СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Назывные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Назывные предложения"»

Открытый урок русского языка 8 класс.

Тема: Назывные предложения.

Цель урока: дать понятие назывного предложения; формировать умения: находить назывные предложения, определять сферу их употребления, пользоваться в описании для обозначения места и времени; выразительно читать назывные предложения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку; развивать навык самостоятельной работы.

Задачи: выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений; научиться отличать назывные предложения от двусоставных; научиться определять роль назывных предложений в художественной речи; сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи; подготовиться к выполнению заданий творческого характера.

Ход урока

  1. Орг. Момент

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Запишите в тетради число. Классная работа.

2. Актуализация знаний.

  1. Блиц-опрос

  1. Какие предложения называются двусоставными?

  2. Какие предложения называются односоставными?

  3. Расскажите, что вы знаете об односоставных предложениях.

II. Цифровой диктант.

Выпишите номера односоставных предложений.

  1. Лес привлекает своей таинственностью.

  2. Завораживает.

  3. Деревья до небес.

  4. Яркое солнце играет на морозном зимнем небе.

  5. Везде вьются снежные хлопья.

  6. Вот сказка!

  7. Вдруг потемнело.

  8. Завьюжило.

Проверьте! Взаимопроверка. 5 -нет ошибок

4- 1 ошибка, 3-2 ошибки.

-В каких односоставных предложениях главный член подлежащее?

-Запишите их в тетрадь.

-Используя кластер прошлого урока, скажите, как они называются.

Итак, какова тема нашего урока. (Назывные предложения)

Запишите тему в тетрадь.

-какие цели мы поставим перед собой, исходя из темы урока?

3. Изучение нового.

Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

– Какую картину рисует перед нами автор? (Картину пробуждающегося утра.)

– Какие части речи автор использует в своем произведении? (Существительные и прилагательные.)

– Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях? К какой группе односоставных предложений они относятся?

-Сформулируйте определение назывного предложения. Сравним с определением данным в учебнике стр 101.Верно ли мы дали определение?

Запишем под диктовку предложения.

Вот лес. Вон речка. Вон пенёк.

Подчеркните грамматическую основу. Какие частицы есть в предложениях? Какое значение придают они предложениям? (указательное)

Как вы думаете , где назывные предложения чаще всего употребляются? (в художественной литературе)

Верно, назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку, например у А. Блока:

«Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет…»

-Работа в группах. Перед вами предложения под цифрой 1. Сравните их.

Вечер. - Тихий вечер.

Звёзды. - Яркие звезды.

Что заметили? Какими могут быть назывные предложения? (распространенными и нераспространенными).

Каким членом предложения распространены назывные предложения? (определениями)

Какой вывод можно сделать ?

Текст №2. Перед вами ещё один отрывок из стихотворения Фета:

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.

Какие второстепенные члены в предложении? (обстоятельства места)

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании.

Оцените работу каждого члена группы.

4. Физкультминутка.

Я буду читать предложения, а ваша задача: поднимать руки только тогда, когда вы услышите назывное предложение.

  1. Светает.

  2. Рассвет.

  3. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез. (Лермонтов)

  1. Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам
Глазами к ним тянитесь!

  1. Ласковый прибой.

  2. Жарко.

  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

  4. Жара.

  5. Зимний лес.

  6. Лес зимой.

УЧИТЕЛЬ: Итак, с этим заданием вы справились верно. Молодцы. Вы показали свое умение различать виды односоставных предложений и быстро без затруднений на слух находить назывные предложения.

5. Закрепление материала.

Работа с репродукцией И.Левитана “Март” (слабым ученикам – индивидуальные карточки)

– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину.( предложения на доске.

День. Снег. Деревья. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

Карточка.

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения . назывные предложения подпишите.



1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Оцените свою работу.

Самостоятельная работа.

Тест.

  • Укажите назывное предложение

1) Рассвело.

2) Утро.

3) Наступило холодное утро.

4) Заходим в комнату.

2. Укажите назывное предложение

1) Тишина и покой.

2) Сюда ездят любоваться морем.

3) Когда же прикажете ожидать вас?

4) В здешних морях иначе плавать нельзя.

3. Укажите предложение, которое не является назывным

1) Душная ночь.

2) Будет гроза.

3) Сильный ветер.

4) Пять часов дня.

4. Укажите предложение, которое не является назывным

1) Ясный звездный вечер.

2) Туристическая палатка.

3) Свет костра.

4) Тени деревьев похожи на загадочные фигуры.

5.Укажите предложение, в котором нет сказуемого

1) Дуб высок и могуч.

2) Теперь всё ясно.

3) Серебро и колыханье сонного ручья.

4) Яхты на колесах – удивительное зрелище.


Ответы

1. 2

2. 1

3. 2

4. 4

5. 3

Оцените свою работу.

6. Домашнее задание

Сочинить сказку о назывных предложениях.

ИЛИ

Сочинить безглагольное стихотворение или стихотворение с назывными предложениями.

7.Итог урока

Итак, урок подошел к завершению.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Решили мы задачи, поставленные перед собой в начале урока?

- Мы рассмотрели назывные предложения как односоставные предложения с одним главным членом подлежащим, научились находить назывные предложения,

отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных.

Для чего нужны назывные предложения и где они чаще всего употребляются?

- Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе и с их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.


7. Рефлексия

- Как оцениваете вы свою работу?

- А работу класса в целом?

- Что понравилось больше всего?

- Что показалось самым трудным?

- Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?

ОЦЕНКИ за урок. Среднее аифметическое ставлю в журнал.



































1.

Вечер. - Тихий вечер.

Звёзды. - Яркие звезды.

2.

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.



1.

Вечер. - Тихий вечер.

Звёзды. - Яркие звезды.

2.

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.



1.

Вечер. - Тихий вечер.

Звёзды. - Яркие звезды.

2.

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения . назывные предложения подпишите.



1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.



Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения . назывные предложения подпишите.



1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.



Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения . назывные предложения подпишите.



1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.



Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения . назывные предложения подпишите.



1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!