Урок обществознания.7 класс
Тема: Мой дом, мое жилище.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Цель урока: выявить значение жилища в жизни человека, формирование межэтнического согласия и навыков культуры межнационального общения обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с основными социальными пространствами;
- знакомство с различными национальными культурами (жилище, его особенности)
Развивающие:
- продолжить формирование умения сравнивать и анализировать, делать выводы;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Воспитательные:
- способствовать прививанию интереса к культуре, бережного отношения к жилищу;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- понимание необходимости выстраивания доброжелательных межнациональных отношений.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Используемые на уроке средства обучения:
компьютер, экран, презентации по теме, опорные конспекты, карточки с заданиями для групп.
Учащимся за две недели до изучения данной темы был дано творческое задание подготовить мини – проекты: короткие сообщения (2-3 минуты) с небольшой презентацией: 1 группа – «История развития жилища человека», 2 группа – «Жилища народов мира», 3 группа – «Пословицы и поговорки о доме, жилище»
Ход урока.
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас не смущаться и работать в обычном режиме, быть внимательными и активными. Желаю всем нам плодотворной работы.
На столах у вас лежат листы, в которых вы будете фиксировать оценку проектов
Оценка проектов
Проектный продукт | Требование | Группа №1 | Группа №2 | Группа №3 |
Соответствие заявленным целям | 1. Проект не соответствует требованиям качества (соответствие заявленным целям, эстетика, удобство использования) – 0 б. | | | |
2.Проект соответствует заявленным целям – 1б. |
Использование информации опережающего домашнего задания | 3. Отсутствие домашней подготовки – 1б. | | | |
4. Использование подготовленной дома информации – 2б. |
Характеристика выступления | Требование | | | |
5.Постоянно обращаются к записям при демонстрации проекта – 1б. | | | |
6.Авторы свободно показывают проект, обращается к записям изредка – 2б. |
Речь | 7. Последовательность и логичность нарушаются – 0б. Не нарушаются – 1б. | | | |
8.Изложение последовательно и логично – 1б. | | | |
9.Отсутствие в речи слов, затрудняющих восприятие – 1б. | | | |
Регламент | 10.Выступление в рамках регламента (5-8 минут) – 1 б. | | | |
Актуализация изучаемой темы и постановка цели и задач урока.
Послушайте внимательно стихотворение, и попробуйте определить тему и идею стихотворения.
Чтение стихотворения учителем.
Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища - беда,
Но людям без дома — совсем никуда!
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся)
Вместе с учителем обучающиеся формулируют новую тему «Мой дом, моё жилище»; цели и задачи урока определяются школьниками с помощью учителя.
Возможные формулировки могут выглядеть следующим образом (понятных для самих учащихся).
План урока (слайд)
План урока:
Изучение нового материала
1.Эволюция жилища (История развития жилища человека)
2. Жилища народов мира,
3. Пословицы и поговорки о доме, жилище
4. Пространство жизни человека.
5.Дом, в котором мы живем
6.Рефлексия. Итог урока
7. Домашнее задание
Цель: сегодня на уроке мы познакомимся с социальным пространством, с историей жилища и домами различных народов мира. Слушая проекты одноклассников, проводя собственные исследования, к концу урока мы должны дать ответ на основополагающий вопрос: «Мой дом – моя крепость?». По ходу представления проектов вам нужно будет внимательно слушать и активно работать на уроке. У каждого на парте лежит информационный лист, который к концу урока должен быть заполнен. Также столах у вас лежат листы, в которых вы будете фиксировать оценку проектов
Оценка проектов
Проектный продукт | Требование | Группа №1 | Группа №2 | Группа №3 |
Соответствие заявленным целям | 1. Проект не соответствует требованиям качества (соответствие заявленным целям, эстетика, удобство использования) – 0 б. | | | |
2.Проект соответствует заявленным целям – 1б. |
Использование информации опережающего домашнего задания | 3. Отсутствие домашней подготовки – 1б. | | | |
4. Использование подготовленной дома информации – 2б. |
Характеристика выступления | Требование | | | |
5.Постоянно обращаются к записям при демонстрации проекта – 1б. | | | |
6.Авторы свободно показывают проект, обращается к записям изредка – 2б. |
Речь | 7. Последовательность и логичность нарушаются – 0б. Не нарушаются – 1б. | | | |
8.Изложение последовательно и логично – 1б. | | | |
9.Отсутствие в речи слов, затрудняющих восприятие – 1б. | | | |
Регламент | 10.Выступление в рамках регламента (5-8 минут) – 1 б. | | | |
Итак, мы начинаем.
Эволюция жилища (История развития жилища человека)
Где бы ни поселился человек: в жарких странах или за полярным кругом, на берегу моря или высоко в горах, - ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода и жары, от дождя и ветра.
Форма, структура и обстановка жилища изменялась на протяжении истории человечества.
Как это происходило, нам расскажет 1 группа. Внимательно слушаем и выполняем задание №1 информационного листа.
Представление мини-проектов обучающихся
Постановка проблемы, организация исследовательской деятельности в группах, планирование
Выявление места и причины затруднения, исследовательская работа в группах
Решение проблемы, первичное закрепление
Включение в систему знаний и повторение
Проверка задания №1. Вывод.
Жилища разных народов
Население земного шара состоит из людей разных национальностей. Почему у различных народов дом выглядит по-разному? Почему каждое жилище имеет не только отличительные черты, но и сходства? О жилищах народов мира нам расскажет 2 группа. А мы заполняем задание № 2 информационного листа (таблицу «Сходства и различия домов народов мира»).
Дом был воспет в искусстве разных народов.
Работа с пословицами и поговорками о доме. Выступление группы № 3
Дом, в котором мы живем это не просто 4 стены. Это человеческие отношения, связи и удобства.
Учитель: выслушав мини – проекты, заполните лежащие у вас на столах листы оценки проектов
Оценка проектов
Проектный продукт | Требование | Группа №1 | Группа №2 | Группа №3 |
Соответствие заявленным целям | 1. Проект не соответствует требованиям качества (соответствие заявленным целям, эстетика, удобство использования) – 0 б. | | | |
2.Проект соответствует заявленным целям – 1б. |
Использование информации опережающего домашнего задания | 3. Отсутствие домашней подготовки – 1б. | | | |
4. Использование подготовленной дома информации – 2б. |
Характеристика выступления | Требование | | | |
5.Постоянно обращаются к записям при демонстрации проекта – 1б. | | | |
6.Авторы свободно показывают проект, обращается к записям изредка – 2б. |
Речь | 7. Последовательность и логичность нарушаются – 0б. Не нарушаются – 1б. | | | |
8.Изложение последовательно и логично – 1б. | | | |
9.Отсутствие в речи слов, затрудняющих восприятие – 1б. | | | |
Регламент | 10.Выступление в рамках регламента (5-8 минут) – 1 б. | | | |
Пространство жизни человека.
Еще наши предки говорили, что «Мой дом-моя крепость», ведь дома мы проводим очень много времени.
Но ведь в жизни человека существует не только домашнее пространство… А какое же еще? Давайте разберемся…
Постановка проблемы, организация исследовательской деятельности в группах, планирование
Учитель формулирует перед учащимися проблему, позволяющую достичь цели урока и решить поставленные задачи (слайд №5):.
Проблема связана с пословицей «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», учащимся необходимо разъяснить смысл данной пословицы.
Учащиеся выдвигают первоначальную гипотезу, т.е. пытаются объяснить смысл пословицы (например, следующим образом – если ты попал в чужое или новое общество, подчиняйся его законам, а не учи своим).
Для подтверждения гипотезы обучающимся необходимо провести небольшую исследовательскую работу и с этой целью учащиеся с помощью учителя (по возможности самостоятельно) распределяются на три группы.
Первая группа должна сформулировать понятие «общественная территория», вторая группа – «домашняя территория», третья группа – «личное пространство».
Выявление места и причины затруднения, исследовательская работа в группах
При появлении затруднений, при выполнении исследовательской работы, учащимся напоминается примерный алгоритм решения проблемы (слайд №9):
- формулируем гипотезу;
- читаем текст учебника (на стр. 207-210);
- формулируем и записываем определения – общественное, домашнее, личное пространство;
- решаем проблему, проверяем гипотезу.
Решение проблемы, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учащиеся в группах проводят исследовательскую работу.
Представители от каждой группы озвучивают найденные и сформулированные определения
Общественная территория – это место доступное всем жителям (улица, двор, библиотека, метро и др.)
Домашняя территория – это место где живут семейными интересами и удовлетворением личных потребностей
Личное пространство – это невидимая область, окружающая человека и в которую никто не может вторгаться.
В ходе обсуждения данных особенностей и их значении для человека в частности и общества в целом, семиклассники приходят к выводу (возможно и при помощи учителя), что первоначальная гипотеза верна.
Включение в систему знаний и повторение
Изученный материал учащимся предлагается применить на практике и выполнить следующее задание в группах - Составьте правила поведения человека на общественной, домашней и личной территории, которые позволят ему чувствовать себя комфортно и не мешать остальным.
Выявленные правила поведения учащимся предлагается записать на доске в форме кластера. При недостатке времени возможно устное озвучивание.
По мере готовности представители от каждой группы записывают на доске разработанные ими правила поведения (каждая группа своим цветом) и делается окончательный вывод.
Записи на доске сохраняются и могут быть использованы в дальнейшем.
Возможные ответы учащихся
Правила поведения на улице:
- веди себя дружелюбно;
- не обижай маленьких;
- уважительно относись к представителям всех национальностей и др.
Правила поведения дома:
- люби и уважай родителей;
- выполняй домашние поручения и др.
Правила поведения в своей комнате:
- поддерживай чистоту
- следи за порядком и др.
Общий вывод – доброжелательные отношения в обществе зависят от нас самих, от того насколько мы хорошо придерживаемся общечеловеческих ценностей, от того насколько мы уважаем традиции местного населения и культурные особенности других народов.
Подведение итогов
Совсем скоро вы станете взрослыми людьми и будете строить свой дом. Мне бы очень хотелось, чтобы ваш дом отличался от других , чтобы вам в нём было тепло и уютно.
Я предлагаю вам «строительный материал», и каждый из вас вложит свой кирпичик в дом будущего.
На листах бумаги, сделанных в форме кирпичей, написано: Любовь, уважение, эгоизм, доброта, поддержка, вспыльчивость, взаимопонимание, терпение, властность, ответственность, забота.
Рефлексия:
В завершении мне бы хотелось, чтобы вы оставили отзыв о сегодняшнем уроке, заполнив анкету, которая лежит у каждого на парте (заполнение анкеты) (слайд №10):
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Домашнее задание, выставление отметок
Домашнее задание (слайд № 11): выучить
§ 28-29 и выполнить разноуровневые задания:
1 вариант. § 28-29, рабочая тетрадь: задание № 4.
2 вариант. § 28-29, рабочая тетрадь: задания № № 2,3
3 вариант. Составить (на выбор) презентацию, буклет, кроссворд (например составить кроссворд «Жилища народов мира»), опорную схему по теме «Мой дом, моё жилище».
Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить также стихотворением
Пусть в вашем доме будет всё:
Любовь, покой, уют, богатство,
Пусть будет в нём всегда тепло,
Чтобы xотелось возвращаться.
Чтоб в доме вашем свет не гас,
Чтоб радость и надежда грели,
И столько было б сил у вас,
Чтоб вы всё-всё преодолели.
Чтоб добрый дом вас много лет
Заботливо оберегал,
Xранил от слёз, проблем и бед
И самым лучшим в мире стал.
Чтобы всегда в руке рука,
Глаза в глаза, к плечу плечо.
Спасательный свет маяка -
Ваш дом. А надо ли ещё?