СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии "Атмосферное давление"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии "Атмосферное давление"»










Открытый урок

по географии в 6 классе

МБОУ «ШКОЛА №3 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»


















Подготовила учитель

высшей категории

Довбня Ирина Васильевна








2022-2023 уч. год.


6 класс. Урок № 15.

ТЕМА: АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ


Цель: формирование знаний об атмосферном давлении и причинах его изменений; ознакомление с устройством барометра и принципами его работы; содействие пониманию важности наблюдений за показателями атмосферного давления для составления прогнозов погоды.

Задачи урока

Образовательные:

-сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, об изменении атмосферного давления с высотой и вдоль земной поверхности;

- о способах нанесения информации о температуре воздуха и атмосферном давлении на  карту погоды;

 умение измерять атмосферное давление барометром - анероидом.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.

- развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы, решать географические задачи.

Воспитательные:

- повышать интерес учащихся к предмету, раскрывать и развивать  их возможности через активизацию  работы на уроке.


Тип урока: комбинированный.

Оборудование: атласы, учебники, барометр-анероид, стакан, вода, бумага

Опорные понятия: атмосфера, барометр.

Базовые понятия: атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, принцип работы барометра, Э. Торричелли.


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА


I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений

1. Взаимопроверка (работа в парах)

Учащиеся обмениваются вопросами, подготовленными на дому.

2. Прием "Эстафета" (работа по рядам)

Каждая пара учащихся отвечает на один вопрос карты и передает дальше.

Карта 1

  1. Наивысшая температура за последний период называется_______

2. Над тропосферой расположен следующий слой-

3. 22 июня - день______

4. Тепловые пояса, в которых в течение года наблюдаются низкие температуры воздуха,—________

5.Условная линия, над которой солнце находится в зените 22 декабря,-_____

6. Помимо угла падения солнечных лучей, температура воздуха также зависит от продолжительности ____




Карта 2

1.Температуру, рассчитанную как среднее арифметическое температур за определенный период, называют ______

2.Самый нижний слой атмосферы -_____

3.23 сентября - день________

4.Тепловый пояс, в котором в течение года жарко,-_______

5.Условная линия, над которой солнце находится в зените 21 марта и 23 сентября,_______

6.Кроме угла падения солнечных лучей, температура воздуха зависит также от циркуляции______

Карта 3

  1. Самую низкую температуру за определенный период называют_______

  1. В атмосфере на высоте 20-50 км находится______

  2.  22 декабря – день_______

  3. Тепловые пояса, в которых четко прослеживается смена четырех пор года,-_________

  4. Условная линия, над которой солнце находится в зените 22 июня,_______

6. Кроме угла падения солнечных лучей, температура воздуха зависит также от характера_______

3. Взаимопроверка

Учащиеся обмениваются картами и, аналогичным способом передавая карту по ряду, осуществляют проверку.


III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Прием «Проблемный вопрос»

Нальем полный стакан воды, накроем его листом бумаги и быстро перевернем. Убираем руку и видим, что вода из стакана не выливается. Почему?


IV. Изучение нового материала

Развернутый план этапа

1.Атмосферное давление и его измерения.

Погружение в тему.

1.Кто мне скажет, что нас всех окружает?  (воздух)

2.А что же образует весь вместе взятый воздух? (воздушную оболочку – Атмосферу)

3.И в каком слое атмосферы мы живём? (в самом нижнем слое – тропосфере – толщиной от 8-10 км над полярными районами до 15-18 км над экватором).

4.А кто помнит, чем отличается тропосфера от других частей атмосферы? ( тем, что именно в ней сосредоточена основная часть воздуха и почти  весь водяной пар).

5. А теперь давайте подумаем, весь этот воздух имеет вес или нет, и оказывает ли он какое – либо воздействие на земную поверхность?  Кто как думает? (правильно воздух имеет вес, давит на земную поверхность, на все тела и предметы, находящиеся на ней).

 А сейчас, внимание, кто мне скажет, как будет звучать тема нашего урока?

 Итак, тема нашего урока: «Атмосферное давление». Ученики записывают тему урока.


Задание: Используя текст параграфа 39, выписать понятие «атмосферное давление», найти ответ на вопрос и записать: С какой силой давит атмосфера на земную поверхность? (Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней предметы. Столб воздуха давит на поверхность Земли с силой 1,03 кг на один квадратный сантиметр)

2.Принципы работы ртутного барометра (картинка с изображением) и барометра анероида (работа в группах);

а) прием «Дерево решений»;

Каждая группа пытается самостоятельно разгадать принципы работы барометра.

б) «Отбор главного» с помощью учителя.

Анализ решений групп и выбор хороших вариантов.

(Принцип действия ртутного барометра основан на том, что давление столба ртути уравновешивается атмосферным давлением, которое действует на поверхность ртути в чашке барометра; Главная часть устройства барометра-анероида — это запаянная металлическая гофрированная коробочка, из которой выкачан воздух. Под действием атмосферного давление коробочка немного сжимается, и тем сильнее, чем выше давление. Если давление ослабевает, гофрированная часть коробочки немного распрямляется. Таким образом, толщина такой коробочки будет всегда пропорциональна величине давления, действующей снаружи.)

3. Прогнозирование погоды посредством наблюдений за атмосферным давлением.

Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=D0pYW1ClHyY или

рассказ учителя. Давление претерпевает изменения в течение суток. В ночное время оно повышается, а днем — понижается. Происходит это в связи с перепадом температур. Объяснить это примерно можно так. Известно, что при охлаждении газ сжимается, становится более плотным и, следовательно, более тяжелым. Значит, с наступлением морозов, или неприятной холодной погоды давление в атмосфере изменяется, а именно, увеличивается. При потеплении происходит обратный процесс. Газ расширяется, становится более легким и атмосферное давление падает. Теперь понятно, почему давление воздуха изменяется в течение дня. Утром воздух начинает прогреваться под лучами солнца, и давление начинает падать. Так происходит до полудня. Дальше воздух охлаждается к вечеру, и давление начинает повышаться. Кроме изменения давления в течение дня, происходят сезонные изменения. Зимой, с наступлением сильных морозов, или холодной погоды осенью, атмосферное давление более высокое, чем жарким летним днем.

На поверхности Земли давление атмосферы распределяется, вслед за температурой, полосами. Изменяется давление в связи с неравномерным нагревом и перемещением атмосферных слоев. На экваторе, где воздух хорошо прогревается, устанавливается зона низкого давления, а на полюсах, где всегда холодно – высокое давление. Ввиду различного распределения атмосферного давления по поверхности Земли, происходит движение атмосферных фронтов и воздушных масс, что определяет скорость и направление ветра.


Запись закономерности: По изменению давления можно предсказать погоду. С наступлением тепла связано понижение давления, повышение давления ведет за собой наступление холодной погоды. Понижение атмосферного давления предвещает осадки, а повышение -к сухой погоде.


4. Изменения атмосферного давления с высотой. Нормальное атмосферное давление

Анализ рис.90 стр.130. Запись закономерности: атмосферное давление понижается на 1 мм на каждые 10,5 высоты; Нормальное атмосферное давление 760 мм рт. ст.)


  1. Влияние атмосферного давления на здоровье человека (сообщение ученика)


7. Региональный компонент. Изменение атмосферного давления воздуха по данным СМИ в городе Донецке за последний период (сообщение ученика)


V. Закрепление изученного материала

1. Прием «Свои примеры» (работа в парах)

Задача. Приведите доказательства того, что атмосферное давление существует.


2. Прием «Географический практикум»

Задача. Какова относительная высота горы, если на ее вершине атмосферное давление равно 550 мм рт.ст., а у подножия - 750 мм.рт.ст?



Решение

1) Вычисляем разность давлений у подножия и на вершине:

750 – 550=200 (мм рт.ст.)

2) Зная, что на каждые 100 м подъема вверх давление снижается приблизительно на 10 мм рт. ст., составляем пропорцию:

100 м – 10 мм рт. ст.

х м – 200 мм рт.

х = 100×200/10= 2000(м)


VI. Итог урока


а). Прием «Микрофон»

При помощи условного микрофона учащиеся отвечают на вопросы, что нового узнали и чему научились сегодня на уроке.

б). Оценивание.


VII. Домашнее задание.

Параграф 39, устно отвечать на вопрос, решить задачу 4 стр.130, изучить раздаточный материал и подготовиться к самостоятельной работе (приложение)





































Приложение к уроку «Атмосферное давление»


Раздаточный материал.

Атмосферное давление.        

При подъеме на 10 метров атмосферное давление понижается на 1 мм. рт. ст.,

При подъеме на 100 метров – на 10 мм. рт. ст.

При подъеме на 1000 метров – на 100 мм. рт. ст.

Для каждой точки Земли существует свое нормальное атмосферное давление. Оно связано с высотой точки над уровнем моря.


Если населенный пункт находится на высоте 200 метров (его абсолютная высота), то нормальное давление воздуха для этого населенного пункта будет равно:

760 мм. рт. ст. – 20 мм. рт. ст. = 740 мм. рт. ст. Давление в 760 мм. рт. ст. является для него повышенным.


Задание 1. Определите нормальное атмосферное давление для города Зеленодольска. Абсолютная высота города равна 102 метра над уровнем моря.

РЕШЕНИЕ:

760 - 10 мм = 750 мм (нормальное атмосферное давление для Зеленодольска)


Задание 2. На какой высоте над уровнем моря нормальным можно считать атмосферное давление, равное:

А) 670 мм. рт. ст.      Б) 790 мм. рт. ст.  

   РЕШЕНИЕ:

 А)

1)760 -670 = 90 мм

2) 90 мм x 10 метров = 900 метров

Б)

1) 790 – 760 = 30 мм

2) 30 мм x 10 метров = 300 метров


 Задание 3. Определи атмосферное давление у подножия холма высотой 60 метров, если на его вершине барометр показал давление 758 мм. рт. ст.

РЕШЕНИЕ:

758 мм + 6 мм = 764 мм. рт. ст.


Задание 4. Рассчитай высоту холма, если у его подножия барометр показал 762 мм. рт. ст., а на вершине - 753  мм. рт. ст.

РЕШЕНИЕ:

1)762 мм – 753 мм = 9 мм

2) 9 мм x 10 метров = 90 метров













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!