Методическая разработка на тему:
«Метапредметная неделя по истории и географии»
Введение.
Современная школа должна работать таким образом, чтобы дать возможность самоопределения и самореализации каждого школьника. Решить задачи, которые сейчас стоят перед образованием невозможно лишь традиционными методами и приёмами школьного обучения. Сегодня школа должна формировать людей новых, с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных, а также людей, способных работать не только индивидуально, но и в составе команды. Актуальность в данной работе связана с тем, что современный рынок нуждается в специалистах не просто с широким кругозором, а в таких, работа которых тесно связана со знанием географии, истории, экономики, права. Это делает знание предметов гуманитарного цикла наиболее востребованными. Однако так как происходит быстрый рост изменений в обществе, общественных отношений, которые влияют на школу и на школьников, большой поток информации, фактически невозможно уложить в рамки уроков, поэтому большую роль начинает приобретать внеклассная работа, в целом, и, безусловно, по истории.
Метапредметная неделя является важным этапом в первичном выявлении творческих, исследовательских, организаторских и других способностей учащихся. Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.
Метапредметная неделя включает в себя все необходимые для полноценного саморазвития личности этапы:
- самоцелеполагание (свобода, воля);
- самопланирование (инициатива, творчество);
- самоорганизация (самостоятельность, решительность);
- самореализация намеченных целей (трудолюбие, способности),
- самоанализ и самооценка результатов (совесть, честность).
Во внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.
Принятие участия в метапредметной недели формирует познавательные, информационные, социальные, коммуникативные компетенции.
Пояснительная записка.
Неделя истории и географии– это одна из многочисленных форм внеурочной работы.
Внеурочная работа – это такая деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, содействует углублению знаний учащихся в области истории и географии, развитию их разносторонних интересов и способностей.
Цели:
- углубление знаний по предмету;
- развитие умения применять полученные знания в практической деятельности;
- развитие у учащихся способности к самоорганизации, творческому подходу, коммуникабельности;
Задачи:
- привлечение внимания учащихся к знаменательным историческим событиям;
- формирование положительной мотивации к изучению истории вообще и к истории родного края в частности;
- систематизация и обобщение имеющихся знаний;
- развитие познавательной активности учащихся;
- проведение в рамках недели уроков, Квест-игр, проектных заданий, эко- рейдов и исторических рейдов, интеллектуальных соревнований между учениками, открытых уроков и конференции.
- воспитание чувств патриотизма, гордости за свою страну, родной край, семью;
- развитие коммуникативных качеств, ораторских способностей, чувства коллективизма, взаимоуважения, ответственности.
Формы и методы предметной недели:
- беседы, конкурсы, семинары, викторины, интеллектуальные игры;
- творческие работы, проекты.
Планируемые результаты:
Результатом метапредметной недели является развивание у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам проведения предметной недели относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты в процессе проведения метапредметной недели выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты метапредметной недели включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Методика проведения.
Метапредметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы. План проведения метапредметной недели утверждается директором за месяц до ее начала, в это же время утверждаются ответственные за организацию мероприятия учителя и учащиеся.
В организации и проведении метапредметной недели по истории и географии активно задействованы ученики 5-11 классов.
В начале учебного года на занятиях по истории и географии учащимся сообщают о проведении недели по данным дисциплинам. Метапредметная неделя по истории и географии проводиться с 9 по 13 ноября 2021 г.
Каждый день недели имеет свою направленность.
На кануне начала мероприятия организаторами и ответственными учащимися оформляется школа:
1. Перед входом вывешивается объявление о проведении недели географии и истории;
2. В фойе школы на информационном стенде размещаются следующие документы: утвержденный план проведения метапредметной недели; положения о конкурсах; информация о баллах, которые может набрать класс, участвуя в конкурсах и мероприятиях.
На общешкольной линейке директор школы объявляет об открытии метапредметной недели образовательной области истории и георгафии и излагает план его проведения.
Ход сценария
Учитель истории.
Дорогие ребята! С 9 по 13 марта в нашей школе пройдет предметная неделя истории и географии….
История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
Для меня история,это как машина времени ,которая позволяет совершать путешествие в прошлое,открывать много нового и интересного.Я приглашаю вас в путешествие ,которое поможет нам выяснить насколько хорошо вы усвоили исторический материал.
Ведущая: (Динара)
Внимание, школа!
Внимание,народ!
Праздник науки
Для всей школы
На этой сцене идет!
Глашатай(Нурмагомед)-Народ честной,остановитесь,к нам на праздник пришла сама богиня Клио(Хадижа)
Богиня истории Клио:
О бессмертные боги!
Повелели вы мне все людские дела и события заносить в один свиток заветный.
И с тех пор этот свиток историей звали, а меня нарекли богиней истории – Клио.
С незапамятных лет и поныне муза моя вездесуща. Знаю все, что творимо везде
и людьми, и богами: война ль между странами, несущая смерть, разрушения иль
строительство храма великого.
Ведаю все! О великомудрые! Предлагаю вам вместе со мной вспомнить
славнейшего свитка страницы, дабы чтить наших предков великих!
Богиня Клио зазывает века(древний мир,средние века,новое и новейшее времена)
Ведущая:Мой любимый предмет география,одна из самых важных,познавательных и интересных наук.
(Сефият)-
По горам великим в Азии
Мы немножечко полазили,
А в пустыне жаркой в Африке
Мы бродили по песку.
Умудрились насладиться мы
Европейскими столицами
Побывали мы в Австралии,
С Рождеством коал поздравили,
Ну, а рядом в Океании
Потрепали нас ветра💨
Учитель истории.(Гагаева М.А.)Итак, ребята! Сегодня мы с вами открыли только одну страничку истории. Впереди у нас целая неделя встреч, знакомств, игр с целью лучшего познания одного из интереснейших школьных предметов – истории.
Вас ждут увлекательные викторины на разные исторические темы. Тот, кто разгадает, хотя бы одну – получит приз, а если найдется знаток истории и осилит все вопросы , то, несомненно, получит большой приз. В конце недели мы подведем итоги конкурсов стенгазет и гербов. Лучшие работы получат награды. Вас ждет увлекательное путешествие в краеведческий музей.
Дерзайте, друзья мои! И да победит сильнейший!
Клио-На неделю истории я пришла с танцевальным коллективом с жаркого материка Африки.
Танец папуасов