Урок биологии в 7 классе на тему "Класс Земноводные"
Тема урока: « Класс земноводные или амфибии»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Цель: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде..
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.
Оборудование: Компьютер, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, демонстрационный материал скелета лягушки.
Содержание урока.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».
-Умение соблюдать дисциплину на уроке
-Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
2. Проверка домашнего задания (тест)
Учитель: Прежде чем начнем новую тему давайте вспомним что изучали на предыдущем уроке. Выполнить тестовые задания.
1. Рыбы относятся к типу:
а) бесхордовых;
б) полупроходных;
в) хордовых;
г) позвоночных.
2. Спинной мозг у рыб находится:
а) под позвоночником;
б) в позвоночном канале, образованном верхними дугами позвонков;
в) над позвоночником;
г) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков.
3. Кровеносная система у рыб:
а) замкнутая;
б) незамкнутая;
в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных;
г) диффузная.
4. Сердце у рыб состоит:
а) из одного предсердия и одного желудочка;
б) из одного предсердия и двух желудочков;
в) из двух предсердий и одного желудочка;
г) из двух предсердий и двух желудочков.
5. Кровь у рыб приносит к органам:
а) только питательные вещества;
б) только кислород;
в) питательные вещества и кислород;
г) питательные вещества, кислород и углекислый газ.
6. Основная функция плавательного пузыря рыб
а) выделительная;
б)запасающая;
в) гидростатическая;
г) пищеварительная.
7. Через сердце рыб проходит кровь:
а) венозная;
б) артериальная;
в) смешанная у хрящевых и артериальная у костных;
г) смешанная.
8. Тихоокеанские рыбы кета и горбуша уходят на нерест:
а) на мелководье океана;
б) в глубокие места океана;
в) в места с обилием водорослей;
г) в устья рек.
9. У рыб органы боковой линии выполняют функции:
а) обоняния;
б) осязания;
в) только ощущения глубины погружения;
г) ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды.
10. Выделительная система не связана с органами размножения:
а) у всех видов рыб;
б) у костистых рыб;
в) у хрящевых рыб;
г) у кистеперых рыб.
Ответы: 1в, 2г, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а, 8г, 9г, 10б.
-- Умение строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий
-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника
3.Формулирование темы урока.
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.
Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.
Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).
Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено много памятников.
Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных.
Запись темы на доске и в инструктивных картах.
Создание проблемной ситуации.
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде, сбрасывают кожу и язык у них шиворот – навыворот, у них есть свои рекорды и памятники. Так ли это?
Это нам с вами и предстоит выяснить
Давайте сформулируем цель нашего урока, над которой мы будем сегодня работать.
Ученики ставят цель.
Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения и многообразия земноводных
-Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий
-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника
4. Изучение нового материала
Учитель: Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.
Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?
Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.
Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, фото).
-Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой.
- При пересыхании водоема могут переходить на легочное дыхание.
Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.
Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем.
Какие проблемы они должны были решить?
- Дыхание кислородом воздуха.
- Проблема кожных покровов.
- Изменение характера передвижения.
- Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания).
- Поиск и добыча пищи.
Работа с учебнком:
Задание 1.
Составить опорный конспект,
самостоятельно изучив текст учебника
(стр. 191-193)
- Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.
- Отделы тела - голова, туловище, конечности.
-Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
- Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
- Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды
- Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.
-Среда обитания - суша, вода
На суше - во взрослом состоянии.
В воде - размножение, рост, развитие.
Задание 2. Скелет лягушки
Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13. РТ стр. 107, задание 148.
Задание 3. Внутреннее строение
Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя демонстрационный материал, учебник и рисунок и РТ, стр. 106, задание 146.
Задание 4. Особенности размножения лягушек и забота о потомстве, работа с учебником, развитие земноводных: план, учебник, стр. 196-197.
-Умение организовать выполнение задания учителя
-Умение делать выводы по результатам работы
-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы
-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов
-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли
-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
5. Первичное закрепление. Физминутка.
Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, ученики должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».
1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные живут в воде и на суше. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У земноводных один круг кровообращения. (Нет)
6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
9. У земноводных насчитывается 2 отряда. (Нет)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
6.Закрепление изученного материала. Рефлексия.
. Учащиеся заполняют таблицу
Параметры характеристики
Особенности
Отделы тела (сколько отделов, какие)
Дыхание (чем дышат в воде, на суше)
Кровеносная система ( сколько кругов кровообращения, какое сердце)
Температура тела ( постоянная, непостоянная, от чего зависит)
Размножение (раздельнополые или однополые, оплодотворение, где развивается икра)
Среда обитания (где обитают)
Вопросы учащимся:
- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что вызвало у вас трудности?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
- Какую проблему перед человеком ставит это стихотворение?
– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!
Спасибо за урок!
- Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений
-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли
-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы
-Умение организовать выполнение задания учителя
-Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное
7. Домашнее задание
Учебник стр. 194-197; кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».