Произведение трёх и более множителей
Урок математики
3 класс, 2 четверть
Урок разработала и провела Трокай Елена Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №29 с. Центральное» Шкотовского района Приморского края
2016 – 2017 учебный год
Целевое назначение урока: дать представление о произведении трёх и более множителей
Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков
Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится:
-упрощать выражения: записывать выражения, содержащие только действие умножение, без скобок. Вычислять значение выражений вида: 4х8х2 на основе использования свойств умножения.
Метапредметные результаты
Познавательные
-Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
-Воспроизводить своими словами алгоритмы; выполнять действия по образцу, алгоритму.
-Выполнять задания с использованием материальных объектов (указателей), рисунков, схем, моделей.
Регулятивные
- Формулировать и удерживать учебную задачу.
-Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
-Составлять план и последовательность действий.
-Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
-Определять общую цель и пути её достижения.
-Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
-Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
-Соблюдать грамматические нормы речи.
Тема урока: «Произведение трёх и более множителей»
Цель: формировать умение находить произведение трёх и более множителей, используя переместительное и сочетательное свойства умножения.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, в парах, индивидуальная.
Оборудование и раздаточный материал:
листы самооценки;
карточки с заданием для групповой работы;
фломастеры;
прямоугольники для моделирования краткой записи задачи;
слайды – презентация урока;
карточки с числами
Ход урока
Организационно – мотивационный этап.
- Ребята, здравствуйте. Меня зовут Елена Ивановна (бейджик) и сегодняшний урок проведу с вами я. Поприветствуйте гостей.
- Мы сегодня на уроке будем покорять Вершину, но не горную, а «Вершину математических знаний». Для успешного восхождения и покорения вершины альпинисту требуются специальные знания и снаряжение. И нам сегодня на уроке потребуются ваши знания, умения, а наше снаряжение – это книги, тетради, различные карточки, лист самооценки и т. д.
- У вас на партах лежат листы самооценки, посмотрите, подпишите свою фамилию. Обратите внимание на план работы. Эти задания вам нужно будет выполнить и после каждого задания оценить себя, поставив галочку в нужной колонке.
Актуализация знаний. Устные вычисления.
- Итак, ребята, готовы к путешествию? Откройте тетради и запишите дату сегодняшнего урока.
Математический диктант.
- В пути нам потребуется таблица умножения и умение быстро считать в уме. Давайте разомнёмся. (Ответы на слайде. Самопроверка).
Слайд. Возьмите листы самооценки, найдите первое задание. Кто справился без ошибок, поставьте галочку в нужной колонке. Кто допустил одну ошибку? Две? Или больше? Отметьте. Дальше вы будете заполнять эту таблицу самостоятельно.
Работа с числами, составление ряда чисел, нахождение соседей числа. (Устная фронтальная работа, в листе самооценки не фиксируется).
Вычисли удобным способом
8 + 7 + 13 + 12 = (12 + 8) + (13 + 7) = 40
- Какие математические свойства применяли? Зачем их применяли? (переместительное и сочетательное свойства сложения; считали удобным способом)
- Кто также выполнил задание без ошибок, поднимите руки. Отметьте в листе, кто с одной ошибкой? С двумя? У кого не получилось?
Поставьте галочку, оцените свою работу.
Самоопределение к деятельности.
- Размялись, и тут на нашем пути возникла неожиданная преграда. Что вы видите на доске? (Выражения, примеры на умножение, произведение трёх и четырёх множителей…)
4 ∙ (2 ∙ 5)
6 ∙ (7 ∙ 1)
9 ∙ (3 ∙ 2)
3 ∙ 8 ∙ 3 ∙ 1
- Я вам предлагаю узнать значения этих выражений. Как нужно выполнять действия в этих выражениях? (В строго определенном порядке).
- Давайте вспомним правило о порядке выполнения действий.
- Кто справился с заданием? (Проверяем первые три выражения: 40, 42 и 54). У вас получилось решить 4 выражение? Почему не получилось? С какой трудностью вы столкнулись? (Мы ещё не можем умножить 24 на 3).
- Может кто-то решил 4 выражение? Объясните решение.
- А какие математические свойства помогли вычислить значение 4 выражения? (Переместительное и сочетательное свойство умножения).
- Не забудьте оценить себя.
- Так чему мы будем сегодня учиться? (Умножать несколько чисел).
- Значит тема нашего урока? (Произведение трёх и более множителей).
- Какие математические свойства помогли решить четвертое выражение? (Переместительное и сочетательное)
- Может кто-то сформулирует цель урока? (Находить произведение трёх и более множителей, используя переместительное и сочетательное свойство умножения).
Физкультминутка
- Перед следующим испытанием обязательно нужно размяться.
- Я вам буду называть примеры на умножение, вы хором ответ. Но это ещё не всё. Если в ответе чётное число, вы поднимаете руки вверх и хлопаете, если нечётное – прыгаете на месте. Начали:
3 ∙ 4
6 ∙ 5
5 ∙ 3
2 ∙ 8
3 ∙ 7
4 ∙ 4
9 ∙ 9
7 ∙ 5
6 ∙ 8
8 ∙ 4
- Молодцы!
-
Этап закрепления. Работа в группах.
- На нашем пути следующая преграда. И чтобы двигаться дальше, мы должны её преодолеть. Я вам предлагаю поработать в группах, потому что преодолевать преграды, трудности и препятствия лучше вместе, сообща, не одному.
Найдите значения выражений
(5 ∙ 2) ∙ 3 = □ ∙ 3 = 5 ∙ (2 ∙ 3) = 5 ∙ □ = 5 ∙ (3 ∙ 2) = 5 ∙ □ = (5 ∙ 3) ∙ 2 = □ ∙ 2 = | Выполните такие же записи для выражения 4 ∙ 8 ∙ 1 = |
Уберите выражения, которые не подходят к теме сегодняшнего урока. Найдите значение оставшихся выражений.
2 ∙ 7 ∙ 4 = 56
7∙ 2 + 32 : 4
67 + 4 ∙ 5
2 ∙ 8 ∙ 1 ∙ 5 = 80
4 ∙ 5 ∙ 2 = 40
8 ∙ 2 ∙ 0 = 0
Решите задачу: В магазин привезли 2 ящика. В каждом ящике было по 6 коробок с грушами. В каждой коробке – по 3 кг груш. Сколько всего килограммов груш привезли в магазин?
Составьте краткую запись с помощью прямоугольников (в зеленом конверте).
Решение запишите выражением. Если возможно, примените свойства умножения для вычисления.
Для тех, кому сложно, воспользуйтесь карточкой-помощницей.
( ∙ ) ∙
∙ ( ∙ )
карточка - помощница
3 ∙ (6 ∙ 2) = 36 – сначала нашли, сколько всего коробок, потом нашли, сколько в них килограмм груш.
(3 ∙ 6) ∙ 2 = 36 – сначала нашли, сколько кг в одном ящике, в 6 коробках, потом, сколько килограмм всего.
– В заключение работы, вспомните тему нашего урока, свойства умножения, которые вы применяли для вычислений и сделайте вывод. Вы должны вставить в карточки пропущенные слова и расположить эти карточки по порядку.
«Если в выражении содержится только действие ____________,
то вычисления можно выполнять в ________________порядке,
применяя _____________и_____________ свойства умножения».
-
Представители от группы выходят и прикрепляют вывод на доску. Проверка.
Вызываю 5 (6) человек. Вы – множители. Дети получают карточки с числами: 0, 1, 5, 2, 7, (4).
-
Итог урока.
- Пришло время подвести итоги. Над какой темой работали на уроке?
(Произведение трёх и более множителей)
- Какую цель мы ставили на уроке?
(Научиться находить произведение трёх и более множителей)
Рефлексия
- Рассмотрите лист самооценки. Сделайте вывод, смогли ли вы достичь поставленной цели.
- У кого большинство заданий выполнено без ошибок? Вы достигли самой вершины горы.
- Если вы допускали 1 или 2 ошибки, то вам осталось до вершины совсем чуть-чуть и вы получаете «4».
- Если больше всего «галочек» у вас в предпоследней колонке, то вы достигли середины горы.
-
- На этом наше путешествие закончилось. Спасибо за урок!
Приложение 1.
Ф.И. _____________________________________________________________
План работы | Выполнил без ошибок | Допустил 1 ошибку | Допустил 2 ошибки | Допустил 3 и более 3-х ошибок | Не выполнил задание |
Устный счёт. Математический диктант | -
| -
| -
| -
| -
|
Устный счёт. Вычисли удобным способом | -
| -
| -
| -
| -
|
4 выражения на умножение | -
| -
| -
| -
| -
|
1 задание в группе | -
| -
| -
| -
| -
|
2 задание в группе | -
| -
| -
| -
| -
|
3 задание в группе | -
| -
| -
| -
| -
|
-
| -
| -
| -
| -
| -
|
-