СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: " А.С. Грибоедов: личность и судьба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок: " А.С. Грибоедов: личность и судьба"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: " А.С. Грибоедов: личность и судьба"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

в 9 классе

ТЕМА УРОКА : «А. С. ГРИБОЕДОВ: ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА».



Цели: 

-познакомить с личностью А.С. Грибоедова; проследить творческую историю комедии «Горе от ума»;

-совершенствовать умение анализировать историко-литературный процесс;

-способствовать формированию чувства гордости за русскую литературу.

Оборудование урока:

1) презентация об Александре Сергеевиче Грибоедове;

2) компьютер, мультимедиапроектор.



Использованная литература и интернет ресурсы:

1.Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1(Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв и др.; под редакцией В.Я. Коровиной.-20-е изд.-М. :Просвещение, 2013.

2.Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе : 9 класс/Авт.-составит. В.Я. Коровина и др.-М.: Просвещение, 2010.

3.https //yandex.ru/images/

4.https //ru/Wikipedia.org/

Ход урока:

(Слайд ).

На экране портрет А.С. Грибоедова работы И. Крамского, 1873г.





Эпиграф: Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…

Н.Чавчавадзе







I. Работа по теме урока.

1. Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы продолжаем изучение историко-литературного процесса 19 века.

Вы помните, что 19 век начался таким направлением в искусстве как романтизм. Основной чертой этого направления было то, что человек противостоял обстоятельствам.



Развитию романтизма в русском искусстве способствовали исторические события 1812года (война с Наполеоном) и восстание декабристов 1825 года.

Действительно,19век стал особенным для русской литературы. А какие имена: Жуковский, Пушкин, Лермонтов…

И сегодня нам предстоит знакомство с человеком особенным: талантливым, светским, незаурядным, бунтарём, одним словом-героем своего времени.

Этому человеку: музыканту, политику, драматургу, дипломату, военному было суждено создать в литературе образ, соответствующий сути явлений самой жизни. Реальный образ.

Как же мог выглядеть такой незаурядный человек?

(Демонстрируется портрет А.С. Грибоедова работы И. Крамского, 1873г.)

2. Литературно-музыкальная композиция.

Учитель. Именем Александра Сергеевича Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всём блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое бессмертное произведение-комедию «Горе от ума». Значение и влияние таких произведений «выходит далеко за пределы их исторической эпохи». (Слайд)

Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством комедии, блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна.

Кто он был? Драматург? Военный? Дипломат? Музыкант? Политик? Может быть, все вместе?

1-ый ученик. Родился Александр Сергеевич в 1795 г. в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. В 1806–1812 гг. он учится в Московском университете и заканчивает юридический и философский (отделение словесности) факультеты. Закончить третий факультет – математики и естественных наук, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук помешала Отечественная война 1812 года. Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. Но поскольку оба полка, в которых служил будущий автор комедии, находились в резерве, участвовать в военных действиях ему не пришлось.

2-ой ученик. В 1816 г. Александр Сергеевич оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками, изучал древние и восточные языки, много читал, занимался музыкой, причем был не только тонким знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял.

Учитель. До нас дошли два вальса Грибоедова, послушайте один из них.

Звучит вальс А. С. Грибоедова.

После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был?

(Слайд ).

(Показ остальных портретов А. С. Грибоедова - работы Машкова, Уткина, Каратыгина.)

Если внимательно всмотреться в эти портреты, невольно приходит мысль: а не разные ли это люди? Повторяется только одно – очки. Так, на знаменитой гравюре Н. Уткина 1829 г. – задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде.

На более раннем портрете работы П. Каратыгина (1828 г.) – надменный профиль с длинным носом, с застывшей усмешкой – «холодный», уверенный в себе чиновник.

На акварели В. Машкова 1827 г. – тонкогубый, задумчивый человек, с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А вот портрет, написанный много лет спустя после смерти поэта, в 1873 г.,  художником И. Крамским. Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешке… Холодный лик…

Так каким же он был на самом деле?

Каким его видели современники?

1-й ученик. «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией». (Б. Андреев.)

2-й ученик. «И в лице его видно было столько же искреннего участия, как и в его приемах – умения жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства, без всякой формальности… Кровь сердца всегда играла у него на лице». (А. Бестужев.)

3-й ученик.

                   Одеян не был ты туманом,

                   Не искажен и не уныл,

                   Но бледен… нет, ты ясен был…         

                   …Свой покров нередко дума

                   Бросала на чело твое,

                   Где ты прикрыть желал ее

                   Улыбкой, шуткой, разговором…

                                          (В. Кюхельбекер. Памяти Грибоедова)

Учитель. Значит, не было у Грибоедова «холодного лика»? Принято считать, что домом Грибоедовых управляла мать, которая была жестока со своими крепостными. (Слайд)

Поэтому с юных лет Александр жил «умом и сердцем» в другом мире, где господствовали совершенно иные настроения, чувства, мысли, интересы. Он принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодежи, которая заявляла себя противницей насилия и жадно мечтала о новой, «свободной» жизни:

    По духу времени и вкусу

Он ненавидел слово «раб»…

Ученик 1. Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими активными участниками декабристского движения. Он писал:

                …Не наслажденье жизни цель,

                  Не утешенье наша жизнь.

                  О, не обманывайся, сердце!

  (Отрывок из стих. «Прости, отечество!»)

Ученик. 2. В 1817 г. Грибоедов участвует в дуэли «четверых» в качестве секунданта. Причиной дуэли стала ссора балерины Истоминой со своим возлюбленным Шереметевым. За ней пытался ухаживать граф Завадовский. Грибоедов стал случайным свидетелем, так как после спектакля зашёл за кулисы высказать восхищение игрой актрисы. Гвардейский корнет Якубович обо всём рассказал Шереметеву. Стрелялись Шереметев и Завадовский, в результате Шереметев погиб.

Позже состоялась дуэль Грибоедова и Якубовича. Поэт был ранен в руку, хотя многие считали, что противник целился в живот. После этого тяжело пережитого им события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и «праздной рассеянностью». Ему предложили отправиться на дипломатическую службу либо в Соединенные Штаты Северной Америки, либо в Персию.

Он выбрал Персию. Здесь он провёл свои лучшие годы, здесь возник окончательный замысел комедии «Горе от ума».

Назначенный секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. «Секретарь бродячей миссии» – так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел «Горя от ума».

3-й ученик. Лучший друг Грибоедова, С. Н. Бегичев, писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге, в 1816 г., и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторых действующих лиц…»



1-й ученик. В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 г.

Учитель. Да, такая точка зрения существует. Учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что этот 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

2-й ученик. Существует легенда, что сюжет комедии «Горе от ума» Грибоедову приснился…

Учитель. Да, существует такая версия. Причем сам автор в письме из Тавриза от 17 ноября 1820 г. подтверждает: «…– Когда же должно быть готово? – Через год непременно. – Обязываюсь. – Через год, клятву дайте…И я дал ее с трепетом Я пробудился ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне дано, наяву исполнится!»

Комедия была завершена к осени 1824 года. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Комедия дошла до читателей России в виде «списков» (отрывки с цензурными правками). Успех был потрясающий. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» (из письма Грибоедова С. Н. Бегичеву, июнь 1824 г.).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 г.; первоначально называлось оно «Горе уму».

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт: столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной дворянской средой. В итоге «горе» от собственного ума полной мерой испил сам автор. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

Грибоедов постоянно вращался в среде будущих декабристов. Когда восстание произошло, драматург находился на Кавказе. Здесь, в крепости «Грозная», он был арестован 22 января 1826 г. «высочайшим повелением – по подозрению в принадлежности к тайному обществу». В течение четырех месяцев заключения его несколько раз допрашивали; он отрицал свое участие в декабрьском восстании, и его друзья-декабристы подтвердили его показания.

Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы, в Тифлис, где он исполняет должность секретаря по дипломатической миссии.

В 1828 году заканчивается война с Персией. Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов, благодаря которому и был подписан Туркманчийский мирный договор. (Слайд)

Грибоедов с почетом был принят императором Николаем I, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии.

Выдающийся дипломат, Грибоедов мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие предложения и планы не были одобрены правительством Николая I. Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в «политическую ссылку».

Вернувшись на Кавказ, Грибоедов женился «на той, которую любил». Нину Александровну Чавчавадзе, дочь известного грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, писатель знал давно. Он был своим человеком в этом доме, где часто собирались лучшие люди Грузии. (Слайд)

Инсценировка.

Ученик. Его будущая жена –16-летняя княжна Нина Чавчавадзе; она очень любезна, очень красива и прекрасно образованна.

Ученица. В одном из писем Грибоедова есть воспоминание о том, как он сделал своей будущей жене предложение. (Садится за журнальный столик, на котором портрет «Нина Чавчавадзе» работы Нателы Ианкошвили.)

Ученик. «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзевой… все на нее глядел, задумался, сердце забилось, беспокойства ли другого рода, по службе, теперь



необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, не знаю, но, выходя из-за стола (молодой человек встает, подходит к девушке, берет ее за руку), я взял ее за руку и сказал ей: «Vener avec moi, jai guelgue chose a vous dire»* (см. Примечание). Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я ее усажу за фортепиано. Вышло не то, дом ее матери возле, мы туда уклонились, взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыхание занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее… нас благословили…» (Снова звучит вальс Грибоедова. Молодые люди танцуют.)

Учитель. Но счастье было очень недолгим. Надо было срочно по делам ехать в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов выехал вместе с женой  в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно, предчувствуя недоброе, он оставил Нину на границе. Он очень тосковал в разлуке. Вот строки из последнего его письма к жене.

Ученица (вернувшись за столик, читает). «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить… Чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после этого никогда не разлучаться».

Ученик. 30 января 1829 г. толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями, напала на русское посольство. Грибоедов был убит.

1-й ученик. Убийство Грибоедова было заранее обдуманным и преднамеренным: тегеранским властям не нравилось, как решительно и настойчиво защищал русский посланник интересы России.

В записках барона К. К. Боде, секретаря посольства, есть важное сообщение о том, что стража и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха для усмирения толпы, пришли, когда «все было кончено»; очевидно, именно таким был приказ.

2-й ученик. «…Враждебно расположенные к Грибоедову люди подстрекнули народ осадить дом посольства и силою вырвать из наших рук укрывающихся в стенах его русских пришельцев. Когда толпа теснилась у ворот… один из конвойных казаков, защищая вход во двор, выстрелом из пистолета убил, как говорят, персиянина. Ожесточенный народ поднял и отнес бездыханный труп на шахский майдан (или дворцовую площадь), куда собралось многочисленное духовенство, разжигая страсти черни на мщение за пролитую мусульманскую кровь. От слов перешли скоро к делу. Народ снова явился в еще большем количестве к дому посланника. Тогда Грибоедов и остальные члены миссии, видя, что дело плохо, приготовились к осаде и заделали все окна и двери; вооруженные и в полной форме, они решили защищаться до последней капли крови… Говорят, что Грибоедов одним из первых был убит пулей из ружья бахтиарца…

Когда все было кончено и наступила мертвая тишина, явилась на сцену городская стража и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха для усмирения народа…





Учитель. Незадолго до отъезда в Персию Грибоедов, как бы предвидя свою гибель, говорил жене: « Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, похорони меня в Тифлисе, в Монастыре Давида». Она исполнила его волю .Когда русское правительство по настоянию жены Грибоедова Нины Чавчавадзе потребовало выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать только по кисти руки , простреленной в молодости на дуэли.

11 июня 1829 года А.С.Пушкин, направляющийся в действующую против турок армию, по дороге из Тифлиса в Карс, встретил арбу, запряжённую двумя волами. Несколько грузин сопровождали её. «Откуда вы?»- спросил Пушкин. «Из Тегерана». «Что везёте?» - «Грибоедова…» (Слайд)

Ученик. На памятнике, который установила на могиле вдова поэта Нина Александровна Грибоедова, она написала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» (Слайд).

Учитель. Нина Александровна прожила долгую жизнь, но, оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла чёрного траурного платья до последних дней своих.

Что в моих глазах ставит Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни были, – это та настойчивость и неустрашимость, с которою он ушел поддерживать достоинство русского имени на Востоке… Заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны всякого уважения…

Вот такая трагическая судьба была у этого необычайно одаренного человека.

Николай 1 за убийство Грибоедова благосклонно принял извинения и подарок иранского шаха - огромный бриллиант. «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское дело», -- заявил русский император.

Ученик.

                   Горька судьба поэтов всех времен;

                   Тяжелее всех судьба казнит Россию:

                   Для славы и Рылеев был рожден;

                   Но юноша в свободу был влюблен…

                   Стянула петля дерзостную выю…

Ученица.

…Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий Перунами полет

Сияньем облил бы страну родную.

Учитель. Стихотворением поэта-декабриста В. Кюхельбекера «Участь русских поэтов» (последняя строфа посвящена Александру Сергеевичу Грибоедову) мы и заканчиваем сегодняшний урок.

Домашнее заданиебиография А. С. Грибоедова; читать I и II действия пьесы; вспомнить основные правила классицизма.

 































Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС


Дата: 14.10.2017

Учитель: Одикадзе Жужуна Владимировна

Класс: 9 «А»

Количество учащихся в классе: 21

Присутствовали на уроке: Тедеев Р. Е.- директор школы, Дзуцева А.Т. – заместитель директора по УВР, Дзеранова А.Т. -руководитель МО учителей русского языка и литературы, Кучиева Ф. П.- учитель русского языка и литературы, Засеева Г.С.- учитель русского языка и литературы.

Тема урока: «А.С.Грибоедов: личность и судьба».

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала с литературно-музыкальной композицией и элементами сообщений учащихся.

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

образовательные: знакомство с личностью А. С. Грибоедова, история создания комедии «Горе от ума»;

развивающие: совершенствование умения анализировать историко-литературный процесс, формирование культурно- речевой среды , развитие диалогической и монологической речи.

воспитательные: способствовать воспитанию умения работать в коллективе (классе, группе), способствовать формированию чувства гордости за русскую литературу.


Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

Дидактические задачи урока соответствуют отобранному содержанию урока.

Объяснение учителя доступное. У учащихся сформировано умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой (учащиеся слушают объяснение учителя и одновременно ведут записи).Новый материал усвоен и задача образовательного аспекта цели урока решена в отношении всех учащихся.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует с содержанием учебной программы и учебника.

Методы обучения

Методы, приёмы и средства обучения соответствуют содержанию учебного материала, поставленным образовательным целям урока, задачам активации обучающихся. Уместно используется исследовательская деятельность.

Формы обучения

Использовалась групповая работа.

Результативность урока

Результат соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков.

Практическая направленность урока

Практическая направленность урока выполнена.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Отмечена самостоятельность обучающихся в процессе проведения урока.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

На каждом этапе урока действия учителя были направлены на обеспечение познавательной и учебной деятельности учащихся.

Формирование ИКТ- компетентности

На уроке применялся ИКТ, что способствовало активации познавательной деятельности

Структура урока

Основная дидактическая задача соответствует структуре урока и на данном этапе обучения решена. Взаимодействие структурных компонентов урока объективно.

Педагогический стиль

Учитель владеет технологией диалога. Присутствует демократический стиль общения.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета


Цель применения образовательной технологии была достигнута. Формируемые компетенции были выполнены.Результативность использования современных образовательных технологий в процессе обучения была достигнута.

Применение здоровьесберегающих технологий

Кабинет проветривался во время перемены для повышения общей работоспособности организма, замедления процесса утомления и профилактики ОРВИ. Здоровье обучающихся поддерживалось созданием положительного микроклимата в классе.


Выводы и предложения:

Считаю, что цель урока была достигнута. Четко распределены и выдержаны временные рамки. Была применена групповая форма обучения. Учащиеся продемонстрировали хорошее владение материалом, способность работать в парах, проявили интерес к изучению личности и судьбы А. С. Грибоедова. Урок был построен в соответствии с ФГОС.







Директор школы Р. Е. Тедеев


Завуч по УВР А. Т. Дзуцева





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!