СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Предания"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с преданиями о Пугачеве и Ермаке, отметив, что наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе (о Ермаке); показать, как сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в литературе второй половины XVIII века пробивается нередко подлинная сила народного гнева (о восстании Пугачева); повторить исторические песни о Пугачеве; отметить своеобразие жанра частушек.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Предания"»

Тема урока: ПРЕДАНИЯ

Цели: познакомить учащихся с преданиями о Пугачеве и Ермаке, отметив, что наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе (о Ермаке); показать, как сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в литературе второй половины XVIII века пробивается нередко подлинная сила народного гнева (о восстании Пугачева); повторить исторические песни о Пугачеве; отметить своеобразие жанра частушек.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

1) Что мы называем песней? Какие виды фольклорных песен вы знаете? (Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Народные песни бывают лирические, исторические, обрядовые, плясовые.)

2) Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена? Как называются песни подобного содержания?

                      Под славным городом под Полтавой

                      Подымалась Полтавская баталья.

                      Запалит шведская сила

                      Из большого снаряда – из пушки;

                      Запалит московская сила

                      Из мелкого ружья – из мушкета.

                      Не крупен чеснок рассыпался –

                      Смешалась шведская сила.

                      Распахана шведская пашня,

                      Распахана солдатской белой грудью;

                      Орана шведская пашня

                      Солдатскими руками;

                      Посеяна новая пашня

                      Солдатскими головами;

                      Поливана новая пашня

                      Горячей солдатской кровью.

(Эта песня рассказывает о Полтавской битве, о сражении русской армии под предводительством Петра I со шведами. Содержание позволяет отнести эту песню к историческим.)

3) Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении?

(Для народной песни характерны повторы. Здесь они есть: предлог подзапалитраспахана и др. Песня построена на противопоставлении шведской и русской силы (армии). Поле битвы сравнивается с пашней, боевые действия – с пахотой. Есть также свойственные фольклору постоянные эпитеты – белая армия, горячая кровь, крупен чеснок.)

4) Как вы поняли основную мысль (идею) этой народной песни?

(Основная мысль такова: несмотря на то что шведская армия была лучше вооружена (пушки против мушкетов) и более многочисленна, русские победили благодаря мужеству и воинской доблести.)

Карточка 2.

1) Какие песни можно назвать народными лирическими? В чем их своеобразие? Чему они посвящались?

(В лирических народных песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и в то же время многих людей, так как каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поет как бы о себе, вкладывая свою душу; от этого песня не меняется, но становится по-настоящему народной. В лирических песнях отражаются любовные переживания, размышления о нелегкой доле, различные события семейной и общественной жизни. Чаще всего лирические песни протяжные, грустные, но бывают и веселые, плясовые.)

2) Прочитайте песню. Какова ее тема? Какое настроение она передает? К какому виду песен ее можно отнести?

                               Уж ты ночка, ты ноченька темная,

                               Ты темная ноченька, осенняя!

                               Нет у ноченьки светлого месяца,

                               Светлого месяца, ни частых звездочек!

                               Нет у девицы родного батюшки,

                               Нет ни батюшки, нет ни матушки,

                               Нет ни братца, ни родной сестры,

                               Нет ни рода, нет ни племени!

                               Уж как был-то у ней мил-сердечный друг,

                               Да и тот теперь далеко живет...

(Эту песню можно отнести к лирическим. Она рассказывает о тяжкой сиротской доле, об одиночестве героини. Настроение она передает невеселое: тоска, печаль сопровождают жизнь сироты.)

3) Какой распространенный прием построения лирической песни встречается здесь? В чем он состоит?

(В построении этой песни использован прием параллелизма. Вначале идет описание темной осенней ночи, ночи пасмурной, без звезд и без месяца. Потом тяжелой, безрадостной (темной) судьбы девушки-сироты, у которой нет ни родных, ни знакомых, даже милый друг «далеко живет».)

Карточка 3.

1) Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Расскажите об обрядовом фольклоре.

2) Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3) Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны?

(«Ермак готовится к походу на Сибирь» – завоевание новых сибирских земель; «Степан Разин на Волге» – народное восстание под предводительством Степана Разина; «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» – бунт с Емельяном Пугачевым во главе.)

4) Многие поэты разных эпох писали песни в подражание народным. Песни Н. Языкова и А. Кольцова, Ф. Глинки и Н. Некрасова, И. Козлова и многих других стали народными, т. е. их поет не одно поколение людей.

Вспомните (прочитайте) стихотворение А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя...», которое называется «Песня». Чем оно похоже на народную песню? (Текст прилагается, смотри урок 4.)

(В этой песне, ставшей народной, используются традиционные приемы фольклорной песни: параллелизм (одинокий дуб – одинокий в «чужой стороне» герой); повторы (мне родину, мне милую, мне милой дайте взгляд); слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (подруженька, малюточки, тихохонько и др.); инверсия (друг нежный; не вьются ... малютки и т. п.)

Карточка 4.

1) Задание: прочитайте песни; отметьте, какие мотивы народных песен отразились в стихотворении Кольцова.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

                Уж вы ночи мои, ночи темные!

                Вечера ли мои, вечера осенние!

                Я все ночи, все ночи просиживал,

                Я все думы, все думы придумывал –

                Как одна дума-думушка с ума нейдет.

                Она с ума нейдет, со велика разума:

                Если б были у меня, у молодца, крылушки,

                А еще-то были да сизые перушки,

                Полетел бы я на свою сторонушку,

                Поглядел бы я на свое подворьице,

                А еще бы я на родного батюшку,

                А еще бы я на родную матушку,

                А еще бы я на свою молоду жену,

                На свою молоду жену да на малых детушек.

***

                Ох, батюшка наш, славный тихий Дон!

                Тихохонько бежешь, глубоко копашь.

                Славой выводишь круты бережки,

                Посредь себя становишь часто островы,

                На море, на устьице – часты ракитовы кусты.

                Во кустичке свивал сокол тепло гнездышко.

                На завивочку кладет сокол чистого серебра,

                По краюшкам выводит красным золотом,

                Покрышечку сокол красит плисом-бархатом.

                Свивши сокол тепло гнездо, сам задумался:

                На что было, к чему свивать тепло гнездо:

                Нет у меня, у сокола, соколинушки,

                У меня ли, у доброго молодца, молодой жены!

А. В. Кольцов

РАЗДУМЬЯ СЕЛЯНИНА

Сяду я за стол

Да подумаю,

Как на свете жить

Одинокому.

Золотой казны,

Угла теплова,

Бороны – сохи,

Коня – пахаря;

Нет у молодца

Молодой жены,

Нет у молодца

Друга вернова,

Вместе с бедностью

Дал мне батюшка

Лишь один талан –

Силу крепкую:

Да и ту как раз

Нужда горькая

По чужим людям

Всю истратила.

Сяду я за стол

Да подумаю,

Как на свете жить

Одинокому.

                      1837 г.

2) Какие существуют группы народных песен? Что вы знаете об обрядовом фольклоре?

3) Укажите особенности лирических песен. Какие народные песни вы знаете и какие песни вам нравятся?

Карточка 5.

1) Прочитайте народную песню и отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Что передал Некрасов в народной песне? Почему?

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

           Спится мне, младешенькой, дремлется,

           Клонит мою голову на подушечку:

           Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,

           Сердитый по новым погуливает.

           Стучит-гремит, стучит-гремит,

           Снохе спать не дает:

           «Встань, встань, встань ты, сонливая!

           Встань, встань, встань ты, дремливая!

           Сонливая, дремливая, неурядливая!»

           Спится мне, младешенькой, дремлется,

           Клонит мою голову на подушечку.

           Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

           Сердитая по новым погуливает.

           Стучит-гремит, стучит-гремит,

           Снохе спать не дает:

           «Встань, встань, встань ты, сонливая!

           Встань, встань, встань ты, дремливая!

           Сонливая, дремливая, неурядливая!»

           Спится мне, младешенькой, дремлется,

           Клонит мою голову на подушечку.

           Мой любезный по сеничкам похаживает,

           Легохонько, тихохонько поговаривает:

           «Спи, спи, спи, спи ты, моя умница,

           Спи, спи, спи ты, разумница!

           Загонена, забронена, рано выдана».

                                                                                              Н. А. Некрасов

ИЗ ПОЭМЫ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Матрена

     Спится мне, младенькой, дремлется,

     Клонит голову на подушечку;

     Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,

     Сердитый по новым погуливает.

Странники

(хором)

     Стучит, гремит, стучит, гремит,

     Снохе спать не дает:

     Встань, встань, встань, ты – сонливая!

     Встань, встань, встань, ты – дремливая!

     Сонливая, дремливая, неурядливая!

Матрена

     Спится мне, младенькой, дремлется,

     Клонит мою голову на подушечку.

     Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

     Сердитая по новым погуливает.

Странники

(хором)

     Стучит, гремит, стучит, гремит,

     Снохе спать не дает:

     Встань, встань, встань, ты – сонливая!

     Встань, встань, встань, ты – дремливая!

     Сонливая, дремливая, неурядливая!

2) Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк?

3) В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?

2. Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12).

– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

– Как в частушках отражается время?

Р/р. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

3. Исполнение учащимися собственных частушек.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя по новой теме.

Наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVIII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.

Человек ценен своей личной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако вслед за осознанием значения народа в исторических событиях. В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.

Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания), представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане. Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.

3. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника).

4. Беседа по тексту.

– Каким народ представляет себе Ермака?

– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

5. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

6. Слово учителя о литературе второй половины XVIII века.

С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъем крестьянского движения. В 1773–1775 гг. Крестьянская война под предводительством Пугачева грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения пугачевщины.

Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачева, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В. В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже Пушкин оценил одно из воззваний Пугачева как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».

– Вспомните, какие исторические песни о Пугачеве вам известны. («Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».)

– Какое отношение к Пугачеву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

7. Чтение предания «О Пугачеве» (с. 13 учебника).

IV. Подведение итогов урока.

– Какой из текстов преданий вам понравился больше?

– В чем сходство и различие преданий и народных сказок?

Домашнее задание: подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику (задание 1, с. 17, раздел «Развивайте дар слова»); вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!