СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Карбоновые кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок "Карбоновые кислоты"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Карбоновые кислоты"»

Технологическая карта урока по дисциплине Химия на тему «Карбоновые кислоты» ГАПОУ ИО «Заларинский агропромышленный техникум» УПО п.Кутулик


Автор-разработчик

Костылева Кристиа Александровна

Профессия

43.01.09 Повар, кондитер; группа №85

Учебный цикл

Естественно-научный

УД/МДК

ОУП.13 Химия

Междисциплинарные связи

Биология




Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Дать представление о карбоновых кислотах; познакомиться с номенклатурой ИЮПАК карбоновых кислот и их тривиальным названием.



Способствовать развитию навыков работы с различными источниками (учебник, раздаточный материал, интернет-ресурсы), умению находить, критически оценивать, систематизировать полученную информацию, развитию коммуникативных

навыков, умению применять полученные знания

Способствовать воспитанию в студентах уверенности в своих силах; самостоятельности суждения; взаимоуважение к одногруппникам.





Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции


ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач




ОК 5.

Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности




ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

клиентами



Требования к результатам освоения УД/МДК (в соответствии с ФГОС, рабочей программой)

Умения для освоения

Знания для усвоения

У 1

Уметь называть карбоновые кислоты по их химическим формулам, умение составлять формулы по их названию.

З 1

Номенклатура ИЮПАК карбоновых кислот

Наименование и № раздела

Раздел 3. Кислородсодержащие соединения.

кол-во часов

22 часа

Наименование и № темы

№30. Карбоновые кислоты: строение, свойства, номенклатура.

1 час

Тип учебного занятия

Комбинированный урок (изучение нового материала с практическим применением знаний)

Место проведения учебного занятия

Учебная аудитория №9

Форма организации учебного занятия

Групповая, фронтальная, индивидуальная


Методы, приемы обучения


Интерактивный, Информационно-коммуникативный, поисковый, выполнение индивидуальных заданий


Ресурсы учебного занятия


Материально- технические


Основная литература


Дополнительная литература


Электронно-информационные

  • посадочные места по количеству студентов;

-рабочее место преподавателя;

  • компьютер;

  • телевизор;

  • доска.

Учебник – О.С.Габриелян Химия 10 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011.

Ерохин Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей».

Видеоурок по теме «Карбоновые кислоты»

(https://www.youtube.com/watch?v=qZxqheNDZaQ )


Этапы и хронология учебного занятия



Этапы

Время


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1 этап.

Подготовительный (организационно- мотивационный)

5 мин

Приветствие студентов:

Приветствие студентов.

Староста озвучивает количество студентов на занятии, отмечает отсутствующих.


Определение темы и цели занятия:

Сегодня мы с вами продолжим изучение кислородсодержащих соединений.


Напомните, пожалуйста, что отличает кислородсодержащие соединения от других, ранее изученных вами органических соединений?


Конечно, наличием кислорода в молекуле органических соединений.


Давайте попробуем определить тему урока?




Перед вами на столе лежат: лимон, зеленое яблоко, апельсин. Скажите, какой признак объединяет эти предметы?


Запишите, пожалуйста, тему занятия.

«Карбоновые кислоты. Номенклатура ИЮПАК. Тривиальные названия карбоновых кислот».


(Мотивация к изучению, через выполнение заданий)


  1. Предлагаю решить ребус (приложение 1)


Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Цель нашего урока – опираясь на полученные вами ранее знания, расширить сведения о кислородсодержащих соединениях; познакомиться с новым классом соединений «Карбоновые кислоты», номенклатурой и тривиальным названием для некоторых карбоновых кислот, рассмотреть строение КК, физические свойства.


Для этого в течение урока нам необходимо рассмотреть понятия «карбоновая кислота», «карбоксильная группа», научиться давать определения этим понятиям, рассмотреть конкретных представителей карбоновых кислот, а также на основе номенклатуры ИЮПАК научиться называть карбоновые кислоты и записывать их формулы.


Встают, приветствуют преподавателя.






Отвечают на вопрос.









Отвечают (кислый вкус).




Записывают тему в тетрадь.




Решают ребус.




Высказывают свое мнение.


Записывают цель в тетрадь.

2 этап.

Актуализация опорных знаний.

5 мин

Вопросы студентам:

Перед началом изучения новой темы давайте вспомним то, что мы проходили на предыдущих занятиях по разделу кислородсодержащих соединений. (Альдегиды и кетоны).

  1. Дайте определение «альдегиды» и «кетоны».

  2. Назовите представителей альдегидов и кетонов.

  3. Назовите формулы альдегидов и кетонов?

  4. Получение и химические свойства альдегидов?


Отвечают на вопросы:

  1. Альдегиды – это органические соединения, в которых карбонильная группа связана с одним атомом водорода и одной группой R(углеводородным радикалом).

Кето́ны — органические вещества, в молекулах которых карбонильная группа связана с двумя углеводородными радикалами.

  1. А :формальдегид

К: ацетон

  1. А:RCOH

К:RCOR

  1. Альдегиды при окислении первичных спиртов, а кетоны при окислении вторичных.

Для альдегидов характерна реакция серебряного зеркала(качественная реакция). (+гидроксида меди), при этом медь выпадает в осадок, для альдегидов характерна реакция гидрирования.

3 Этап. Основной (изучение нового материала)

15 мин

Изучение нового материала сопровождается наглядными материалами видеоролик «Карбоновые кислоты: строение, физические свойства и номенклатура». (https://www.youtube.com/watch?v=qZxqheNDZaQ)


Карбоновые кислоты – это органические соединения, молекулы которых содержат карбоксильную группу –СООН, связанную с УВ радикалом. (Попробуйте вывести общую формулу самостоятельно) .

Карбоксильная группа –СООН (записывает структурную формулу на доске). Название функциональной группы произошло от названий образующих ее карбонила –С=О и гидроксилла –ОН.


(Записывает на доске схему с представителями)


КК подразделяются

I.По числу гидроксильных групп:

-одноосновные (уксусная)

-двухосновные(щавелевая)

-трехосновные(лимонная)

II. По типу УВ радикала:

-предельные (уксусная)

-непредельные (акриловая)

-ароматические (бензойная)


Номенклатура КК

По систематической (заместительной) номенклатуре IUPAC названия карбоновых кислот образуют из названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса -овая и слова кислота.


Правила составления названий карбоновых кислот по систематической (заместительной) номенклатуре ИЮПАК


За основу выбирают самую длинную углеводородную цепь, содержащую карбоксильную группу.

Нумерацию главной углеродной цепи начинают с атома углерода карбоксильной группы.

Указывают положение заместителей и их названия, первым из них указывается наиболее простой. Несколько одинаковых заместителей указывают с помощью приставки -ди, -три, -тетра и т. д.

К названию соответствующего алкана прибавляют суффикс -овая и слово кислота.


Тривиальные названия (смотрим стоп-кадр видео на экране).

Запишем некоторые физические свойства КК(стоп-кадр видео на экране)


Студенты слушают, смотрят видео на экране.


Записывают в тетрадь необходимую информацию.


Пытаются вывести формулу самостоятельно.


По необходимости задают вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации.




























Записывают тривиальные названия для некоторых КК.

4 Этап.

Закрепление нового материала

15 мин

Выполнение практических заданий на усвоение теоретического материала по изучаемой теме.(Работа в группах)


Задание 1. Составить формулы первых пяти гомологов КК.

Задание 2. (Приложение 2.) Назовите КК по формуле.


Задание 3. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (на доске):


м етан ацетилен уксусный альдегид уксусная кислота

Студенты делятся на группы, составляют формулы КК, отвечают на вопросы преподавателя, называют КК по номенклатуре, записывают уравнения реакций, взамопроверка.




5 Этап.

Подведение итогов

5 мин

Подведение итогов:

Сегодня на занятии мы изучили с вами ветвь кислородсодержащих соединений - карбоновые кислоты. Давайте еще раз дадим определение КК, что такое карбоксильная группа?

Как вы считаете, достигли ли мы поставленной в начале занятия цели? Чему мы научились на уроке?


Как вы думаете, какое применение карбоновых кислот в жизни человека?

Заключение: Карбоновые кислоты – важнейший класс соединений, который широко применяется в нашей жизни. Применяются при консервировании, используются как приправа к пище и многое другое.





Студенты систематизируют полученную на уроке информацию, отвечают на вопросы преподавателя, высказывают собственную точку зрения.

6 Этап. Рефлексия

3 мин

Подведение итогов занятия с использованием сайта https://onlinetestpad.com/ru/test/296607-karbonovye-kisloty


Прочитайте следующие понятия 1.Карбоновые кислоты

  1. Карбоксильная группа

  2. Номенклатура карбоновых кислот


Оцените их усвоение лично вами по следующей шкале: Я полностью усвоил тему 5

Я усвоил понятие наполовину 4 Я частично усвоил понятие 3

Я не считаю понятие усвоенным 2

Выставление оценок преподавателем в группе с учетом их работы на занятии.

Студенты выполняют тест: переходят по ссылке на сайт (https://onlinetestpad.com/ru/test/296607-karbonovye-kisloty ) .

Проводится собственная оценка результатов УЗ в целом и своей учебной деятельности в частности.


Приложение 1.


























Приложение 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!