СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Лев и собачка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Лев и собачка"»

У рок литературного чтения З «Б »

Провела Абдуллаева Сабина Играмутдиновна учитель МБОУ СОШ №2 п.Бели дата: 14.03.202Ог

Тема урока: Л.Н. Толстой “Ј1ев и собачка”.

Тип урока: комбинированный урок.

МетоДы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

ЗаДачи:

  1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

  2. Помочь понять, в чем особенность жанра ”быль

З. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

  1. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

  2. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

  3. Раскрытие детьми жизненных истин — доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Планируемые результаты:

Предметные: различают жанры литературы, понимают особенности жанра «быль», анализируют произведение; раскрывают трагедийный смысл были «Лев и собачка», воспринимают мысли и чувства автора, заложенные в произведении; умеют осмысленно и выразительно читать произведение «Лев и собачка».

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, различают этические чувства, умеют передавать свое эмоциональное отношение к произведению.

Метапредметные УУД:

познавательные: понимают информацию в выразительных средствах произведения, на первоначальном уровне анализируют произведение; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

коммуникативные: адекватно воспринимают содержание высказываний собеседников; высказывают оценочные суждения, рассуждения, доказывают свою позицию; регулятивные: выполняют учебные действия в устной речи и оценивают их.

ОборрДование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого. детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого ”Лев и собачка”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок на наш открытый урок.

Ребята, улыбнитесь друг другу, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

П. Знакомство с биографией писателя.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите. что вы можете рассказать об этом

человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого .

Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 828 года в и м ении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любртл деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с АС. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали — Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца.

Ученик 2.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом. ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен. но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Ш. Актуализация знаний учащихся.

А теперь посмотрите на слайд. О каком произведении пойдёт речь на нашем уроке? (Демонстрируется запись темы).

-Это быль.

— Что означает слово быль?

- Обратимся к ”Большому толковому словарю русского языка“ Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

  1. То, что было в прошлом.

  2. Рассказ о действительном происшествии.

-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

-Что можно сказать о собаке? (Собака — Домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы Детей: да — нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ — «Лев и собачка».

Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Включается ауДиозапись были «Лев и собачка».

-Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль? (О любви и привязанности животных друг к другу)

  • Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

  • Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

  • Где происходит действие? (в зверинце)

  • Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

  • Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец — место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин — богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться — поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился — ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метсися — беспокойно двигался из стороны в сторону.

ИзДохла --- умерла.

Засовы — большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

Чтение Детьми были « цепочкой» (по абзацу).

  • Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анстиз произведения.

  • Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье Диких зверей брати Деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было Денег , но ему захотелось погляДеть на зверей в зверинце). Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

  • В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и Деньги уравниваются. В тексте эти слова соеДинении союзом Если нет денег, то Домашних животных, друзей человека, можно отДать на корм ДИКИМ зверям.)

  • Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

  • Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватит — значит, Действовал необдуманно, случайно ухватил то. что поДвернулось под руку.)

-Прочитайте, как лев повел себя ? (ПоДошел к ней, понюхал. посмотрел с любопытством, тронул ее лапой...)

-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросиш его не есть ее. Была очень Добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и Другие Добрые слова)

  • Почему? (он любит ее, потому что маленькая, Добрая и беззащитная)

  • Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь мерей, крупное животное, могучее рычание)

-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай. (.. оторват кусок мяса и поДелился с ней)

-Как лев относился к собачке? (Она понравитась .7b(Sll Лев относился к- ней ласково, поДружился с ней, полюбит ее.)

  • Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной њтетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спат с ней вместе, а иногДа играл с ней).

  • Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, Доверяет ему, он не обиДит ее, не преДаст).

-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год. -Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерли) - Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестач есть, а всё нюхат, лизат собачку и трогси её лапой).

-Какие Ееивства испытывает лев от потери собачки? (безысхоДность, он не знает, как вернуть своего друга)

-С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стат хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стат грызть засовы и пол.

Целый день он бится, метатся в клетке и ревел, потом лёг поДле мёртвой собачки и затих).

  • Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не нахоДи.1. Возможно, он понт, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сДелать).

  • Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (Дал новую собачку)

  • Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

-Почему лев не принимает новую собачку? (Друзей не меняют , был ей

  • С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразит льва, как человека, показа], как он переживает горе, утрату.)

-Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преДанным Другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

-Какой конец в этой истории? (печаљный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята — это ... (Дети высказывают свое мнение).

  • Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

  • Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают. они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. V. Итог урока: рефлексия.

  • Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

  • Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас? - Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу) - С каким чувством вы уходите с урока?

Задание на дом: стр. 160-162 — пересказ (от лица льва).

Перед окончанием урока мне хочется поДвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают. дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва — урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

О тзыв об открытом уроке литературного чтения учителя начальных классов МБОУ СОШ 2 Абдуллаевой Сабины Играмутдиновны

Урок был проведен в 3”Б”классе

Дата проведения: 14.03.2020г

Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Тема и цель занятия, чётко сформулированные в начале уроке, были отмечены в течение всего урока красной нитью. Тип урока:

обобщительно-повторительный. Учитель использовал разнообразные методы и приёмы работы, что позволило всем ребятам принимать активное участие в беседе, блиц-опросе, анализе эпизодов, выразительном чтении текста. Замысел занятия реализован в полном объёме. Содержание урока насыщенно, доступно. Учащиеся с интересом выполняли задания. Изложение учебного материала, теории литературы учащимися было быстро усвоено. Проблемные вопросы учителя по поэме показали готовность ребят к самостоятельной оценке произведения, раскрыли умение логически мыслить. Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения. Применение здоровьесберегающей, проблемно-обучающей технологии позволило сделать урок рациональным и результативным. На уроке применялись различные виды работы: самостоятельная, фронтальная, групповая. Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:

расширению знаний по творчеству Л.Н. Толстого, знанию теоретического материала по литературе, Интеграция урока литературы с музыкой позволила учащимся увидеть связь литературы и музыки, углубить их знания в этих видах искусства. Занятие способствовало развитию таких качеств личности как: коммуникативность, способность к эффективному общению, критическое мышление, креативность, установка на творчество, самостоятельность и ответственность.

Учитель русского языка и литературы ОУ СОШ №2

1

Отзыв об открытом уроке литературного чтения учителя начальных классов МБОУ ”СОШ № 2”

Абдуллаевой Сабины Играмутдиновны

Урок был проведен в З классе

Дата проведения: 14.03.2020г

Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Тема и цель соответствовали методам и приёмам проведённого урока. На уроке очень хорошо прослеживалось использование технологии проблемного обучения, компетентностно-ориентированные технологии. Замысел занятия реализован полностью. В традиционном уроке учителю удалось сочетать многие виды работы, а быстрый темп показал высокую подготовку учащихся по русскому языку. В ходе занятия максимально использовались слайд шоу из рассказа по данному тексту. Содержание урока доступно, интересно, включало в себя много материала из повторения Изложение нового материала носило проблемный характер. Ребята, отвечая на вопросы и выполняя задания, показали прочные знания. Еще одним интересным моментом было то, что на этапе закрепления материала учащимся были предложены примеры с допущенными в них ошибками. Задача учеников заключалась в нахождении ошибки, объяснении ее характера и ее исправлении. Последующие задания предусматривали парно-групповую работу, при которой нужно было составить картинки путем решения примеров, что в значительной степени активизировало мыслительную деятельность. Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы (за компьютером, у доски, в тетради). Особенно хорошо прослеживалась индивидуальная работа со слабоуспевающими, которым предлагались задания базового уровня. Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: в области русского языка, в области информационных технологий, в проектно-аналитической деятельности, в исследовательской деятельности, в плане продолжения образования и эффективного самообразования. Занятие способствовало развитию качеств личности:

к оммуникативность, способность к эффективному общению, критическое мышление, креативность, самостоятельность и ответственность, рефлективность, способность к самооценке и самоанализу. Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией, создал комфортную обстановку образовательной среды, благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся), в течение всего урока наблюдался партнерский сти отношений педагога и обучающихся. кес

Директор МБОУ СОШ №















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!