СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Химия» Тема: «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ, ИХ СТРОЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Химия» Тема: «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ, ИХ СТРОЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Химия» Тема: «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ, ИХ СТРОЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

«КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ, ИХ СТОЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»

Учебник Габриелян О. С. «Химия 10 класс»

Цель урока:

Создать условия для изучения особенностей строения и свойств карбоновых кислот, формирования системы знаний и умений по теме, применения знаний в сходных и нестандартных условиях.

Задачи урока:

  • создать условия для приобретения учащимися знаний по особенностям строения и химическим свойствам карбоновых кислот, для воспроизведения знаний и умений по теме;

  • создать условия для развития познавательной активности, умения приобретать знания на основе самостоятельно проведенного эксперимента, самостоятельности учащихся, развития логического мышления, навыков работы в группе, коммуникативных навыков, расширение предметных знаний и умений,

  • создать условия, способствующие формированию опыта творческой работы учащихся, развитие личности, формирование устойчивой потребности в знаниях, труде, здоровом образе жизни; развитие творческих способностей путем обучения приемам эффективной познавательной и творческой деятельности; развитие культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, воспитанию адекватной самооценки.

Тип урока: комбинированный

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Контроль усвоения полученных знаний

  5. Домашнее задание

  6. Подведение итогов

Используемые технологии

  • развивающие

  • информационно-коммуникативные

  • здоровьезберегающие (чередование видов деятельности, паузы-разминки для глаз, элементы хромотерапии)

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Виды деятельности учащихся:

  • Ответы на теоретические вопросы

  • Работа с учебником

  • Составление уравнений химических реакций

  • Экспериментальное исследование

  • Выполнение тестового задания

  • Самостоятельная оценка результативности работы

Средства обучения:

  • Мультимедийная презентация, содержащая слайд шоу, интерактивные задания, ключи для проверки выполнения заданий

  • Таблицы растворимости, Периодические таблицы элементов

  • Лабораторное оборудование и химические реактивы. (спиртовка, держатель, штатив для пробирок, пробирки; магний, уксусная кислота, муравьиная кислота, гидроксид натрия, аммиачный раствор оксида серебра, фенолфталеин, карбонат натрия, метилоранж, оксид кальция, этиловый спирт).

  • Дидактические материалы (карточки с заданиями, тестовые задания)

  • Листы самооценки

Планируемый результат:

Каждый ученик должен

  1. Знать тривиальные названия простейших карбоновых кислот, строение карбоксильной группы; уметь составлять структурные формулы карбоновых кислот и называть их по систематической номенклатуре.

  2. Знать способы получения и химические свойства карбоновых кислот, правила безопасной работы с карбоновыми кислотами, распознавать. кислоты, уметь делать выводы на основании эксперимента,

  3. Знать причину проявляемых карбоновыми кислотами свойств; , уметь составлять уравнения реакций, уметь сравнивать состав и свойства метановой и этановой кислот, устанавливать зависимость между составом, строением, свойствами, применением к. кислот. Прослеживать генетическую связь между классами органических соединений.

  4. Уметь адекватно оценивать свои знания, быть готовым к дальнейшему обучению

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. 1. этап. Организационный момент

задача: подготовка учащихся к уроку.

1. Делит учащихся на группы, предлагая при входе в класс карточки разного цвета.

2. Проверяет готовность класса к уроку, приветствует учащихся.

1. Занимают места за рабочими столами в соответствии с цветом выбранной карточки.

2. Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

  1. этап: Актуализация опорных знаний. Задача: обеспечение мотивации.

1. Знакомим учащихся с темой урока и его целью, акцентирует внимание на значимость карбоновых кислот в жизни человека..

2. Напоминает о необходимости сохранения здоровья, чередования различных видов деятельности.

1. Записывают тему урока в тетрадь, оценивают свою готовность к уроку.

3. этап: Изучение нового материала

задача: овладение знаниями на основе лабораторного опыта.

1.Предлагаем просмотреть первый блок информации

При возникновении затруднений рекомендует использовать учебник.

1. Работают в группах, отвечают на вопросы:

Что общего во всех предлагаемых формулах?

Что такое карбоновая кислота?

Предполагаемые ответы учащихся:

Общая группа COOH

Карбоновыми кислотами называют вещества, содержащие функциональную группу COOH – карбоксильную.

2. Объясняет правила наименования карбоновых кислот

1) главная цепь должна начинаться и нумероваться с карбоксильной группы ;

2) указываются положение и название заместителей ;

3) указывающего число атомов в цепи , идет суффикс, показывающий наличие или отсутствие двойных, тройных связей, их положение ;

4) добавляется – овая кислота; если карбоксильных групп несколько , то перед – овая ставится числительное (ди, три ..).

Предлагает работу со вторым блоком информации № 2, который содержит правила наименования карбоновых кислот и задания:

Дайте название и напишите структурную формулу по названию:

СН3-СН-СН2-СООН

СН3

│ 2,4,4- триметилгексановая кислота

Предлагает провести паузу- разминку для глаз

2. Работают в группах с блоком информации №2

Дают ответы после обсуждения.


Проделывают упражнения, полезные для глаз

3. Рассказывает о видах изомерии карбоновых кислот:

А) изомеры углеродного скелета
Бутановая кислота и 2- метилпропановая кислота

Б) межклассовые изомеры

Бутановая кислота и Этилацетат (сложный эфир)

3. Записывают в тетрадь формулы и названия кислот, как примеры изомеров.

4. Рассказывает об особенностях строения карбоксильной группы:

Смещение электронной плотности по связи С – О идет к кислороду, как к более электроотрицательному элементу. Чтобы компенсировать частично положительный заряд атом углерода смещает электронную плотность от кислорода гидроксильной группы, а тот в свою очередь от водорода, который становится подвижным и легко отрывается от молекулы.

Указывает на реактивы на подносах и разноцветные листы с заданиями для работы в группах: Сообщает учащимся, о положительном влиянии теплых цветов на состояние организма и том, что лечение цветом называется хромотерапией

Предлагает выполнить лабораторные опыты.

4. Проводят опыты, руководствуясь заданием.

Группа 1. (желтые листы )- уксусная кислота + индикатор; муравьиная кислота + магний;

Группа 2. (зеленые листы )- муравьиная кислота + гидроксид натрия + ф/ф; уксусная кислота + гидроксид натрия + ф/ф;

Группа 3. (красные листы )- уксусная кислота + карбонат натрия; муравьиная кислота + соль;

Через 5 минут проводят презентацию работы, пишут на доске уравнения реакций, рассказывают о проведенных опытах, демонстрируют их результат(окраска индикатора, выделение газа, реакция нейтрализации), делают выводы .

После презентации все учащиеся расходятся по своим местам и оформляют результаты опытов в тетради.

5. Рассказывает о восстановительных свойствах муравьиной кислоты.

Демонстрирует лабораторный опыт взаимодействия муравьиной кислоты с аммиачным раствором серебра.

Предлагает провести паузу- разминку для глаз.

5. Наблюдают за опытом, записывают в тетрадь уравнение реакции.

НСООН + Аg2О→2Аg + Н2СО3

Проделывают упражнения, полезные для глаз

6.Предлагает ученикам прочитать, работая в группах, третий блок информации и, пользуясь учебником, ответить на вопрос: О каком веществе идет речь?

Вещество № 1

Представляет собой бесцветную жидкость с резким характерным запахом. Хорошо растворима в воде. При температуре 16,75 затвердевает, образуя кристаллы. При попадании во внутрь организма вещество образует сильные ожоги. Используется при приготовлении пищи, в быту, в орг.синтезе. Производные кислоты в с/х применяются в качестве гербицидов.

Вещество № 2

Бесцветная жидкость с резким запахом и температурой кипения 100,8 , хорошо растворима в воде. Обладает бактерицидными свойствами. Ядовитое вещество, при попадании на кожу вызывает ожоги. Используется при крашении тканей и бумаги, как консервант фруктовых соков. Также применяется в пчеловодстве.

6. Используя учебник обсуждают ответ на вопрос и называют его классу.

Вещество 1 – уксусная кислота

Вещество 2 – муравьиная кислота.

Записывают в тетрадь формулы этих кислот, дают их номенклатурное наименование.

4 этап: Контроль усвоения полученных знаний

задача: выявление уровня овладения знаниями

1. Раздает листки ответов и проводит химический диктант:

Вариант № 1: Уксусная кислота

Вариант № 2: Муравьиная кислота

1. Это этановая кислота.

2. Ее 70-80 % водный раствор называют эссенцией.

3. Это метановая кислота.

4. В ее молекуле карбонильная группа соединена с гидроксильной группой.

5. Бесцветная жидкость с резким характерным запахом.

6. Жидкость с температурой кипения 100,8 С.

7. Хорошо растворима в воде.

8. Обладает бактерицидными и восстановительными свойствами.

9. Используется при приготовлении пищи, в быту, в сельском хозяйстве.

10.Качественной реакцией на это вещество является реакция» серебряного зеркала».

11. Получается окислением этаналя.

12.Получается разложением соляной кислотой формиата натрия.

13. Ее водный раствор изменяет окраску метилового оранжевого в красный цвет.

14.Является более сильной кислотой из двух названных.

15.При диссоциации образует ацетат- ионы.

16.Образует формиат-ионы.

17.С этанолом образует этилацетат.

18.С активными металлами выделяет водород .

19. Применяется при дублении кож, при крашении ,как консервант для

кормов.

20.Вступает в реакцию замещения (с галогенами ).

По окончании диктанта демонстрирует правильные ответы и шкалу баллов.

Ключ: «+» вариант 1: 1,2,4,5,7,9,11,13,15,17,18,20;

Вариант 2: 3,4,6,7,8,10,12,13,14,16,18,19.

На заранее заготовленных листах для ответов они записывают вариант и фамилию соседа по парте.

Вариант Выполнил Проверил

Во время химического диктанта школьники отвечают на вопросы, проставляя знаки «+» (да), обмениваются листами и проверяют друг друга, ставя свои «+».

Таким образом все учащиеся выполняют оба варианта.

Учащиеся осуществляют взаимопроверку, выставляют себе отметку: за каждые два правильных ответа- 1 балл.

12-11 баллов – 5

10-8 баллов – 4

7 – 6 баллов - 3

5 этап: Домашнее задание

задача: обеспечение понимания цели действия

§ Карбоновые кислоты

Осуществить переход ацетилен→этилен→этанол→ацетальдегид→уксусная кислота

Решить задачу на вывод формулы карбоновой кислоты:

Дано: ω(С)═62%, ω(О)═27,6%,ω(Н)═10,4%,Д(Н2)═58

6 этап: Подведение итогов

задача: анализ и оценка успешности достижения цели.

В заключение урока организует процесс рефлексии, комментируя соотношение цвета и настроения.

Уходя с урока учащиеся прикрепляют к стенду « Итоги урока» разноцветные смайлики. По этим рожицам можно определить понравился урок ученикам. или нет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!