СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему " Как древние люди представляли себе Вселенную"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

а)  образовательные: - дать понятие,  что такое Вселенная;

 познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;

                                                                                -  древнегреческих учёных.

 б) развивающие

- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

- совершенствовать навыки  самоконтроля;

- стимулировать любознательность.

в) воспитательные

 развивать навыки: - работы в парах, группах;

                                   - умение слушать собеседника;

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему " Как древние люди представляли себе Вселенную"»

Технологическая карта урока.

Предмет: География

Класс: 5 учитель –Жетписбаева Жанна Александровна

Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2014г);

Тема урока: Как древние люди представляли себе Вселенную.

Цель урока: изучение первых представлений о строении Вселенной.

Задачи урока:

а) образовательные: - дать понятие, что такое Вселенная;

познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;

- древнегреческих учёных.

б) развивающие

- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

- совершенствовать навыки самоконтроля;

- стимулировать любознательность.

в) воспитательные

развивать навыки: - работы в парах, группах;

- умение слушать собеседника;



Тип урока: изучение нового материала

Оборудование : учебник, атлас по географии 5 класс , схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки. Иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, презентация.


 





Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к    учебной    деятельности. Организационный момент










Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением- отразите его подняв звёздочку. Сл.1.

Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на слайды и попытайтесь определить о чём идёт речь.Сл.2,3,4.

 Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.


Поднимают звёздочку.


Стихотворение читает ученик.







Личностные: самоопределение; « я и другие люди»

 

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка учебной задачи, цели урока


Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная.

И мы с вами переходим к изучению новой главы « Земля во Вселенной». Сл.5.

Давайте прочитаем определение.

Посмотрите на слайд и попытайтесь определить тему урока?Сл. 6,7,8,9,10.

Что общего у этих картинок?Сл.11.

Так в древности представляли строение Вселенной.

Какова будет тема урока?Сл.12.

На какие вопросы вы бы хотели найти ответ на уроке?Сл.13.

Ответы детей. Космическое пространство.








Ученик читает определение со слайда.













Регулятивные: целеполагание;

 коммуникативные: постановка  вопросов;

 

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока.

3.Открытие новых знаний

Сл.14.
Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.

Работать будем в парах и группах. Каждая пара будет представлять какой-то древний народ и изучать вопрос о том как народ представлял Вселенную.

  1. Древние Греки.Сл.15.

  2. Древние Египтяне.Сл. 16

  3. Древние Индийцы.

Сл. 17.

  1. Жители Вавилона. Сл. 18

Вам дан дополнительный материал (приложение 1), учебник стр. 41-42, атлас. Изучите, выберите, кто пойдёт отвечать.



Познавательные:

Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию


Коммуникативные:

уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.



Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.

Личностные:

Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки

4.Первичное закрепление.

Физкультминутка.

Соотнесите древний народ и представления о Вселенной.

А сейчас немного отдохнём. Сл. 19.

Выходят к доске и соотносят по одному.

Коммуникативные:

излагают свое мнение


Познавательные:

анализируют информацию




Трансвековое интервью. Журналист берет интервью у Пифагора, Аристотеля, Аристарха Самосского, Птолемея. Ведущий дает краткую информацию об ученых.


Ведущий.

Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека. Сегодня мы, используя машину времени, сможем побеседовать с греческими учеными.

Слышится стук в дверь. Ребята, к нам пожаловали гости.

Пифагор Сл.20

Аристотель Сл.21,22

Аристарх Самосский Сл.23

Птолемей Сл.24,25,26.

( Приложение 2)




Кто из учёных был ближе к современном представлении Вселенной?

Какие небесные тела были известны древним грекам?

С помощью каких приборов изучали Вселенную? Сл.27


Уважаемые гости мы приглашаем вас на наш урок.

Аристарх Самосский, в центре Вселенной Солнце. Пифагор – форма шара.


Планеты, Луна, Солнце, звёзды.

Телескоп


Коммуникативные:

излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

Познавательные:

анализируют, обобщают.

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели.


5.Закрепление.

Откройте тетради рабочие и выполните самостоятельно номера, 1,2,3.

Самопроверка по слайду. Сл.28

Если 1 балл –«3»

2 балла –«4»

3 балла – «5»

Поднимите руку у кого оценки «3», «4», «5».

У кого оценка

А сейчас давайте посмотрим на задачи, которые мы поставили вначале урока. Сл.29

  1. Что такое Вселенная.

  2. Какие учёные изучали строение Вселенной.

  3. Каковы современные представления о строении Вселенной.

Выполняют номера.

Проверяют по слайду и ставят себе оценки.









Отвечают.

Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.



6.Домашнее задание.

1. п. 8, прочитать, №4, стр. 23 в рабочей тетради.

На выбор:

1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную.

2. Нарисовать рисунок как вы себе представляете строение Вселенную.

Сл.30

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.







7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я запомнил…

Я узнал…

Мне понравилось…


Моё настроение…

Над Землею ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Сл.32

Продолжают предложения, поднимают звёздочки.

Коммуникативные:

излагают свое мнение







Самоанализ урока



Урок биологии в 5а классе, который вы посмотрели, входит в раздел

«Земля во Вселенной ». Тема урока «Как древние люди представляли себе Вселенную »

Цель урока: изучение первых представлений о строении Вселенной.

Задачи урока:

а) образовательные: - дать понятие, что такое Вселенная;

познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;

- древнегреческих учёных.

б) развивающие

- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

- совершенствовать навыки самоконтроля;

- стимулировать любознательность.

в) воспитательные

развивать навыки: - работы в парах, группах;

- умение слушать собеседника;



- формировать универсальные учебные действия:

через организацию поиска информации в различных источниках;

через включенность каждого ученика в работу группы.

через обмен опытом между обучающимися

через осуществление самоконтроля


Тип урока: урок открытия новых знаний

Урок построен в соответствии с программными требованиями по технологии развивающего обучения. Старалась учесть требования предъявляемые к уроку в условиях перехода к ФГОС второго поколения. Пыталась использовать системно- деятельностный подход.

I этапа урока – это мотивирование к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Для этого я использовала проверка настроения, стихотворение,в процессе объяснения которого ребята настроились на продуктивную учебную деятельность.

II этап урока – актуализация и целеполагание. Для решения задач этого этапа использовала слайды, опиралась на уже имеющиеся знания ребята сами определили объект изучения, вместе со мной согласовали тему урока, включились в процесс формулирования задач урока. На этом этапе мною использована форма работы – беседа.

I11 этап урока – открытие новых знаний, Была организована самостоятельная работа в группах, парах по изучению нового материала, ребята сами выбрали что они будут изучать, это важно для развития познавательного интереса обучающихся. В каждой группе есть лидер, который организует взаимодействие в группе, направляет работу.

Для работы они использовали различные источники информации: учебник, атлас, приложение №1.


Следующий этап – Первичное закрепление. Цель : проверить усвоение понятий. Учащиеся самостоятельно выполнили задания нового типа и провели самопроверку , сравнивая с эталоном

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе обратила внимание на новое содержание, была организована рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности . Я использовала приём закончи предложение.


Домашнее задание дано на выбор.


В течение всего урока я обращала внимание на задачи урока. Это необходимо для удержания цели урока и анализа её реализации.

Для формирования коммуникативных учебных действий, и навыков контроль-оценочной деятельности я предусмотрела самооценку при проведении самостоятельной работы, умение находить нужную информацию в учебнике и др. источниках, умение делать выводы, умение сотрудничать.


коммуникативные универсальные учебные действия формировались в процессе работы в группах, парах, ребятам приходилось

договариваться, находить общее решение

убеждать, уступать, аргументировать,



Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех этапах урока:

  1. Стадия рефлексии – прием «Закончи фразу»

  2. Трансвековое интервью.

На этапе изучения нового материала развивались

  • общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить высказывание;

  • логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи .



В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия

  • прогнозирование темы урока

  • целеполагание урока

  • волевая саморегуляция при самостоятельной работе

  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Я думаю, что выбранные мною методы и приемы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего развития):

Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая

Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились ну-ка, ну-ка.

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем.

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.











Приложение 1.

Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.

Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.



Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.


Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

Приложение2.
Трансвековое интервью.

Журналист берет интервью у Пифагора, Аристотеля, Аристарха Самосского, Птолемея.

Ведущий дает краткую информацию об ученых.
Ведущий .

Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека. Сегодня мы, используя машину времени, сможем побеседовать с греческими учеными.
Журналист.

Трудно поверить, но вот великий математик Пифагор, который жил в 6 веке до нашей эры. Здравствуйте, мы в школе изучаем вашу теорему, а что вы думаете об устройстве Вселенной?


Пифагор.

Я рад, что вы знаете мою теорему. Думаю, что Вселенная имеет более сложное устройство, чем представляли жители Вавилона или Египта. Наша Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.

Ведущий.

Спасибо, но машина времени переносит нас в более поздние времена. И вы сможете взять интервью у человека «самого универсального ума» - Аристотеля. Мы в Афинах. Аристотель жил в 4 веке до нашей эры. Он был учеником знаменитого Платона, школа которого располагалась на окраине Афин и называлась Академией.


Журналист.

Ответьте нам, пожалуйста, в чем особенность вашей модели Вселенной?


Аристотель.

Я предложил свою модель Вселенной. В центре Вселенной, по моему мнению, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных. На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это – двигатель Вселенной.


Ведущий.

Устройство мира по Аристотелю хорошо отвечало наблюдаемым на небе движениям светил. Его взяла под свою защиту христианская церковь.



Журналист.

Аристотель был учителем Александра Македонского, который заложил в дельте Нила город Александрию. Александрийская библиотека не знала себе равных в ней насчитывалось более полумиллиона рукописей. Здесь работал Аристарх Самосский



Аристарх Самосский.

Я считаю, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце. Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению мои гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты.


Ведущий.

Во 2 веке в Александрии жил и работал величайший из астрономов древности Клавдий Птолемей. Дадим ему слово.


Птолемей.

А я разработал свою систему мира, в центр которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной Земли движутся Луна, Солнце, 5 планет, а так же «сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Моя система хорошо объяснила видимое движение небесных тел. Она позволяет определить и предсказать их расположение в тот или иной момент.


Журналист.

Книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов. Его система господствовала в науке на протяжении 13 веков. К сожалению. Время интервью истекло – нам пора возвращаться.


Ведущий.

Надеюсь, вы поняли, как развивалось представление о Вселенной в Древней Греции. Спасибо всем участникам интервью.





































































































Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха — на змее.
























Пифагор





Аристотель



Аристарх Самосский



Птолемей





Древние Индийцы.









Жители Вавилона.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!