережья материков. Больше всего ураганов рождается в Тихом и Атлантическом океанах.

Шквал (от англ. squall) — внезапное резкое усиление ветра (на 8 м/с и более за период времени 1-2 минуты), связанное с кучево-дождевыми облаками. Скорость ветра при шквале превышает 10 м/с (может достигать 20-25 м/с и более), продолжительность — от нескольких минут до 1-1,5 часов. Шквал зачастую наносит разрушения — ломает деревья, повреждает лёгкие здания и т.д.

Шквал нередко сопровождается ливневым дождём и грозой, в ряде случаев — градом, а если почва сухая и нет осадков — пыльной бурей.

От урагана шквал отличается непродолжительным характером и возникает преимущественно в зонах атмосферных фронтов и линий неустойчивости (линий шквалов).

Бу́ря (што́рм) — очень сильный ветер, возникающий по различным причинам и в разных регионах земного шара. Скорость приземного ветра (на стандартной высоте измерений на высоте 6—12 м над земной поверхностью) при шторме составляет 15—20 м/с и более. Скорость ветра при буре (шторме) гораздо меньше, чем при урагане, однако буря чаще всего сопровождается переносом песка, пыли или снега, что приводит к ущербу сельского хозяйства, транспортным артериям и другим отраслям экономики.



1. Что такое туман? Назовите причину его образования? Заполните пропуски в тексте, используя текст учебника на стр. 122.

        Туман - это атмосферное явление, скопление воды в воздухе, когда образуются мельчайшие продукты конденсации водяного пара.

        В ясную летнюю ночь при соприкосновении насыщенного водяным паром воздуха с охлажденной земной поверхностью из него выделяются капельки воды.

3. Какие правила безопасного поведения должен соблюдать человек во время тумана?

ГОЛОЛЕД

        1. Нам часто приходится слышать из зимних прогнозов погоды о том, что в ближайшее время ожидается гололед, а временами — гололедица. Есть ли разница между этими понятиями? В чем она заключается? (Выполните задание, прочитав дополнительный материал)

(Гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании.

Гололед — ледяная корка на земле, деревьях, строениях и других предметах, которая образуется зимой во время оттепелей после сильных морозов. Из-за гололеда происходит обледенение дорог, аэродромов и линий электропередач, случаются автомобильные катастрофы и многочисленные травмы пешеходов).

        2. Придумайте дорожный знак для пешеходов и (или) водителей «Осторожно! Гололёд!»

          3. Представьте себе такую ситуацию.

        Завтра вам предстоит идти в школу. По телевизору в вечерней программе объявили о возможном гололеде и гололедице.

        Какие правила безопасного поведения должен соблюдать человек во время гололёда?

ГРОЗА

1. Что такое гроза? Откуда берется молния? Почему гремит гром?

        (Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Молнии нагревают окружающий воздух, он мгновенно расширяется, и происходит взрыв — гром. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

        Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений: по количеству зарегистрированных смертельных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.)

Ежедневно на Земле случается около 44 тыс. гроз. На острове Ява (Большие Зондские острова) они происходят в течение 223 дней в году. Однако наблюдения со спутников позволили установить, что самое грозовое место на земном шаре находится в Тихом океане вблизи Японских островов.

3. Вспомните правила безопасного поведения во время грозы (см. дополнительную информацию), определите, где мальчик может укрыться от грозы, а каких мест необходимо избегать

____________

4. Прочитайте текст, какое правило безопасности нарушила пострадавшая женщина?

«Гроза в Саратове»

        Во время грозы 24 июня на ул. Чернышевского грозовой разряд попал в женщину, стоявшую на автобусной остановке. По словам очевидцев, это произошло, когда пострадавшая открывала зонт. Она и ее подруга, стоявшая рядом, госпитализированы с ожогами.

 

3. Этап закрепления и первичной проверки.

«Географический диктант»

1. Горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности. (Ветер)

2. К опасным атмосферным явлениям относят:

а) радуга

б) гроза

в) засуха

г) град

д) роса

е) гололёд

Ответ: бвге

3. Согласны ли вы с утверждением.

«Если ветер ураганной силы застал вас на улице, то следует укрыться под деревьями, за рекламными щитами, заборами» (Ответ: Нет, если ветер ураганной силы застал вас на улице, то следует укрыться в кювете или яме, овраге.)

4. Рефлексивный этап урока.

        Давайте теперь вспомним, какую работу мы проделали на уроке, чтобы изучить опасные атмосферные явления

«Закончите фразу»

        Для того, чтобы изучить атмосферные явления, опасные для жизни человека, мы проделали следующую работу: составили…, выявили…, познакомились…, узнали… .

5. Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!