II. Этап актуализации знаний | - Обратимся к содержанию слайда (слайд 1). Приложение № 1. - Соотнесите номер высказывания с видом предложения. Прочтите их. - О каких предложениях мы ничего не сказали? - Сформулируйте тему урока. - Определите для себя цели и задачи на урок. - Открываем тетради. Пропускаем две строки и записываем три назывных предложения. Двадцать второе декабря Классная работа Назывные предложения - Докажите, что эти предложения назывные. Определите грамматическую основу предложений. -Что мы уже знаем о назывных предложениях? - Составляем кластер «Назывные предложения» ( «Н») | - Читают содержание кластера и высказывания лингвистов об односоставных предложениях. - Соотносят высказывания лингвистов с видами предложений, дают комментарии. - О назывных предложениях. - Формулируют тему. «Назывные предложения. - Определяют, проговаривают цели и задачи каждый для себя. - Ученик на доске записывает и даёт орфографический комментарий. - Находят подлежащее, выделяют его графически. Доказывают. - В этих предложениях есть только подлежащее, выраженное именем существительным. Составляют кластер. |
III. Этап открытия новых знаний | - Чтобы узнать об особенностях назывных предложений, откроем учебник на с. 102-104, п.27. Прочитайте текст и заполните Приложение № 2: Назывными (номинативными) являются предложения…. Главный член этих предложений выражен…. Назывные предложения могут употребляться… По наличию или отсутствию второстепенных членов… Назывные предложения могут быть распространены только… Определение может быть …. Назывные предложения нужно отличать … В конце назывных предложений может ставиться… - Что узнали нового? | - Самостоятельное изучение и осмысление теоретического материала. (Работа в четвёрках) Заполнение приложения №2. - Зачитывают приложение №2, заполненное, продолжают заполнение кластера (на доске). |
IV. Закрепление полученных знаний | Работа с текстом. Слайд 2. Текст 1. - Никак мороз? - Зима… Вот и холод. - Какая красота! Сказка! - Какова роль назывных предложений? ( передана эмоциональная оценка действительности)
Текст 2. Зима. Декабрь. Невысокий снежный покров. Температура воздуха не превысит двадцати градусов мороза. В ближайшее время будут ясные солнечные дни. (Вводят читателя или слушателя в описываемые события) - Запишите. Расставьте знаки препинания. -Назовите назывные предложения. - Какие это предложения по цели высказывания? - Какие стили речи употреблены? Слайды 3-4. А. Фет «Шёпот, робкое дыханье» (Приложение 3) 1. Чтение текста Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!
- Все ли слова вам понятны? Найдите в толковом словаре значение слов Янтарь – окаменевшая живица древнейших хвойных деревьев(обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах. Пурпур – темный или ярко-красный цвет Лобзание – книж., поэт., устар., - целование, поцелуи.
2. Стиль текста? (художественный) 3.В чем особенность этого текста? (поэтический, нет глаголов) 4. Подчеркните в тексте назывные предложения. 5. На какие две группы можно разделить эти предложения?( распространённые, нераспространённые) 6. Какой член предложения распространяет назывные? (Определение) 7. В зависимости от вида связи какие бывают определения? (согласованные и несогласованные) 1. Подчеркните грамматическую основу назывных предложений. Укажите, чем выражена основа. 2. Укажите согласованные и несогласованные определения. - Какую роль выполняют назывные предложения в этом тексте? Зачем автор использует такие предложения? (Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета.) - Слайд. 6. Л.Н. Толстой, когда прочитал стихотворение, восторженно сказал: В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина. - Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого? - Соглашусь с вами, что СЛОВО – это одна из форм познания мира. Каждое слово – картина. | (работа в парах). - Читают тексты, расставляют знаки препинания, определяют стиль текста, делают вывод о роли назывных предложений в данных текстах. - Выразительное чтение стихотворения обучающимся. ( Касьянова Ксения) - Называют непонятные слова. Находят их значение в словарях, используя печатные и Интернет ресурсы - Определяют стиль текста. - Называют особенности текста, свои предположения. - Графически выделяют назывные предложения, подчёркивая подлежащее. - Называют две группы - распространённые и нераспространённые. - Распространяют только определения, которые могут быть согласованными и несогласованными. - Находят и объясняют, когда определение бывает согласованным или несогласованным. - Обращаются к теории (с.102-104), объясняют, что назывные предложения читаются с определённой интонацией, сообщают о реальности существования предмета, чувств, времени, вводят читателя в живую картинку изображаемой действительности, динамику событий. - Читают слова Л.Н. Толстого. - Объясняют выражение писателя. |
V. Применение знаний на практике. | - Предлагаю вам составить картину образов, которые есть в тексте. И по этим картинкам вы должны через назывные предложения прочитать начало стихотворения. 1 группа - Александр Блок читаем: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. (Блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. Так возникает картина мёртвой неподвижности, уныния, обыденности). 2 группа. Виталий Алещенко «Тайна» Снег. Холод. Сумерки. Зима. Усталость. Безразличие. Тревога. Бессонница. Метанья. Кутерьма. Отчаянье. Пальто. Такси. Дорога. (Все образы очень конкретны, именно так автор передаёт не только время, но и внутренне состояние человека). 3 группа. А. Ахматова. «Двадцать первое. Ночь…» Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. (Через конкретное время, предметы автор передаёт чувство любви). | - Работа в группах. Обучающиеся по предложенному тексту находят образы- картинки и составляют в определённом порядке, чтобы можно было прочитать текст стихотворения.. - Картинки представляют другим группам и гостям для прочтения. Затем читают предложенный текст для сравнения. |