СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Земноводные".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Земноводные".»

Класс____8_____

Открытый урок.

Тема: Общие признаки земноводных.

Среда обитания и внешнее строение.


Цели:

1. Формировать знания учащихся о среде обитания и внешнем строении земноводных;

2. Развивать внимание, логическое мышление, учить сравнивать;

3.Воспитывать любовь к природе, животным, воспитывать чувство гуманного отношения ко всему живому.


Ход урока:

1.Организационный момент

Учитель:


СЛАЙД 1

-Приветствую вас, ребята, на уроке биологии. Садимся. Напоминаю, что нельзя опираться грудью о край парты, руки лежат свободно, обе ноги всей ступнёй опираются на пол, спина прямая. Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради, ручка, карандаши, клей).



2. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы познакомились с такими представителями животного мира, как рыбы

СЛАЙД 2

- проверим ваши знания по пройденному материалу


Оцениваться вы будете по количеству жетонов, выданных на уроке за правильные ответы на заданные вопросы.


Общие признаки рыб, среда обитания.

Вопросы:

  1. Назовите среду обитания рыбы? (Водная)

  2. Местообитания (пруд, озеро, река, море, океан).

  3. Чем защищена кожа рыбы от повреждений? (Чешуя)

  4. Чем покрыто чешуя рыбы снаружи? (Слизь)

  5. Чем дышат рыбы под водой? (Жабрами)

  6. Вспомните, на какие три отдела делится тело рыбы, (голова, туловище, хвост).

  7. Назовите речную хищную рыбу (Щука).

  8. Кто может нам рассказать о щуке? Где обитает? Чем питается?

  9. Почему рыбу относят к позвоночным животным? (Скелет)

Оцениваем

3. Введение в тему, целеполагание

Давайте запишем число, месяц


Учитель: у вас на партах карточки зеленого цвета

- Зачеркните пожалуйста 1, 6, 11 буквы и назовите слово.

СЛАЙД 3

УЗЕМНУОВОДУНЫЕ

А) Какое слово у вас получилось?


«ЗЕМНОВОДНЫЕ» (вывешиваем слово на доску)


Учитель: Посмотрите внимательно на слово ЗЕМНОВОДНЫЕ, давайте проведем анализ этого слова с точки зрения русского языка.


мы увидим, что Земноводные – сложное слово, оно имеет два корня: зем- (земля) и вод- (вода).

Земноводные называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше.


СЛАЙД 5

Б) -На следующем слайде названия животных. Исключите лишнее животное и объясните почему? (ответ детей)

ЖАБА ТРИТОН СКАТ ЛЯГУШКА

Молодцы. Правильно, скат относится к рыбе. Остальные животные это земноводные.

У земноводных голая и влажная кожа. они не переносят сухости воздуха и низкой температуры. Живут земноводные в водоёмах и во влажных местах.


В) -Продолжим знакомиться с удивительными животными из класса Земноводные. Героем нашего урока станет…. А кто, мы узнаем, если составим картинки из фрагментов.

Задание «Пазлы». Работаем парами. На парте разрезные картинки. Соберите (Картинки разные по уровню сложности).

СЛАЙД 6 - Итак, героиней нашего урока станет лягушка. - Сегодня на уроке мы поговорим о лягушке.

_Как вы думаете о чем мы сегодня можем узнать? (Ответы детей).





Г) Сегодня узнаем многое о лягушке.

ПЛАН:

-где же мы встретим лягушку в нашей местности?

-внешнее строение лягушки?

-чем питается?

СЛАЙД 7

4. Изучение нового материала.


Запишем тему урока «Среда обитания и внешнее строение лягушки».

Беседа с опорой на жизненные знания и опыт обучающихся. Используется презентация.

де же мы встретим лягушку в нашей местности? (ответы детей).

- Верно, наши зелёные лягушки обитают в реках, озёрах, прудах. Можно их встретить и по берегам водоёмов.

СЛАЙД 8

Посмотрите видео. Я еле заметила лягушку среди водных растений. А почему? (ответы детей).

Да, зелёная окраска тела делает её незаметной на этом фоне. Как это помогает лягушке? (ответы детей).

Правильно, этот камуфляж помогает ловить добычу и самой спасться от врагов: журавлей, цапель, аистов.

внешнее строение лягушки?

СЛАЙД 9

- Теперь рассмотрим нашу лягушку. По внешнему виду она похожа на рыбу или отличается? (ответы детей).

Какие части тела вы можете назвать? (ответы детей).

Есть голова, туловище, передние конечности и задние. Туловище короткое. Сравните передние и задние конечности (ответы детей).

Передние лапы лягушки, снабженные характерными для всех земноводных четырьмя пальцами, довольно короткие. Задние лапки сильно развиты и имеют по пять пальцев. Пространство между ними затянуто кожистой перепонкой, пальцы конечностей не имеют когтей.

-А как передвигаются лягушки? (ответы детей)

-да, на суше передвигаются прыжками, а воде плавают.



-А теперь внимательно рассмотрим голову лягушки

-На что вы можете обратить свое внимание, что ….

Она большая и плоская, слегка заострённая спереди.

Есть глаза. Подберите как можно больше прилагательных, чтобы описать глаза лягушки.

Глаза (Какие?) _____________, __________________, _____________________.

СЛАЙД 10 Большие, выпуклые, красивые и т.д.

А вы знаете ребята, что они защищены прозрачным веком от высыхания и загрязнения. Сзади каждого глаза лягушки находится место, затянутое тонкой кожицей (барабанная перепонка). Показ

Так же у лягушки Две ноздри, которые имеют специальные клапаны, расположены немного выше огромного рта с мелкими зубами.

А как же голова соединяется с туловищем? Узнаем из учебника. Найдите на странице 73 - 4 абзац. Читаем все про себя. Кто нашел –зачитывает.

_ Да, у лягушки нет шеи, повернуть голову она не может.

ем питается?

СЛАЙД 11

У вас на партах карточки Кто в меню? В таблице спрятаны животные которыми питается лягушка. Найдите их.

М

Ж

С

Т

П

В

Я

А



У

У

К

Р

И

Р

К

Ц



Х

А

К

Е

Я

Е

Г

И



А

З

О

Р

В

Ч

У

Н



К

О

М

А

К

А

С

Е



комары, муха, пиявка, гусеница, червяк, стрекоз; жук


Совершено верно лягушки питаются различными животными и уничтожают большое количество комаров.

Так же они служат пищей многим видам хищных рыб, водоплавающим птицам. На суше ими кормятся змеи, некоторые птицы, ежи, хищные млекопитающие.

Зимовка лягушки.

А как вы думает, е где проводят зиму лягушки?

Осенью с понижением температуры лягушка становится малоподвижной, забирается под камни, коряги, находящиеся на дне водоемов, зарываются в ил. В таком состоянии они проводят долгую зиму.


СЛАЙД 12

Мы продолжаем знакомится с земноводными и познакомимся с жабой.

Может казаться, что лягушки и жабы похожи, однако они достаточно разные. Слайд



Небольшой доклад нам подготовил ____________ЖАБА

Довольно часто у нас встречаются жабы. В отличии от лягушек они живут в дали от воды. Жабы- ночные животные. днем они прячутся в сырых укромных местах, а с наступлением ночи выходят на поиск пищи. Задние лапы короче и слабее. Они передвигаются мелкими прыжками или ползают по земле.

Кожа жаб сухая, поэтому они лучше переносят сухость воздуха чем лягушки. На коже имеются бугорки, из которой выделяется едкая слизь. Поэтому птицы и звери обычно их не трогают. Кожа человека слизь не причиняет никакого вреда.

Жаб нужно охранять. Они уничтожают огромное количество вредителей культурных растений.

СЛАЙД 13

5. Физминутка

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

На носочки потянулись.


Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Глазки крепко закрываем,

Молча до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


6. Закрепление знаний.

У вас на парте для каждого есть листочки для приклеивания (Лягушка), наклеим. Учитель напоминает правила посадки и размещения тетради на парте при работе.

-Подпишите части тела лягушки (голова, передние конечности, туловище, ноздри, глаза, барабанная перепонка, задние конечности, рот)

Проверка

СЛАЙД 14


СЛАЙД 15

-Вы просто молодцы. Хочу проверить вашу наблюдательность. Один знакомый художник нарисовал лягушку. Красивая получилась. Только мой знакомый давно учился в школе и что-то забыл. Рассмотрите внимательно картину на слайде. Какую ошибку допустил художник? (ответы детей).

- Да, мы знаем, что у лягушки нет шеи, поэтому поворачивать голову она не может. Молодцы, вы очень наблюдательны.

СЛАЙД 16

Игра «Согласен. Не согласен» Игра «СОГЛАСЕН. НЕ СОГЛАСЕН». Условия игры: на слайде я разместила утверждения. Если вы согласны, то показываете зелёный сигнал, если не согласны с утверждением, то показываете красный сигнал.

  1. Земноводные живут только в воде. (Красный)

  2. У земноводных кожа покрыта чешуёй. (Красный)

  3. У земноводных голая и влажная кожа. (Зелёный)

  4. В тропиках обитает очень мало земноводных. (Красный)

  5. Живут земноводные в водоёмах и во влажных местах. (Зелёный)

  6. В пустынях много земноводных. (Красный)

7. Подведение итогов.

-Потрудились мы на славу. Все на уроке хорошо поработали,

-Ну вот ребята и подходит к концу наш урок и закончить мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:



СЛАЙД 17

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

Ребята о чем говорит это стихотворение?

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

  1. Рефлексия:

-Сегодня я узнал….

- было интересно….

- меня удивило….

СЛАЙД 18

Информация о домашнем задании: Прочитать текст учебника.

Найти информацию о самой крупной и самой маленькой лягушки (работа с интернет источником 2 человека)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!