Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шеманихинская средняя общеобразовательная школа
Открытое внеклассное мероприятие
«Час занимательной географии»
5-6 классы
Цель: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение заинтересованности и активизации деятельности учеников к предмету “география”.
Задачи:
Содействовать более эффективному усвоению географического материала.
Оценка уровня знаний через игровые ситуации.
Формировать у учащихся умения работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, принимать самостоятельно решения в проблемной ситуации.
Способствовать развитию эмоциональных и коммуникативных навыков для решения актуальных задач его личностного роста.
Цель проведения мероприятия.
В игровой форме проверить, повторить и обобщить изученный материал по географии в 5-6 классах. Закрепить практические навыки работы с географической картой, компасом.
Задачи мероприятия
1.Развивать познавательный интерес, память, внимание, логику, мышление.
2.Закрепить умение работать с географической картой, умение ориентироваться на местности.
3.Углубить любовь к знаниям и предмету.
4. Научить ориентироваться в информационном пространстве.
Воспитательные задачи:
Привить умение работать в коллективе, развивать чувство содружества, взаимопонимания, взаимовыручки, патриотизма.
Форма проведения: (Игра-соревнование).
Оборудование:
Физическая карта мира, физическая карта полушарий, контурная карта мира, компас, мяч.
В конкурсе участвуют: капитаны, геологи, биологи, альпинисты, кладоискатели, путешественники, картографы.
Девиз: Бороться и искать, найти и не сдаваться!
Добрый день,
Древнегреческий философ Цицерон жил немного позже Эратосфена, с легкой руки которого появилось название «география». География – наука древняя. Начало ей положили именно наблюдения за природой, землеописания, попытки измерить размеры земного шара. В настоящее время человек не просто описывает природу, но и использует её богатства, пытается узнать, как она устроена. По каким законам живет природа, как связаны между собой все её составные части. Изучение и наблюдение за природой привело к образованию не только географии, но и биологии, физики, и многих других наук.
(конкурс по группам или нескольких команд)
1.Представление команд: приветствие, название, девиз.
2. Разминка:
Вопросы командам (загадки)
- лежал, лежал, да и в речку побежал? (снег).
- красное коромысло через речку повисло? (радуга).
- от дождей, текучих вод он растёт из года в год, он полей равнинных враг. Как зовут его? (овраг)
- чтоб узнать глубины вод. Что применим? (эхолот).
- взлетает пыль и кучи пепла. В земле бушует бог огня. Какие горы Этна? Гекла? Ещё вопрос вам от меня? (вулканические).
- бьёт источника фонтан, струя до поднебесья. В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен.( гейзер).
Конкурс “Кто быстрее”.
1.Белая собака бежит за черным зайцем, кто больше вспотеет (никто)
2.У кого больше шейных позвонков: у жирафа или у белой мыши? ( у всех млекопитающих по 7)
3.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не умеет говорить)
4.Какой шар нельзя укатить? (Земной)
5.Когда температура у воробья ниже – летом или зимой? (одинаковая)
6.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй. (пингвин)
7.Фольклор. Загадки. Шел да шел, да в землю ушел
(Дождь)
8.Серое сукно тянется в окно(Туман)
9.Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь
(Горизонт)
10.Кругом вода, а с питьем беда
(Море)
11.Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что такое?
(Географическая карта)
12.Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя
(Болото)
13.Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит
(Гром и молния)
3. Конкурс капитанов ( 5 балов)
Путешествие по карте (выдаются конверты, в которых находится задание и кораблики на пластилине, ими на карте надо отметить кратчайший путь следования). Кто первый и правильно доплыл, получает 5 баллов
А) из Чёрного моря совершить путешествие в Филиппинское море.
Б) из Саргассового моря совершить путешествие в Филиппинское море.
4. Конкурс картографов: (5 баллов)
(в конвертах выдаются разрезанные из старых атласов карты мира в виде пазлов)
а) Чья команда раньше и правильно сложит разрезанную карту мира, выигрывает 5 баллов.
5.Конкурс болельщиков:
-геоид это? (форма Земли).
-длина экватора? (40000км.)
-длина дуги меридиана? (20000км).
-что означает слово география в переводе с греческого? (землеописание).
-из-за чего происходит смена дня и ночи? (вращения Земли вокруг своей оси).
-самый большой океан мира? (Тихий).
6. География на все сто!
Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.
_ _ СТО _ - сторона света.
(Восток.)
_ СТО _ - начало реки.
(Исток.)
СТО _ _ _ _ - главный город страны.
(Столица.)
_ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике.
(Эстония.)
_ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России.
(Ростов.)
_ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.
(Севастополь.)
_ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане.
(Владивосток.)
_ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море.
(Кингстон.)
_ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане.
(Бостон.)
_ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море.
(Росток.)
СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море.
(Стокгольм.)
_ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.
(Христофор Колумб.)
_ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в
Замбии.
(Ливингстон.)
7.Конкурс путешественников.
Работает вся команда. Каждой команде даётся конверт с карточками-заданиями. По условным знакам (лес, луг, кустарник и т. д.) сообщить о своём путешествии.
8. Конкурс Весёлые стихи на внимание
(И. Агеева)
Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток.
(Не на восток, а на запад.)
Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.
(Не впадает, а вытекает.)
Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли, дети?
(Нет, их четыре.)
Край снегов, морозов, вьюг
Называем словом юг.
(Не юг, а север.)
Знает каждый капитан:
Волга - это океан.
(Не океан, а река.)
Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета.
(Не после рассвета, а после заката.)
Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест - большая река.
(Не река, а гора.)
Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас - гора.
(Не гора, а озеро.)
Со времён далёких и поныне
Льют дожди, как из ведра, в пустыне.
(Не в пустыне, а в тропиках.)
Высокие сосны слева и справа,
Семья их лесная зовётся дубрава.
(Не дубрава, а бор.)
Белые медведи ходят-бродят по лесу,
А их братья бурые - по Северному полюсу.
(Поменять медведей местами.)
На пруду есть развлечение:
На спине плыть по течению.
(Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)
Есть отличная примета:
Выпал снег - встречайте лето.
(Не лето, зиму.)
Листопаду дали старт -
Наступил ведь месяц март.
(Не март, а сентябрь.)
9. конкурс. « Способный» к открытиям
1. Два путника подошли к реке, им нужно переправиться на другой берег, но в лодку может сесть только один. Как им переправиться? Очень просто, если они стоят на противоположных берегах. Хитрость в том, что в условии не сказано, что эти два человека находились на одном берегу
2. Вы зашли в темную кухню, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? Спичку
3. Как правильно сказать: «Три да четыре суть пять или три да четыре есть пять»? И то, и то неправильно. Согласно арифметике три да четыре будет семь, а не пять
4. Электровоз идет на север со скоростью 80 км в час, ветер западный, скорость ветра 20 км в час. В каком направлении идет дым? У электровоза дыма не бывает
5. Шел человек в город по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? 4
6. Шел человек в город а навстречу ему шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? 1
7. Лежат три яблока, два вы забрали. Сколько у вас яблок? 2
8. В коробке вперемешку лежат носки - красные и черные. Если вы собираетесь в темноте, сколько минимально надо взять носков, чтобы получилась хотя бы одна пара одного цвета? 3
9. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? 12
10. Что в России на первом месте, а во Франции на втором? Буква «р»
10. Конкурс – Я знаю мир. Шагаю - называю:
Кто больше прошагает и назовет, не повторяясь, объекты мира (реки, горы, города и т. д.)
11. Конкурс эрудитов:
По одному игроку от команды - Участники должны быстро поместить звёздочку, но контурную настенную карту, по названию географического объекта, соответствующего определённому материку либо океану.
р. Нил-Африка; Анды- Южн. Америка; Волга- Евразия; Марианский желоб- Тихий океан; о. Гренландия; Гибралтарский пролив; Средиземное море; кенгуру, и т.д.
12. Блицтурнир:
Участвует вся команда
- чья команда наберет больше правильных ответов за минуту.
Вопросы 1 команде:
-кто автор слова (география)? (Эратосфен).
- кто открыл Новый Свет, Америку? (Х. Колумб).
- кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан, Х. Элькано)
- расстояние от Земли до Солнца? (150млн. км.)
- линии на глобусе проходящие через полюса? (меридианы).
-чему равна широта экватора? (0°).
-день зимнего солнцестояния? (22 декабря).
-дни равноденствия? (21 марта,23 сентября).
- с какой линии начинается полярная ночь или полярный день? (полярный круг).
-самый большой материк? (Евразия).
-самая высокая точка Земли? (Эверест, Джомолунгма).
-самая большая низменность мира? (Амазонская).
- самый крупный остров мира? (Гренландия).
-на каком материке нет вулканов и землетрясений? (Австралия)
-самая низкая температура на Земле? (-89°Антарктида, восток).
-как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера).
- как называется прибор, определяющий атмосферное давление? (барометр).
-место рождения реки? (исток).
- как называется река с притоками? (система реки).
-самая многоводная река мира? (Амазонка).
-самый высокий водопад мира? (Анхель).
-самое глубокое озеро мира? (Байкал).
-самое большое озеро мира? (Каспийское море).
-самое большое млекопитающее Земли? (синий кит,30м. длина)
Вопросы 2 команде:
- о чём физическая география? (о природе Земли).
- кто открыл морской путь в Индию? (Васко да Гамма).
- кто совершил первую русскую кругосветку? (И. Крузенштерн).
- линия, делящая глобус на две равные части? (экватор)
-длина экватора? (40000 км.)
-день летнего солнцестояния? (22 июня).
- на какой линии солнце один раз в году в зените? (тропике).
-самый большой океан? (Тихий).
-самая длинная горная цепь на суше? (Анды).
-самое глубокое место в океане? (Марианская впадина).
-как называется земная кора и верхняя часть мантии? (литосфера).
-самая высокая температура на Земле? (+54°С. Африка).
-самое сухое место на Земле? (пустыня Атакама).
- как называется нижняя часть в атмосфере? (тропосфера).
- прибор, определяющий температуру воздуха? (термометр).
-место куда река впадает? (устье).
-самая длинная река мира? ( Нил).
-самый красивый водопад Африки? (Виктория).
-самое высокогорное озеро мира? (Титикака).
-самое солёное море мира? (Красное).
-самое большое млекопитающее суши? (африканский слон).
-самый крупный хищник суши? (белый медведь, вес 900кг.).
-самая плодородная почва мира? (чернозём).
14. подведение итогов, выставление оценок.