1 этап. Подготовительный (организационно- мотивационный) | 5 мин | Приветствие студентов: Приветствие студентов. Староста озвучивает количество студентов на занятии, отмечает отсутствующих. Определение темы и цели занятия: Сегодня мы с вами продолжим изучение кислородсодержащих соединений. Напомните, пожалуйста, что отличает кислородсодержащие соединения от других, ранее изученных вами органических соединений? Конечно, наличием кислорода в молекуле органических соединений. Давайте попробуем определить тему урока? Перед вами на столе лежат: лимон, зеленое яблоко, апельсин. Скажите, какой признак объединяет эти предметы? Запишите, пожалуйста, тему занятия. «Карбоновые кислоты. Номенклатура ИЮПАК. Тривиальные названия карбоновых кислот». (Мотивация к изучению, через выполнение заданий) Предлагаю решить ребус (приложение 1) Как вы думаете, какая цель нашего урока? Цель нашего урока – опираясь на полученные вами ранее знания, расширить сведения о кислородсодержащих соединениях; познакомиться с новым классом соединений «Карбоновые кислоты», номенклатурой и тривиальным названием для некоторых карбоновых кислот, рассмотреть строение КК, физические свойства. Для этого в течение урока нам необходимо рассмотреть понятия «карбоновая кислота», «карбоксильная группа», научиться давать определения этим понятиям, рассмотреть конкретных представителей карбоновых кислот, а также на основе номенклатуры ИЮПАК научиться называть карбоновые кислоты и записывать их формулы. | Встают, приветствуют преподавателя. Отвечают на вопрос. Отвечают (кислый вкус). Записывают тему в тетрадь. Решают ребус. Высказывают свое мнение. Записывают цель в тетрадь. |
2 этап. Актуализация опорных знаний. | 5 мин | Вопросы студентам: Перед началом изучения новой темы давайте вспомним то, что мы проходили на предыдущих занятиях по разделу кислородсодержащих соединений. (Альдегиды и кетоны). Дайте определение «альдегиды» и «кетоны». Назовите представителей альдегидов и кетонов. Назовите формулы альдегидов и кетонов? Получение и химические свойства альдегидов? | Отвечают на вопросы: Альдегиды – это органические соединения, в которых карбонильная группа связана с одним атомом водорода и одной группой R(углеводородным радикалом). Кето́ны — органические вещества, в молекулах которых карбонильная группа связана с двумя углеводородными радикалами. А :формальдегид К: ацетон А:RCOH К:RCOR Альдегиды при окислении первичных спиртов, а кетоны при окислении вторичных. Для альдегидов характерна реакция серебряного зеркала(качественная реакция). (+гидроксида меди), при этом медь выпадает в осадок, для альдегидов характерна реакция гидрирования. |
3 Этап. Основной (изучение нового материала) | 15 мин | Изучение нового материала сопровождается наглядными материалами видеоролик «Карбоновые кислоты: строение, физические свойства и номенклатура». (https://www.youtube.com/watch?v=qZxqheNDZaQ) Карбоновые кислоты – это органические соединения, молекулы которых содержат карбоксильную группу –СООН, связанную с УВ радикалом. (Попробуйте вывести общую формулу самостоятельно) . Карбоксильная группа –СООН (записывает структурную формулу на доске). Название функциональной группы произошло от названий образующих ее карбонила –С=О и гидроксилла –ОН. (Записывает на доске схему с представителями) КК подразделяются I.По числу гидроксильных групп: -одноосновные (уксусная) -двухосновные(щавелевая) -трехосновные(лимонная) II. По типу УВ радикала: -предельные (уксусная) -непредельные (акриловая) -ароматические (бензойная) Номенклатура КК По систематической (заместительной) номенклатуре IUPAC названия карбоновых кислот образуют из названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса -овая и слова кислота. Правила составления названий карбоновых кислот по систематической (заместительной) номенклатуре ИЮПАК За основу выбирают самую длинную углеводородную цепь, содержащую карбоксильную группу. Нумерацию главной углеродной цепи начинают с атома углерода карбоксильной группы. Указывают положение заместителей и их названия, первым из них указывается наиболее простой. Несколько одинаковых заместителей указывают с помощью приставки -ди, -три, -тетра и т. д. К названию соответствующего алкана прибавляют суффикс -овая и слово кислота. Тривиальные названия (смотрим стоп-кадр видео на экране). Запишем некоторые физические свойства КК(стоп-кадр видео на экране) | Студенты слушают, смотрят видео на экране. Записывают в тетрадь необходимую информацию. Пытаются вывести формулу самостоятельно. По необходимости задают вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации. Записывают тривиальные названия для некоторых КК. |
4 Этап. Закрепление нового материала | 15 мин | Выполнение практических заданий на усвоение теоретического материала по изучаемой теме.(Работа в группах) Задание 1. Составить формулы первых пяти гомологов КК. Задание 2. (Приложение 2.) Назовите КК по формуле. Задание 3. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (на доске): м етан ацетилен уксусный альдегид уксусная кислота | Студенты делятся на группы, составляют формулы КК, отвечают на вопросы преподавателя, называют КК по номенклатуре, записывают уравнения реакций, взамопроверка. |
5 Этап. Подведение итогов | 5 мин | Подведение итогов: Сегодня на занятии мы изучили с вами ветвь кислородсодержащих соединений - карбоновые кислоты. Давайте еще раз дадим определение КК, что такое карбоксильная группа? Как вы считаете, достигли ли мы поставленной в начале занятия цели? Чему мы научились на уроке? Как вы думаете, какое применение карбоновых кислот в жизни человека? Заключение: Карбоновые кислоты – важнейший класс соединений, который широко применяется в нашей жизни. Применяются при консервировании, используются как приправа к пище и многое другое. | Студенты систематизируют полученную на уроке информацию, отвечают на вопросы преподавателя, высказывают собственную точку зрения. |
6 Этап. Рефлексия | 3 мин | Подведение итогов занятия с использованием сайта https://onlinetestpad.com/ru/test/296607-karbonovye-kisloty Прочитайте следующие понятия 1.Карбоновые кислоты Карбоксильная группа Номенклатура карбоновых кислот Оцените их усвоение лично вами по следующей шкале: Я полностью усвоил тему 5 Я усвоил понятие наполовину 4 Я частично усвоил понятие 3 Я не считаю понятие усвоенным 2 Выставление оценок преподавателем в группе с учетом их работы на занятии. | Студенты выполняют тест: переходят по ссылке на сайт (https://onlinetestpad.com/ru/test/296607-karbonovye-kisloty ) . Проводится собственная оценка результатов УЗ в целом и своей учебной деятельности в частности. |