ОТКРЫТЫЙ УРОК
по истории
Тема: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941-1945 гг.»
(Начальный период)
Тема урока: «Великая Отечественная война.1941-1945 гг.»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование
Методическое сопровождение и зрительный ряд:
Конспект
Тестовые задания
Опорные схемы
Пакеты документов и проблемных тексты
Карты Великой Отечественной войны
Технические средства обучения
Студент должен знать | Студент должен уметь |
Основные события начального этапа Великой Отечественной войны и их значение; характер Великой Отечественной войны; значение оборонительных сражений летом-осенью 1941 г. и битва под Москвой | анализировать текст документов; уметь читать историческую карту, схему; сравнивать явления, аргументировать свою точку зрения; налаживать коммуникацию в процессе познавательной деятельности |
Цели урока:
1. Обобщить знания студентов о начальном этапе Великой Отечественной войны вскрыть причины временных неудач Красной Армии.
2. Воспитать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов советского народа.
3.Развить навык работы с документами картой, историческое мышление студентов на основе анализа причин неудач на начальном периоде Великой Отечественной войны.
Оснащение урока: карта «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.», пакет документов, проблемные тексты, опорные схемы, диаграммы, фотодокументы, карты, схемы.
Методические связи: по линиям история-литература, история-география, история-математика.
Макроструктура урока:
1. Организационный момент
2. Беседа с целью актуализации знаний, вступительное слово преподавателя, индивидуальные творческие задания студентов.
Великая Отечественная Война – одно из самых ярких событий не только в отечественной, но и мировой истории. Это время, когда решалась судьба народов СССР. Особенно трагичен был начальный период.
Как вы понимаете название войны?
Какие еще войны в Истории России получили название «Отечественная»?
В каких произведениях искусства отражен начальный период войны? Есть ли в ваших семьях участники Великой Отечественной войны, их награды?
Подумайте, исходя из названия темы урока, какой характер будет иметь война со стороны СССР и со стороны Германии?
Вывод преподавателя: таким образом, война со стороны СССР будет носить справедливый, оборонительный характер, а со стороны Германии – захватнический, несправедливый.
Основной вопрос урока: В чем вы видите причины неудач РККА на начальном периоде войны?
3. Изучение нового материала (анализ документов, карты, схемы).
а) На основе работы с пакетом документов № 1 решите следующие задачи:
Как назывался план нападения на СССР, когда началась его разработка?
В чем заключалась основная идея плана, по каким основным направлениям планировалось наступление гитлеровских войск?
Какая судьба была уготована Гитлером народам СССР? Были ли еще в истории человечества такие замыслы, и чем они закончились?
Вывод преподавателя: таким образом, в основе плана «Барбаросса» лежала идея молниеносной войны. Основные направления наступления немецких войск: на Ленинград, Москву и Киев. Война со стороны Германии носила ярко выраженный расовый характер.
б) Нападение Германии на СССР (эвристическая беседа со студентами).
Когда произошло нападение Германии на СССР?
Какой это был день недели?
В какое время суток?
Случайно ли были выбраны этот день и время?
Вывод преподавателя:
22 июня 1941 года – не случайная дата, это самый продолжительный световой день в году (продолжительность утра - с 2 до 5 часов), время самого крепкого сна. Все это говорит о тщательной подготовке Германии к войне, даже в мелочах.
Задание:
На основе анализа пакета документов №2 и №3 необходимо ответить на следующие вопросы:
Знало ли советское руководство о готовящемся нападении?
Если знало, то почему не были приняты меры отражения нападения?
Почему в сводке №1 от 22 июня 1941 г. Сталин исказил информацию?
Переход к пакету документов № 3. (Групповое задание)
Ответить на вопросы:
Как определял причины и характер войны В.М. Молотов?
Согласны ли вы с версией Гитлера об упреждающем характере нападения Германии?
Почему Черчилль и Рузвельт сходились в том, что в этой войне Англия и США должны помогать СССР?
в) Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г.
На основе текста учебника с. 204-206 заполнить таблицу
Вывод преподавателя:
Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. сорвали осуществление плана «Барбаросса».
г) Битва под Москвой (анализ документов)
Анализ пакета документов № 4
Ответить на вопросы:
Когда состоялась битва под Москвой?
Какие этапы можно выделить в Московском сражении?
В чем вы видите причины победы в битве под Москвой?
Какое это имело значение?
Вывод преподавателя:
В результате разгрома немецких войск под Москвой был окончательно сорван план молниеносной войны, которая приобрела затяжной характер.
4. Закрепление.
(«Мозговой штурм», работа в группах)
Тестовый опрос:
В чем заключались причины неудач Красной Армии в начальный период войны?
а) Мнение советского командования?
б) Мнение гитлеровского командования?
(пакет документов № 5).
5. Домашнее задание.
Подготовить сообщение на тему: «Моя семья, город село в годы Великой Отечественной войны» ( обязательно для всех)
Творческая работа «Письмо с фронта, на фронт»
(индивидуальное задание)
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия:
Предварительное тестирование с элементами взаимопроверка в парах.
8. Коррекция знаний студентов.
(Обращение внимания на трудности темы).