СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок биологии в 6 классе на тему "Плоды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок биологии в 6 классе на тему "Плоды"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок биологии в 6 классе на тему "Плоды"»


МБОУ – Старозюринская СОШ Тюлячинского муниципального района РТ







Открытый урок в 6 классе по теме: «Плоды».

Урок разработан согласно всем требованиям ФГОС ООО.







Урок разработан учителем биологии:

Сахабиевой Г.М.


















Старые Зюри,2016

Урок по теме: «Плоды».

Цели.

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).

2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.


Оборудование:

Кочан капусты, шишка ели, клубень картофеля, корнеплод моркови.

тарелки, зубочистки. Корзина с плодами.











Здравствуйте ребята, гости! (2 мин)

1. Слайд 1. Организационный этап. "Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность" Бернард Шоу.

Бернард великий драматург и прожил он почти 100 лет, только благодаря своей деятельности. Поэтому я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.

Я рада Вас всех здесь видеть.

И так начинаем работу на сегодняшнем уроке.

- У нас 1 команда и 5 учеников.

- Есть капитан- ________________ .

- На столе лежит инструктивная карта, вписываем состав команды. Капитан внимательно слушает ответы, дополнения команды и по ходу отмечает баллы, каждому участнику, по 1баллу.

- В команде должны работать все, в конце урока капитан выставит оценку каждому учащемуся.


2. Актуализация знаний. Давайте вспомним материал прошлого урока, который нам поможет в усвоении нового.

И так начнем нашу работу. (5 мин)

  1. У вас на столах лежат карточки с рисунками подпишите их какой это вид соцветия?

  2. И вторая карточка, на ней нужно выделить правильные утверждения.

  3. Подпишите части цветка на рисунке.

  4. И в конце составьте слово из полученных букв.

  5. Правильно вышло слово плод.


И так сегодня мы будем говорить о плодах.


Давайте определим основные задачи сегодняшнего урока. Что нам предстоит изучить? (1мин). Бүгенге дәреснең бурычлары нинди соң?

- Дать определение понятию плод.

- Узнать Из чего образуется плод.

- Классификацию. И Примеры плодов.


А теперь, давайте попробуем решить спор двух товарищей. Они запутались и не знают, к какой части растения это отнести? Определим, что же это за часть растения? (5 мин)

- Кочан капусты (Кэбестэ кучэне)

- Шишка ели (чыршы куркэсе)

- Клубень картофеля (бэрэнге булбесе)

- Морковь (кишер)

Кочан капусты – это не плод, так как он образовался до цветения растения. Это двулетнее растение. Плод образуется только после появления цветка. Это почка – часть побега.

Шишка ели – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка – это побег.

Клубень картофеля – это видоизменённый побег. Наличие глазков – почек, междоузлие. Внутреннее строение как у стебля.

Морковь – это корнеплод, где в запас откладываются питательные вещества.

Димәк болар җимешләр түгел, ә нәрсә соң ул җимеш алайса? Ул ничек барлыкка килә? Чәчәкнең кайсы өлешләре җимеш ясалуда катнаша?

Бүген без шушы сорауларга җавап табарбыз дип уйлыйм.


Как же происходит образование плодов? (2 мин)

(Вспомните строение цветка, какие части цветка принимают участие в образовании плодов?)



( Слайд: цветок яблони – плод яблони)

Как связаны между собой эти органы растений? Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?

( Опыление, оплодотворение)


Что такое опыление? Где созревает пыльца?() Куда она должна попасть?


ПЛОД – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.

Рассмотрим строение плода . (Слайд )


Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.

Возьмите зубочистки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод.(4 мин)

  1. Все ли плоды удалось проколоть? (нет)

  2. Почему? (оболочка плода жёсткая)

  3. Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи? ( из некоторых плодов вытекает сок)

  4. Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)

  5. А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)


Разделите на 2 тарелочки плоды: в 1 – сочные, во 2 – сухие.


Ну что устали? Давайте немножко отдохнем. Физминутка. (1 мин)


Итак посмотрим на какие группы делятся плоды. Рассказ учителя. (10мин) Открываем рабочие тетради. Пишем тему.

У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся.

(Определяем по слайдам).


КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ


СОЧНЫЕ СУХИЕ

Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные

- Ягода - Костянка - Коробочка - Зерновка

- Яблоко - Боб - Семянка

- Померанец - Жёлудь

- Тыквина - Крылатка


Сочные плоды:

Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семян. Смородина, виноград.

Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах. Яблоко, рябина, груша.

Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).

Померанец или гесперидий – ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).

Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).

Сухие плоды:

Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).

Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом. (дуб).

Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник, одуванчик).

Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница, рис).

Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).

Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).

Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак, тюльпан).

Лабораторная работа. (5 мин) Заполнение таблицы. Бирелгән җимешләрне классификацияләре буенча урнаштыры таблицаны тутырыгыз.

А теперь по соревнуемся. Какие сказки связаны с растениями и их плодами вы знаете? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

Ученики называют по очереди, не повторяясь. Командир записывает балл каждому ученику. ( Это Дом.зад.)(2 мин.)

    • Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

    • Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

    • Плод стручок – “Мужик и медведь” (репка).

    • Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).

    • Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

Ребята, вот мы сегодня познакомились плодами. А каково значение плодов в природе? В жизни человека?(3 мин)








ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ

В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Развитие семени Продукты питания

Созревание семян Корм скоту

Расселение растений Лекарство

Пища для животных Сырьё в промышленности

Освоение новых территорий



Давайте попробуем сформулировать основные выводы по теме: «Плод».(2)

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.

Рефлексия. (2мин)

Смайлики. с каким настроением вы уходите с урока. Можете написать словами.

Слово капитану команды. Оцените работу команды и каждого участника.



Спасибо всем за работу на уроке. Все оценки будут выставлены в журнал.





Тема

Строение, значение и классификация плодов.

Цель

Формирование условий для усвоения учащаемся знаний строения и функций плодов, классификация и виды плодов

Планируемый результат


Предметные умения

УУД

В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов; давать определение понятиям: плод, значение плода, строение и виды плодов.

В ценностно-ориентационной сфере:

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.



Личностные: 

Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные:  Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные:  Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные:  развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности

Основные понятия

Плод; околоплодник; семя; семязачатки; померанец; тыквина; костянка; ягода; яблоко; многокостянка; боб; орех; крылатка; семянка; желудь; зерновка; коробочка.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

С литературой

  1. лабораторная работа

  2. Работа в группах

  3. фронтальная

  4. Индивидуальная



Учебник биологии В.В. Пасечник;

Лабораторное оборудование

Компьютер, проектор

Тип урока

Комбинированный урок





























Этапы урока:

Этап урока

Методы обучения

УПЗ урока

Формируемые УУД

Методы оценки/

самооценки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент


Приветствует уч-ся. Определяет готовность уч-ся.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Регулятивные – самоконтроль учебной деятельности

самопроверка

2. Актуализация знаний

1. Работа в карточках

2. Утверждения


Проверяет уровень сформированности у учащихся представления о строении цветка, соцветия их значения

Выполняют работы в карточках

Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; устанавливать взаимосвязь

индивидуально

3. Мотивация и стимулирование

Фронтальная беседа по выполненным работам

Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Учащиеся вместе с учителем определяют тему урока, цели занятия, план работы

Познавательные: выделение и формирование познавательной цели,

Регулятивные: постановка цели и анализирование условий достижения цели.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Словесная проверка учителем

4.Изучение новой темы

Компетентно ориентированные задания – информационная компетентность, коммуникативная компетентность

Рассказывает используя презентацию

Класс работает по данным карточкам.

Познавательные: Построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Излечение необходимой информации из текста

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Оценка продукта деятельности

5. Закрепление

Найти пропущенные слова

Организует работу учащихся.

Учащиеся выдвигают свои версии и из всех версий определяют самую верную

Познавательные: формировать умения анал-ть, срав-ть, обобщ-ь, выдв-ть гипотезы, выделять главное, делать самос-ные выводы;

Коммуникативные:  развитие ком-ой куль-ры; осознание ценности совместной деят-ти

Взаимопроверка

6. Итоги урока.

Рефлексия.

самооценка

Анализирует уровень освоения учащимися необходимых знаний, умений и эмоциональный настрой.


Анализируют собственный результат

Личностные: самоконтроль и самооценка Регулятивные: прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения


Оценка собственного продвижения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!